Либерально-демократическая партия

Либерально-демократическая партия Сербии (серб. Либерал-демократска партиjа) - одна из самых прозападных политических партий в Сербии, основана в 2005 году после раскола в Демократической партии частью сторонников скорейшего вступления Сербии в ЕС. Лидер партии - Чедомир Йованович.

Партия была основана 5 ноября 2005 года в Белграде. В нынешнем созыве народной Скупщины имеет 11 мандатов и состоит в оппозиции проевропейской правящей коалиции. На майских выборах 2008 года партия получила 5,2% голосов при 5%-ном барьере.

Одним из главных пунктов программы партии является признание независимости Косово. На переговорах по парламентской коалиции после майских выборов Йованович предлагал вступление своей партии в неё при условии признания Косово Сербией.

В Сербии существует жесткое противостояние националистических движений, таких как «Образ» и так называемых "чедистов" (прозвище, данное партии националистами). Было несколько случаев столкновений националистов и активистов прозападной партии.

Сторонники националистических и консервативных партий Сербии критикуют либерал-демократов за идею признания Косово, исторически сербского края. Также депутаты от Сербской радикальной и Демократической партии Сербии не раз говорили о псевдооппозиционности "чедистов". Примером может служить отказ либералов голосовать за вотум недоверия правительству Сербии, голосование по которому состоялось 18 декабря.

ЛИГА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ ВОЕВОДИНЫ (ЛСДВ)

Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ) основана в 1990 г. Добивается предоставления Воеводине статуса республики в рамках федеративной Сербии, осуществления «социал-демократических принципов организации общества», укрепления многопартийной парламентской системы и равноправия народа Воеводины. ЛСДВ призывает к утверждению «социального государства», которое делает возможным существование «гуманного, справедливого и солидарного общества» и несет обязательства в таких областях, как здравоохранение, образование, забота о подрастающем поколении, стариках, нетрудоспособных, безработных и т.д. Частные инициативы в этих сферах должны, по мысли социал-демократов Воеводины, служить лишь дополнением.

Лига - за существование различных форм собственности и предпринимательства, причем их выбор должен определяться соображениями экономической эффективности, интересами граждан и общества. Партия ратует за полную занятость, гарантии прав наемных работников и их участие в принятии экономических решений. В 2000 г. ЛСДВ завоевала 5 мест в Скупщине Сербии в рамках блока ДОС; лидер партии Ненад Чанак был избран председателем регионального парламента Воеводины. В настоящее время партия входит в правящую коалицию Мирко Цветковича, но не представлена в правительстве министрами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известный сербский историк, Сима Чиркович считает, что Сербская государственность и ее исторические перипетии неотделимы от этнической истории сербов, однако первична, по его мнению, именно последняя. Он подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают его точку зрения.

Следуя примеру сербского историка можно сказать, что и политическая система Республики Сербии ещё окончательно не сформировалась. Сербы обрели своё государство и создали систему управления на своей территории.

По конституции Сербия является демократическим государством, сербского народа и всех проживающих в ней граждан, граждане которого должны соблюдать демократические принципы, закрепленные Конституцией. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция и республиканские законы имеют верховенство на всей территории Сербии.

Реально же в стране множество проблем как с соблюдением законов и конституции, так и в самой структуре власти. Ярким тому примером является ситуация в Косово. В целом политическую ситуацию в республике можно характеризовать как посткризисную.

Властям Сербии надо заняться решением социально-экономических и правовых проблем, которые ждут своего решения с конца 80-х гг. При этом политики зачастую отвлекают общественное внимание от насущных проблем формирования устойчивого экономического развития и социальной модернизации. Многие считают, что сильная Сербия - это Сербия, обладающая максимально возможной территорией, а вовсе не Сербия с развитым обществом, эффективными институтами государственной власти и сильной социальной политикой. Поэтому много общественных сил уходит на «собирание» территорий и борьбу за исконные сербские ценности. Такое положение дел можно характеризовать как политический, экономический и нравственный тупик, ясный и явный выход из которого не просматривается до сих пор. Таким образом система эта далека от совершенства и нуждается в серьёзном реформировании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Республики Сербия 2006 г.

2. Чарский, В.В. Сербский язык. Справочник по грамматике / В.В. Чарский. - М.: Живой язык, 2013. - 224 c.

3. Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира. В 2 т. - Т. 1. ? Рипол Классик, 2014. – 487 с.

4. Цветкович В.Н. Партийная борьба и СМИ в Сербии. / Сербия о себе: Сборник. / Сост. М. Йованович - М.: Европа, 2005. - 520 с.

5. Чиркович С.М. История сербов. - М.: Весь мир, 2011.-158 с.

6. Никифоров К.В. Сербия на Балканах. XX век. — Москва: Индрик, 2012. — 176 с.

7. Љубоја, Бранко. Организација власти у локалној самоуправи у Републици Србији. — Београд: Стална конференција градова и општина — Савез градова и општина Србије, 2013. — 57 с.

8. Цонић, Благоје Проблеми у обележавању територије и назива насељених места и утицај на безбедност саобраћаја – студија примера за општину уб (серб.) // VI стручни семинар «Улога локалне заједнице у безбедности саобраћаја». — Дивчибаре, 2011. — С. 102.

9. Попис становништва, домаћинства и станова 2011. у Републици Србији. Етноконфесионални и језички мозаик Србије / Др Ђурић В., Проф др Танасковић Д., Проф др Вукмировић Д., ЛаЂевић П.. — Београд: Републички завод за статистику, 2014. — 207 с.

10. Статистички годишњак 2015. — Београд: Републички завод за статистику, 2015. — 439 с.

11. Наратов Н.А. «Геополитика», М., «Юнити-Дана», 2011 г.- 874 с.

12. Кульба В.В., Косяченко С.А., Янич С.С. Подготовка исходных данных для моделирования сценариев развития Сербии и Черногории., 2003 г.- 121 с.

13. Сариева Ш. К. Перспективы развития внутренней политики в Сербии: возможности и реальность // Наука, новые технологии и инновации. — 2015. — № 3. — С. 115

14. Кожемякин С. В. Внешняя политика Сербии в зеркале интеграционных процессов в Центральной Азии // Постсоветский материк. — 2014. — № 1 (1). — С. 105

Интернет-ресурсы

1. Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org

Наши рекомендации