Крупные изменения коснулись и правоохранительных органов.
В 1933 г. была создана Прокуратура СССР. Основной задачей ее было укрепление законности и охрана общественной собственности на всей территории Союза ССР. Так, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен был осуществлять непосредственно (реально этот пункт не действовал, органы госбезопасности были фактически выведены из под надзора прокуратуры). Прокурор Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.
В июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Наркомат юстиции СССР. Он наблюдал за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения к законам, вел работы по кодификации законодательства и судебной статистике, руководил изданием юридической литературы. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами, осуществлял общее руководство нотариатом и коллегией адвокатов, организовывал юридическую помощь населению.
В августе 1938 г. был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Соответственно, в течение 1938–1939 гг. была перестроена вся судебная система СССР – она теперь соответствовала административно-территориальному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный Суд автономной республики, союзной республики и Союза ССР. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения в соответствии с их конституционной компетентностью. Общесоюзными являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Они действовали на тех же принципах, что и все другие суды СССР.
Суды были выборными. Так, например, Верховный Суд союзной республики избирался Верховным Советом республики на 5 лет. Он рассматривал особо важные дела, мог принять к производству любое дело любого суда на территории республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных судов, мог пересматривать дела в порядке надзора.
Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР также на 5 лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики.
В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). ОГПУ было преобразовано в Главное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в 3,5 раз больше сотрудников, чем в милиции). На него были возложены функции внешней разведки, контрразведки и госбезопасности, а также руководство особыми отделами в армии.
В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников – тюрьмы. Расширялись функции и структура милиции. В 1936 г. была образована ГАИ, организовались паспортные столы и ОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет. На НКВД также возлагалось обеспечение общественного порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело.
С созданием в 1934 г. ГУЛАГа НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х годов места заключения были в ведении республиканских НКВД). НКВД СССР превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство (в 1937 г. он осваивал 6 % всех средств на капитальное строительство). Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств. С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы.
Были реорганизованы структуры НКВД, выполнявшие судебные функции. В первой половине 30-х годов они свертывались. Так в 1932 г. «тройкам» ОГПУ было запрещено приговаривать к высшей мере. В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела по окончании следствия должны были направляться в суд. Однако при наркоме внутренних дел СССР создавалось Особое совещание (ОСО), которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, однако более ограниченными, чем ранее Судебная коллегия. В состав ОСО был введен Прокурор СССР или его заместитель. Осенью 1937 г. полномочия ОСО были расширены, оно могло приговаривать к расстрелу, а также проводить разбирательство дел списками.
Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудноуправляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.
Рассматриваемый нами период жизни страны характерен и т.н. «сталинскими репрессиями». Этим термином определяют репрессии 30-х годов, особенно в 1937–1938 гг. и их слабый рецидив в 1948 г. В отличие от «красного террора» и репрессий «досталинского периода» при этом имеются в виду именно репрессии по политическим мотивам.
Созданная в 1930 г. система ГУИТУ (Главное управление исправительно-трудовых учреждений), а позднее ГУЛАГа (Главное управление лагерей) включала в себя спецпоселения (ссылка), колонии (для осужденных на срок менее 3 лет) и лагеря. К «сталинским репрессиям» относятся приговоры по ст. 58 УК РСФСР 1926 г. о контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлениях (бандитизм, разбой и др.). Это приговоры к высшей мере или к лишению свободы в лагере.
По статье 58 за 1930–1939 гг. было осуждено 2,8 млн. человек, из них 1,35 млн. за два года – 1937 и 1938. К высшей мере за десятилетие приговорено 724,4 тыс. человек, а за 1937–1938 гг. 684,2 тыс.
В феврале 1937 г. начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков подал на имя И.В. Сталина записку, в которой сообщал, что в результате чисток партии и снятия с должностей образовался слой «обиженных представителей номенклатуры» численностью около 1,5 млн. человек, которые озлоблены и представляют опасность для государства. В ходе массовых репрессий уничтожалась эта социальная группа, без выяснения личной вины. Это была «превентивная гражданская война», очищающая тыл будущей большой войны.
Репрессии позволили одним махом, не соблюдая обычных административных процедур, сменить целое поколение старой номенклатуры на новое, подготовленное уже в современных условиях, более грамотное и воспитанное вне партийной фракционности. Репрессии разрушили все начавшие складываться через самоорганизацию номенклатурные кланы, ориентированные на групповые цели и ускользающие от контроля (после того, как мы наблюдали действия таких кланов, которые в конце 80-х годов хладнокровно ликвидировали СССР, опасения И.В. Сталина таким образом нельзя считать абсурдными).
С января 1938 г. маховик репрессий начали тормозить. В 1939 г. была проведена массовая реабилитация (освобождено 837 тыс. человек, в том числе 13 тыс. офицеров, которых восстановили в армии).
В целом сталинские репрессии остаются малоизученным явлением в истории России и нуждаются в ответственном, свободным от идеологических пристрастий кропотливом исследовании.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Общая характеристика и назначение новой экономической политики.
2. Образовании и развитие СССР в 20-е годы XX в.
3. Конституция СССС 1924 г. Конституции союзных республик.
4. Реорганизация органов государственной безопасности, милиции и РКИ. Военная реформа 20-х годов XX в.
5. Охарактеризуйте государственное устройство СССР и структуру государственного аппарата конца 20-х–конца 30-х годов.
6. Особенности организации органов государственной безопасности и милиции в 30–40-е гг. XX в.
7. Конституции 1936 г. и изменения в государственном управлении
[1] Статья 7. Сроки действительной службы устанавливаются следующие:
а) для рядового состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии - 2 года;
б) для младшего начальствующего состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии - 3 года;
в) для рядового и младшего начальствующего состава военно-воздушных сил Армии и Флота - 4 года;
г) для рядового и младшего начальствующего состава частей береговой обороны - 4 года;
д) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей и частей Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота - 5 лет;
е) для рядового состава внутренних войск - 2 года;
ж) для младшего начальствующего состава внутренних войск - 3 года;
з) для рядового и младшего начальствующего состава сухопутных частей пограничных войск - 3 года;
и) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей пограничных войск - 4 года.
Примечание. Курсанты военных и военно-морских училищ, отчисленные от училищ за плохую успеваемость или дисциплинарные проступки, обязаны отслужить в строевых частях Красной Армии или Военно-Морского Флота срок действительной военной службы без зачета времени обучения в училище.