Методы воплощения текста на полосе
1) Текстический: материал набирается шрифтом, позволяющим заполнить оставшееся место на макете
2) Функциональный: определённую гарнитуру, размер и начертание закрепляют за материалами определённой тематики.
3) Эстетический: 3-4 гарнитуры начертания, частичная симметрия, один рисунок уравновешивается другим.
4) Функционально-эстетический.
Заголовочный комплекс газеты:
Задачи заголовка:
- отражать содержание статьи
- указывать на приоритетность или второстепенность материала
- заманивать читателя
- организовывать материалы на полосы.
Виды заголовков:
- обыкновенный – даёт представление о стоящим под ним материалом.
- подзаголовок (тематическая заполненость) – поясняет, уточняет, развивает содержание заголовка. Служебный – указывает на характеристику, направление, источник. Внутренний называет раздел материала.
- рубрика – ставится под основным заголовком (раздел газеты).
- шапка.
По расположению относительно текста:
- открытый (над всеми колонками)
- полуоткрытый (заголовок закрыт колонкой текста или фото справа или слева)
- закрытый (заголовок закрыт текста слева и справа)
- глухой (заголовок со всех сторон окружён текстом)
- полуглухой (заголовок окружён текстом сверху, снизу, слева или справа).
Способы размера двухстрочных заголовков:
- по центральной
- с пер. длиной строк. По центру или левому краю.
- каждое слово на отельной строке.
- неравные – ассиметрично.
Размер заголовков: чем меньше публикация, тем меньше заголовок. 1:3-4, 2:2-3, 3:1-2, 4:1, 5:1, 6:1.
Типы иллюстраций:
- фотографика (фото)
- графика (комиксы, рисунки)
- информационная графика (схемы, таблицы).
Группы изданий (по отношению к иллюстрациям):
1) Малоиспользующие или вообще не использующие иллюстрации – газеты с узкой специализацией, адресованные небольшому кругу читателей, имеющие малую периодичность выхода, небольшой тираж.
2) Использующие иллюстрации активно, но не уделяющие должного внимания их качеству, содержанию, расположению. Государственная пресса и крупные официальные издания.
3) Издания, использующие большое количество иллюстраций высокого качества. «Прессбол», журнал «Беларусь».
Композиция номера и макетирование:
Виды верстки:
По конфигурации материалов
1) Ломаная – вёрстка с размещением материалов в колонках разной высоты
Достоинства: позволяет передавть материалам различную конфигурацию, делает оформление разнообразным, динамичным.
Недостатки: может потребоваь дополнительного времени, усложняет восприятие, пестрота в оформлении газеты.
2) Простая – размещение материалов на колонках одинаковой высоты.
Достоинства: ясность размещения материалов, облегчает восприятие, возможность выделения важных публикаций номера, удобно для газет с употреблённым графиком времени.
Недостатки: может привести к однообразному оформлению газеты.
По направлению развёрстки материалов на полосе:
1) Горизонтальном – ширина большинства статей превышает высоту.
Достоинства: позволяет чётко разграничить материалов различных разделов и рубрик, эффективно при размещении крупных статей.
Недостатки: ограничивает возможности верстальщика, однообразные оформления.
2) Вертикальная вёрстка – высота превышает широту.
Достоинства: привычна для читателя, легка для восприятия, удобна при развёрстке множества мелких материалов.
Недостатки: может привести к однообразию и статичности.
По степени симметрии размещения материалов:
1) Симметричная – правая половина полосы соответствует левой.
Достоинства: привлекает внимание, украшает номер, хорошо смотрится при подброке.
Недостатки: статичная вёрстка.
2) Ассиметрична – несоответствие правой и левой.
Достоинства: более динамично, позволяет оформить живо и разнообразно, дает возможность использовать средств выделения текста.
Недостатки: может привести к хаосу и нарушению законов композиции.
Способы подачи материалов
Большие по объёму предполагают использование: крупный кегль для заголовка, выразительность вводных разделов, врезки, буквицы, подложки.
Небольшие по объёму объединяются в блоки, используя общую «шапку» или рубрику, рамки, линейки, единый шрифт заголовков и текстов блока, единый формат набора.
Способы подачи:
1. «Подвал» -- материалы, занимающие нижнюю часть полосы.
Полный подвал – всю н.ч. полосы.
Неполный подвал – часть полосы, но не больше трёх колонок.
Подвал на разворот – развёрстывается на 2 полосы.
2. «чердак» -- материалы, занимающие верхнюю часть полосы.
Полный чердак – вся в.ч. полосы.
Неполный чердак – часть в.ч. полосы, но не больше трёх колонок.
Чердак на разворот – на 2 полосы.
По размеру чердак должен быть не больше ¼ полосы.
3. Подборка – материалы, объединённые по общему признаку.
- облегчает систематизацию публикаций
- облегчает восприятие
- разрабатывает тематику
Оформление:
- размещают «общую шапку»
- иногда набирают отличным шрифтом
- выделяют графическими элементами
- заголовки оформлены в едином стиле
- набирают на один формат
4. Тематическая полоса – большая подборка, размером с полосу. Оформление:
- «Шапку» развёрстывают на весь формат газеты
- перед основным текстом помещают выделенный вводный абзац.
- унифицируют большую часть или все гарнитуры заголовков шрифтов
Полосные тексты следует «разбивать», выделяя разделы, а также добавляя иллюстрации, «врезки», буквицы в другие графические элементы.
4. Разворот – большая подборка, материалы на которой занимают 2 внутренние смежные полосы. Оформление:
- шапку развёрстывают на весь формат полосы
- перед основным текстом – вводный абзац
- унифицировать б.ч. или все гарнитуры заголовков.
Принципы вёрстки:
1. Определить объём и формат основного текста и фото на полосе.
2. Сделать фото на полосе крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации «забивали» его.
3. Разбавлять «серый»текст графическими элементами.
4. Заголовок основной статьи – на 40 % крупнее заголовков всех других заголовков полосы.
5. Группировка сходных материалов.
6. Нельзя, чтобы в н.ч. полоса распадалась на множество мелких элементов.
7. Не располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
8. Не выстраивать заголовки в одну линию.
Акцентирование в газете. Методы выделения материалов на полосе.
1. Композиционный метод учитывает физиологические и патологические особенности человеческого восприятия, которые обусловили три приёма выделения: постановку значимых публикаций «на открытие» -- верхний, левый угол, «на отлёт» (верхний правый) и «на центр».
2. Шрифтовой – предполагает набор другим шрифтом, который по рисунку, начертанию или кеглю отличается от шрифта, наиболее используемого газетой.
3. Формативный метод – набор текста или части текста, шире стандартных. Чем шире колонки текста, тем он «тяжелее» и больше притягивает взгляд; чем уже колонки – тем текст «легче».
4. Графический метод заключается в применении дополнительных графических элементов выделения (линеек, рамок, цвета).
5. Комбинированный метод сочетает в себе несколько методов и применяется чаще всего.
Составляющие (оформление) первой полосы:
1. Логотип
2. Анонс
3. Ведущие материалы
4. Крупная иллюстрация
5. Краткие информационные сообщения
Особенности размещения:
1) Логотип – название газеты, рисованный шрифт, постоянное место.
Требования:
- простота, лаконичность, конкретность
- использование наборных шрифтов
- сочетание шрифта логотипа с газетными шрифтами.
- крупный размер
- размещение
Дополнительная информация, размещаемая в логотипе:
- география издания
- название организации, чьим органом является газета.
- дата основания
- текущий с начала года номер газеты, год
- цена или рекомендуемая цена номера
- указание о периодичности выпуска
2) Анонс – реклама наиболее интересных публикаций.
Требования:
- сдержанность, информативность, наглядность.
- разумное количество на полосе.
- применения графических приёмов выделения.
- расположение над логотипом или сбоку
С уменьшением форматов газет информационная составляющая ослабла, а функциональная усилилась.
Рекламно-эстетическая функция преобладает над информационной.
1. Выросло значение и количество анонсов.
2. Снизилась конкретная роль 1-ой полосы
3. Качественная иллюстрация необходима!
Виды 1-ых полос:
1. Тематический срез: 3-5 материалов с продолжением на внутренней стороне.
2. Информационное поле – размещение под логотипом актуального материала.
3. Полосы – афиши характерны для малоформатных изданий. Крупные фото . Журналы.