Функции политической элитыопределяются ее ролью и местом в социально-политической жизни общества. Сформулируем некоторые из них

1. Принятие и контроль за реализацией политических решений. Выработка и принятие стратегических и тактических решений по ключевым проблемам жизни общества и разработка механизмов их осуществления – первейшая задача правящего класса.

2. Формирование, формулирование и презентация групповых интересов различных социальных слоев, т.е. представительство потребностей и интересов общества.

3. Обеспечение социальных коммуникаций предусматривает эффективное налаживание и поддержание каналов связи и взаимодействий между социальными группами и властью, опосредованное политическими интересами.

4. Продуцирование политических ценностей, способных активизировать членов общества, придавая им гражданские качества. Формирование на базе этих ценностей идеологических установок, социальных мифов и проектов способствуют мобилизации и консолидации общества.

5. Социальная интеграциязаключается в укреплении стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

6.Манипулирование общественным мнениемвыражается в использовании элитой различных способов формирования и управления общественным сознанием.[104]

Структура элитарного слояс развитием форм политической жизни усложняется и становится все более многогранной. В современной политологии в самой элите выделяют селекторат, который включает группу лиц, готовых к выполнению политических функций, потенциальные элитные группы, состоящие из лиц, только стремящихся к власти и определяющих свои политические приоритеты и позиции, самодеятельные элиты, состоящие из граждан, заявивших себя как субъекты политики, проигравших выборы, но оставшихся в публичном политическом поле; правящую элиту – социальную группу, одержавшую победу на выборах и непосредственно осуществляющую управление обществом и государством.

Особое место в структуре политической элиты занимает государственная бюрократия. Различные теоретики (Вебер, Бернхем, Троцкий и др.) представляли бюрократию как лиц, подчиняющих себе политиков. Келлнер и Краузер-Хант представляют ее как правящий класс страны. Источниками столь мощного влияния госслужащих являются: стратегическая роль бюрократии в политическом процессе, взаимоотношения между чиновниками и верхушкой исполнительной власти, и высокий социальный статус. Чиновники фактически решают, что министры будут знать и чего не будут знать, отсюда зависит, какие решения будут приняты.[105]

Таким образом, можно утверждать, что политическая элита полифункциональна, неоднородна, внутренне дифференцирована и многовариантна в различных политических системах. Поэтому классификация элит сложна и производится по различным основаниям.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные –этолица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции по наследству, властные –непосредственные обладатели власти и функциональные –профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

По месту и роли в политической системе различают правящую,непосредственно обладающую государственной властью и контрэлиту,которая находится в оппозиции правящему режиму.

В соответствии со способом рекрутирования различают открытую,генерирующую из различных слоев общества, черпающую кадровые ресурсы извне и закрытую,воспроизводящуюся из собственной среды.

По объему властных полномочий различают высшую элиту, состоящую из глав ветвей власти и их ближайшего окружения, лидеров ведущих политических партий и общественно-политических движений, среднюю элиту,включающую парламентариев,депутатов высших органов законодательной власти, министров, губернаторов, мэров крупных городов, полпредов президента, послов и др. и административную элиту, которая осуществляет распорядительные функции. Это госслужащие различного ранга, непосредственно реализующие политические решения. Группы, которые не могут быть отнесены к вышеперечисленным по доходу, профессиональному престижу и образованию образуют маргинальную элиту.

В зависимостиот цивилизационных признаков (базовых политических ценностей, ментальности, стиля управления) различают традиционную и современную элиты.

Социальная эффективность политической элиты в значительной степени зависит от её качественного состава, профессиональной компетентности, которые определяются системой отбора. Исторический опыт функционирования политических режимов определил два основных механизма рекрутирования элит: систему гильдий и антрепренерскую.

Система гильдий характеризуется закрытостью. Отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты очень узким кругом руководящих работников. Характерно для этой системы медленное продвижение кандидата на высшие должности, что обусловлено наличием множества формальных требований к претенденту. Это приводит к воспроизводству существующего типа элиты. Без дополнения конкурентными механизмами система гильдий может привести к постепенной дегенерации элиты.

Одним из вариантов системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Закрытый характер номенклатурной системы обусловил во многом деградацию советской политической элиты.

Дляантрепренерской системы характерна открытость. Теоретически она дает возможность представителям любых общественных групп претендовать на места в политических структурах, так как ориентирована на личностные качества кандидата. В этом отношении антрепренерская система предоставляет широкие возможности для молодежи, склонной к политическому творчеству и нововведениям. Ограниченное число формальных требований к претендентам, широкий круг электората обеспечивают высокую степень конкурентности отбора в элиту. Антрепренерская система лучше приспособлена к современным реалиям.

Корпоративность элиты, усиление ее кланового характера и внутренней замкнутости неизбежно ведут к ее деградации. Это социально опасная тенденция, ведущая к стагнации и, в перспективе, к нестабильности общества. Поэтому необходимы гарантии, защищающие социальную систему от этого процесса. К ним относятся: формирование институтов гражданского общества и основ правового государства, которые единственно дают возможность самореализации личности в политической сфере, свободу конкуренции при продвижении во власть, реальное соперничество элитных групп, их ротацию и динамичное развитие.

Критериями эффективной деятельности элиты являются:степень соответствия потребностям и интересам общества, достигнутый уровень благосостояния народа, политическая стабильность общества, гарантии национальной и личной безопасности.

Таким образом, следует признать, что при любом политическом режиме имеются относительно компактные и достаточно организованные социальные группы, которые осуществляют управление обществом и определяют направление его развития. В совокупности они образуют политический класс. Но при этом институциональные, социокультурные, идейно-политические и иные факторы, особенно тип политической системы, оказывают влияние на социальную роль элит. Политическая элита по-разному осуществляет властные функции при демократических, авторитарных и тоталитарных режимах.[106] Именно из ее рядов выдвигаются политические лидеры, которые в, свою очередь, в значительной степени определяют характер самой элиты.

Наши рекомендации