Сущность политической жизни общества. Объективные условия возникновения политической жизни общества.
Благодаря функционированию политической системы любое общество характеризуется определенной степенью развитости политической жизни.
Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез оптимальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относительной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимодействия предполагают наличие механизма, обеспечивающего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.
Таким образом, политическая жизнь общества - это сфера взаимодействия или противостояния различных политических сил и движений по поводу осуществления (разделения) власти.
Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с производством и распространением политического сознания, с определенным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их потребностей.
Основным элементом политической жизни является политическое действие. Примером политических действий являются социальные революции, реставрации, крестьянские и гражданские войны, избирательные кампании, государственные перевороты, забастовки, официальные визиты государственных и общественных деятелей, дипломатические переговоры, митинги, шествия, дискуссии и т.д.
Политические действия во имя важных политических целей могут быть:
• спонтанными ("табачные", "водочные" бунты);
• организованными достаточно свободно (защита Белого дома в период августовского путча);
• с высокой степенью организации и стабильности (действия государственных структур и политических партий).
Организация массовых политических акций может иметь ряд целей:
а) модификацию принятого решения или органа управления (государственного, партийного, общественного);
б) изменение состава правительства, иного органа управления;
в) изменение структуры политической системы;
г) изменение социально-политического устройства жизни общества.
Акции, направленные на изменение социально-политического устройства общества, считаются антиконституционными и преследуются по закону.
За свою многовековую историю человечество выработало ряд общезначимых принципов и форм политической жизни, соблюдение которых обеспечивает политической системе общества устойчивость и:
• политический плюрализм;
• представительную и непредставительную демократию;
• самоуправление;
• диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан;
• учет общественного мнения;
• обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою собственную позицию;
• верховенство закона;
• обеспечение политических и социально-экономических прав человека;
• возможность отзыва лиц, избранных в органы власти.
Политическая жизнь формируется не в последнюю очередь культурно-историческими традициями, национальными особенностями народа (например, сохраняющимися племенными, кровнородственными, общинными, земляческими и семейными отношениями, которые проникают в политический быт государственных, общественных структур или в самоуправление и т.д.). Общественной средой, в которой складывается политическая жизнь человека и общества, служат экономические, идеологические, культурные, правовые, религиозные формы совместной жизни людей и общественных отношений. Политическая жизнь непосредственно обусловлена состоянием гражданских и политических прав и свобод (свободы слова, собраний, совести и др.) и сама существенно влияет на их формирование и защиту.
Политическая жизнь изменчива и динамична, она знает подъемы и спады, периоды апатии и бурные взрывы. Под воздействием сложной системы факторов изменяется ее тонус.
Политическая жизнь общества в качестве аспекта общественной жизни она непосредственно вовлечена в решение политических и общественных задач, и ее организация служит их реализации. Поэтому политическая жизнь образует и арену состязания самых различных конкурирующих политических сил за влияние и лидерство. Политическая жизнь дифференцируется по самым различным признакам:
- политическим убеждениям,
- социальным и культурным укладам,
- жизни в центре и на периферии и т.д.,
- а также по двум уровням - индивидуальному и общественному,
- по признаку участия, т.е. отношения к политике - активному или пассивному.
Демократически политизированное общество привлекает к активному и добровольному этическому участию (выбору представительных учреждений, работе в ассоциациях, партиях, самоуправлении, массовых или групповых политических акциях) значительную часть политически самодеятельного населения, и его пассивная доля может оказаться сравнительно незначительной. Политическая жизнь такого общества может быть стабильной или динамичной, ее эмоциональный тонус может спадать и повышаться, так или иначе политическая культура его достаточно высока, значительная часть граждан быстро отзывается на политические мобилизации в периоды повышенной политической активности (в периоды выборов, кризисов, конфликтов). Возможно и наиболее полное, непосредственное участие граждан в решении местных и государственных проблем (прямая демократия), как это имеет место в Швейцарии.
Политизация жизни в обществах диктаторского, авторитарного или тоталитарного типа формально может оставлять вне политического участия минимальную часть общества, но и само участие подавляющей массы населения обычно формально и сводится к исполнению государственных и партийных команд. В мобилизациях значительную роль играет дисциплина страха.
Активная политическая жизнь отдельного человека, в отличие от общественной, не только связана с решением общезначимых задач, но и может иметь собственные цели: переход в политический класс занятых политикой профессионалов, государственных или партийных функционеров, работников управления разных уровней или просто активная роль в малой группе. Политическая жизнь индивида может складываться из статичных политических ролей и принимать форму той или иной политической карьеры, завершающейся порой в верхних эшелонах власти или теоретической политической деятельности.
Если политическая жизнь общества и человека детерминирована типом общества и государства, то она показательна и для оценки политического устройства страны и политического облика общества. Авторитарное, диктаторское или тоталитарное общество с централизованной властью, устойчивой структурой политических институтов, культурных связей с миром и влияний извне неизбежно сводит политическую жизнь к повиновению и исполнению, формальной активности, по существу, политически нейтрализованного и не организованного в гражданское общество населения. Политическая жизнь в этих условиях полностью подчинена действиям центральной власти и ее бюрократическим аппаратам. Свойственная таким обществам система связи государства и общества (однопартийная или беспартийная, а также наличие нескольких общегосударственных организаций профсоюзной, молодежной и т.п.) исключает подлинно активную ассоциативную политическую жизнь. В обществах с развитой системой демократических институтов, системой нескольких или многих партий, свободой политических и иных группировок, конкурсом политических взглядов и движений, развитым социальным контролем действий властей и активным самоуправлением политическая жизнь - органичная и эффективная составная часть политического процесса.
Социальное пространство, в котором возможна политическая жизнь, также существенно различно в обществах и государствах разных типов. Она может быть сосредоточена в кабинетах властей, и тогда отчужденные от политики массы участвуют в ней лишь как ее исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться общественным, народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества и его политической организации. В авторитарном или тоталитарном вариантах правления массовые акции - шествия, митинги, собрания - это часть официального ритуала, манифестации поддержки и одобрения политики, иногда не без высокого харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице - это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи в отношениях власти и народа, способ волеизъявления.
Важнейшим фактором политической жизни общества является политическая деятельность отдельных личностей. Она складывается в непрерывную цепь политических действий, как осознанных (в зависимости от поставленных целей), так и непреднамеренных (в отношении их политических результатов).
Диалектика типичности и индивидуальности выдающейся личности (Петр I, А.В.Суворов, У.Черчилль, В.И.Ленин, маршал Г.К.Жуков и др.) заключается в том, что своим образом мышления и действий эта личность становится наиболее представительной, ее индивидуальные черты приобретают параметры значительно выше средних. Типичность и одновременно индивидуальность, вызывающие общественное доверие и поддержку, придают репрезентативность (представительность, характерность) личности, а вслед за этим - авторитет,влияние. А потеря авторитета и влияния равнозначна политической гибели личности.
Содержание политических интересов складывается в процессе их анализа, осуществляемого как группой в целом (на уровне политических программ, целей, идеологий), так и каждым отдельным субъектом политической жизни на основе политической самоидентификации, путем осознания своей принадлежности к той или иной общности, группе, партии.
В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфическими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться. Этот процесс сопровождается появлением новых политических партий, движений, что придает политической жизни динамичный характер.
Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регулирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву.
Зависимость социально-политических субъектов друг от друга, политических институтов от субъектов политической деятельности придает политической жизни комплексный характер. Она может восприниматься не только как целое, но и как части целого (институты, нормы, ценности, реальные события, цели и средства).
Политическая жизнь демократического общества отличается открытостью. При наличии широкого спектра политических проблем в обществе действуют эффективные механизмы свободного обсуждения разнообразных политических вопросов, выработки оптимальных программ реализации политических интересов различных социальных слоев, а также есть реальная возможность свободной политической коммуникации.