Переход от авторитаризма к демократии.

В середине XIX века был сформулирован закон политического развития. Токвилль и другие мыслители полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов в обществе (партий и т.п.) и как следствие не удается остановить начавшиеся процессы. Интенсивная поляризация не способствует введению начавшегося процесса в демократические рамки, наступает «тирания черни» - охлократия. Не в одной стране переход от абсолютистских (авторитарных) систем к демократии не был безболезненным. В Англии 5 веков шла борьба за установление демократических условий. Переход Франции к демократической системе осуществлялся за 2 столетия, сопровождаясь революциями и волнениями.

В современной политологической литературе принято выделять 3 пути перехода к демократии:

· Эволюционный путь

· Революционный путь

· Военный путь, путем завоевания.

Этапы перехода:

1. Кризис авторитарного режима – может быть вызван обстоятельствами как внутреннего, так и внешнего характера. Снижением легитимности на всех уровнях, возникновением разнополярных течения и т.п.

2. Установление демократии

3. Консолидация демократии

Выделяют также модели перехода к демократии:

· Линейная модель (является классической). Она подразумевает постепенное ограничение прав власти, и расширение прав и свобод личности, утрату избирательных цензов и т.п.

· Циклическая модель – характеризуется чередованием авторитарных и демократических форм правления по определенным циклам. Правители либо свергаются военными хунтами, либо сами теряют власть.

· Диалектическая модель – характерна нестабильность переходов политических режимов, но переход к демократии при такой модели всегда осуществляется только под давлением созревших предпосылок.

· Кооперативная модель – обладает сущностным потенциалом демократии, переход к ней осуществляется в ходе постепенной либерализации политического режима.

· Конкурентная модель – характеризуется резкой либерализацией, распадом прежней системы и попытками внедрения новых политических институтов любой ценой. Такая модель перехода может сопровождаться насилием и гражданской войной.

Исходя из предложенных моделей, политолог Пшеворский, попытался выделить 5 возможных исходов перехода к демократии:

1. Структура конфликтов такова, что не один демократический институт не может утвердиться, а политические системы начинают бороться за новую диктатуру.

2. Временный консенсус сил

3. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы сохраниться, но соперничество противоположных политических сил мешает их становлению.

4. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы выжить, но политические силы соглашаются на нежизнеспособность политической структуры.

5. Некоторые демократические институты смогли бы сохраниться и когда их вводят, они оказываются прочными.

При анализе перехода от авторитаризма к демократии следует всегда помнить, что зрелая демократия, в полном смысле в полном смысле этого слова, возникает не сразу, а по прошествию времени, через 1-2 поколения.

Основная и дополнительная литература

Основная литература:

1. Теория политики: учебное пособие / под ред. Б.А.Исаева.- СПб.: Питер, 2008.- 464с.

2. Политология: учебник / А. П. Кравченко.- М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.- 448с.

3. Политология. Конспект лекций: учебное пособие / Р.Т. Мухаев.- М.: Проспект, 2010.- 224с.

4. Политология: учебное пособие / А.Н. Булатова, З.Н. Исмагамбетова.- Астана: Данекер, 2005.- 160с.

5. Политология. Основной курс: учебник / К.С. Гаджиев.- М.: Высшее образование, 2005.- 461с.- (Основы наук).

6. Политология. Методы исследования/ Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич; общ.ред. А.К.Соколова.- М.: Весь мир, 1999.- 544с.- (Мегапроект "Пушкинская б-ка").

7. Политология: Западная и Восточная традиции: учебник / А.С. Панарин.- М.: Книжный дом "Университет", 2000.- 320с.

8. Основы политологии: учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / под ред. А.В.Малько.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 375с.

9. Политология: учебное пособие / под ред. М.А.Василика.- 3-е изд.- СПб.: Изд-во "Бизнес-Пресса", 2000.- 368с.

10. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 447с.

11. История политических и правовых учений: учебное пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин.- М.: Проспект, 2009.- 480с.

12. Политология: учебник / А.Ю.Мельвиль и др.- М.: МГИМО (У) МИД России; Проспект, 2011.- 624с.

13. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы/ Р.Х. Чилкот; пер. с англ. В.А.Галкина.- М.: ИНФРА-М; Изд-во "Весь мир", 2001.- 560с.- (Высшее образование).

14. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге ХХ1 века/ Э. Тоффлер; пер. с англ.- М.: Изд-во АСТ, 2002.- 669с.- (Philosophy).

15. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред.С.Ланцова.- СПб.: Питер, 2008.- 319с., ил.- (Учебное пособие).

Дополнительная литература:

1. Политические конфликты: основания, типология, динамика/ А.В. Глухова.- М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 278с.

2. Казахстанская политологическая энциклопедия/ гл.ред. Т.Т.Мустафин.- Алматы: Ин-т развития Казахстана, 1998.- 448с.

3. Главные идеологии современности/ В.П. Макаренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 476с.

4. Независимость. Демократия. Гуманизм (1991-2006)/ А.Н. Нысанбаев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2006.- 378с.

5. Казахстан сегодня: монография / под общ.ред.Б.К.Султанова.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009.- 416с.

6. Стратегия Независимости/ Н.А. Назарбаев.- Алматы: Атамұра, 2003.- 312с.

7. Казахстан политический [Текст]: история, практика, личный опыт / С.А. Дьяченко.- Астана: Елорда, 2010.- 264с.

8. Правитель. Книга об искусстве управления людьми и государством/ Н. Макиавелли.- Алматы: ИД "Кочевники", 2002.- 128с.

9. На пороге ХХІ века/ Н.А. Назарбаев.- Алматы: Атамұра, 2003.- 256с., ил.

10. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие для студентов вузов / Т.Э. Гринберг.- М.: Аспект Пресс, 2006.- 317с.

Планы семинарских занятий

Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах

(Всего 15 часов)

Темы и вопросы семинарских занятий Количество часов
Политология как наука и учебная дисциплина
1.1 Объект и предмет политологии
1.2 Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике
1.3 Соотношение политологии с другими социальными науками
1.4 Место политической науки в структуре политологического знания
1.5 Функции политологии как науки
Политика и ее роль в жизни общества
2.1 Понятие и сущность политики, эволюция взглядов на политику в истории общественно-политических учений
2.2 Политические отношения. Объект и субъект политики, их взаимосвязь. Функции политики.
2.3 Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
2.4 Внутренняя и внешняя политика в РК.
2.5 Политика и мораль. Цель и средства в политике.
История развития политической мысли
3.1 Античная политическая мысль(Аристотель, Платон, Цицерон, Перикл)
3.2 Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский)
3.3 Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли
3.4 Политическая мысль Востока
3.5 Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами
3.6 Современная западная политология
Политическая власть как общественное явление
4.1 Власть как центральная проблема исследования политической науки
4.2 Происхождение власти как общественного явления: генезис, отношения, принципы, институты, концепции и структура
4.3 Типология ресурсов власти
4.4 Легитимность власти
Политическая система общества
5.1 Политическая система: понятие, сущность
5.2 Структура и компоненты политической системы
5.3 Классификация политических систем
5.4 Политическая система РК
5.5 Понятие и типы политических режимов
Государство и гражданское общество: происхождение и сущность
6.1 Государство: происхождение и сущность
6.2 Правовое и социальное государство
6.3 Основные признаки гражданского общества
Политические идеологии
7.1 Понятие, сущность и уровни политической идеологии
7.2 Функции политической идеологии
7.3 Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм и др.
Политические партии и общественно-политические движения
8.1 Сущность политической партии
8.2 Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии
8.3 Группы давления и общественно-политические движения
Политическое лидерство
9.1 Понятие «лидерства». Теории лидерства
9.2 Политический лидер: функции, типология
9.3 Архетипы политического лидера
Политические элиты. Современные теории элит
10.1 Понятие и функции политической элиты
10.2 Современные теории элит
10.3 Концепции образования, циркуляции и смены элит
Политическая культура и политическое сознание: сущность и происхождение
11.1 Понятие «политическая культура»
11.2 Функции политической культуры
11.3 Структура политической культуры
11.4 Основные составляющие политической культуры
Политические конфликты и политические процессы
12.1 Понятие политического процесса, условия формирования и факторы урегулирования.
12.2 Классификация политических процессов и формы участия в нем.
12.3 Конфликты как основа развития общественных отношений
12.4 Фазы развития конфликтов
12.5 Методы урегулирования политических конфликтов
Международные отношения и внешняя политика
13.1 Современные международные отношения
13.2 Глобализация и ее влияние на современные международные отношения
13.3 Расстановка геополитических сил
13.4 Современные международные организации в мировой политике
13.5 Борьба с терроризмом
Избирательные системы
14.1 Типы избирательных систем
14.2 Избирательная система РК
14.3 Методы определения избирательной квоты
Политическое развитие и модернизация
15.1 Соотношение политического развития и модернизации
15.2 Основные этапы эволюции теории политической модернизации
15.3 Тип политической культуры Казахстана на современном этапе
15.4 Переход от авторитаризма к демократии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие методические указания

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по изучаемой дисциплине. Помочь в этом может, в первую очередь, лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим (семинарским) занятиям, рассматривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих политологических знаний. Ряд вопросов учебного курса изучается в ходе самостоятельной работы. Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента предваряется ознакомлением с программой учебного курса. Изучение каждой темы целесообразно начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область политологических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Политология, как и любая наука, имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой базируется каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании - это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат политологии. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого политического явления.

В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристике политических отношений, связей, процессов применяются понятия «закона», «закономерностей».

Очевидно, что автор учебника или учебного пособия, пытающийся дать характеристику законам и закономерностям политической сферы, по крайней мере, должен сделать две оговорки: во-первых, отметить, что данная точка зрения не является общепринятой в политической науке; во-вторых, четко определить, что он понимает под политическими законами и закономерностями.

При этом следует знать и то, что нередко трактуемые «законы» политики являются во многом надуманными, слабо обоснованными, другие авторы порой весьма успешно характеризуют содержание политического явления, не прибегая к категориям «закона», «закономерности».

Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, не всегда совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. Обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены.

Наши рекомендации