Просвещение и американская революция: политические теории Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна.
- Просвещение в США: политические условия возникновения и исторические особенности.
- Ключевые проблемы общественно-политической мысли американского просвещения.
- Война за независимость в общественно-политической мысли американских штатов.
Источники:
1. Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс, Заметки о штате Вирджиния и др. / Американские просветители. Избранные произведения в 2-х томах под ред. Н.М. Гольберга. М. 2009.
2. Джефферсон Т. Записки о штате Вирджиния. М., 1996.
3. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.
4. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.
5. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ. / под общ. ред. с предисл. Н.Н.Яковлева, коммент. О.Л.Степановой. М., 2004.
6. Франклин Б. Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании // Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. статья. М.П. Баскина. М., 1956. С. 104–225.
Литература:
1. Азаркин Ф.М. Монтескье. М., 1988.
2. Акимова А.А. Дидро. М., 1963.
3. Американские просветители. Т. 1-2. M., 1968.
4. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.
5. Баскин М.П. Шарль-Луи Монтескье. М., 1975.
6. Бейлин Б. Идеологические истоки Американской революции. М., 2010.
7. Библиотека Флорентия Павленкова. Мольер, Вольтер, Руссо, Дидро, Ренан. СПб., 1998.
8. Бурстин Д. США: национальный опыт. М., 1994.
9. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1962.
10. Война за независимость и образование США. / Под. ред. Севостьянова. М., 1976.
11. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1977.
12. Всемирная история в 10 томах. Том. 5. М., 1963.
13. Всемирная история в 24 томах. Т.15. М., 1997.
14. Деборин А.М. Социально-политические учения нового времени: В 2-х т. Т.1-2. М., 1958.
15. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождение личности. М., 1995.
16. Застенкер Н.Е. Очерки истории социалистической мысли. М.,1985.
17. Иванян Э.А. История США. М., 2004.
18. История США. В 4 Т. М., 1985. Т. 1,2.
19. История Франции. / Под ред. А.З.Манфреда. Т.2.М., 1972-73.
20. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
21. Лихотнин Г.А. Публицистика эпохи просвещения. СПб., 1995.
22. Люблинская А.Д, Франция в начале XVIII в. Л., 1959.
23. Макинерни Д. США: История страны. М., 2009.
24. Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции. М., 1989.
25. Мижуев П.Г. Великий раскол англо-саксонской расы. СПб., 1901.
26. Монархия и народовластие в культуре просвещения. М., 1989.
27. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984.
28. Родригес А.М. Новая история стран Европы и Америки. XVI-XIX века. М., 2009.
29. Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М., 1976.
30. Согрин В.В. Американские просветители. М.,1983.
31. Согрин В.В. Джефферсон. Человек, мыслитель, политик. М., 1989.
32. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в. М., 1980.
33. Согрин В.В. История США. М., 2003.
34. Согрин В.В. Образование Североамериканского государства. Новое прочтение // Новая и новейшая история. 2002. №1.
35. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М.,1987.
36. Согрин В.В. Политическая история США XVII – XX вв. М., 2001.
37. Философия в “Энциклопедии” Дидро и Даламбера. М., 1994.
38. Философский век. Альманах. Вып. 19-20. Россия и Британия в эпоху Просвещения: Опыт философской и культурной компаративистики. М., 2002.
39. Фурсенко А.А. Американская буржуазная революция XVIII вв. М., 1960.
Методические рекомендации
1) Если эпоха Возрождения была периодом зарождения нового типа общественных отношений, то последовавшие XVII и XVIII вв. стали временем их утверждения в общественно политической жизни европейских стран. За редкими исключениями, этот процесс протекал в форме ожесточённого социального противостояния, в котором по одну сторону «баррикад» находились старые, феодальные элиты – родовитое служилое дворянство и католическое духовенство – возникшие ещё в докапиталистическую эпоху и всеми силами стремившиеся сохранить своё влияние и авторитет, и новые – торгово-промышленные или буржуазные общественные слои (в которые могло входить и, так называемое, новое дворянство и протестантское духовенство) – стремившиеся расшатать традиционную политическую структуру и добиться для себя, если и не доминирующего положения, то, по крайне мере, существенного влияния на государство и законодательство. В курсе Политическая история зарубежных стран вами уже были рассмотрены два наиболее ранних эпизода этой борьбы: Нидерландская и Английская революции XVI-XVII вв. Прежде чем приступить к изучению данной темы, необходимо вспомнить их основные достижения, а именно ответить на вопрос, в чём заключались главные идеи следующих документов:
- Петиция о праве 1628 г.
- Великая ремонстрация 1641 г.
- Хабеас корпус акт 1679 г.
- Билль о правах 1689 г.
2) Затем необходимо перейти к непосредственным условиям возникновения французских и американских просветительских идей, обратившись к политической истории этих стран в XVIII в. В отношении Франции необходимо ответить на вопрос, каково было соотношение «старых» и «новых» элементов в различных сферах её общественной жизни:
- в политической (проблема абсолютизма и потенциала торгово-промышленных слоёв влиять на процесс принятия государственных решений)
- в экономической (условия торговли и возможности ведения бизнеса)
- в социальной (сословные права и привилегии)
- в культурной (престиж и культурный облик различных социальных групп).
Особенно плодотворным будет сравнение французских реалий XVIII в. с параллельными по времени английскими (для этого и требовалось вспомнить содержание вышеуказанных документов). Вопрос для обсуждения: какими правами и возможностями были обделены французские буржуа по сравнению с их английскими коллегами?
В отношении британских колоний в Северной Америке необходимо обратить внимание на другие обстоятельства, а именно на политику метрополии по отношению к заокеанским владениям. Вопрос для обсуждения: чем положение британского подданного в Северной Америке отличалось от его возможностей в самой Великобритании и какие проблемы могли его беспокоить?
3) По завершении рассмотренияполитических условий возникновения просветительских учений необходимо перейти к конкретным концепциям.Важно: Ключевой составляющей ответа является цитирование используемого источника!
Ж.Ж. Руссо. В центре внимания этого мыслителя всегда находился человек, а также вопрос о справедливости общественного устройства. На семинарском занятии объясните, что Руссо понимал под естественным состоянием человека и какова была его концепция происхождения неравенства и частной собственности, а также общественного договора? Важнейшее место в учении Руссо занимала проблема государственнойвласти, объясните, как он трактовал её происхождение, что такое народный суверенитет и в чём состоит феномен закона (происхождение и сущность)?
Ш.Л. Монтескье. Фигура этого мыслителя является одной из центральных в истории французского просвещения. Необходимо раскрыть его взгляды на понятие свободы (что это такое?) и её правовые гарантии, теорию разделения властей и функции ветвей власти,понятиеестественных и позитивных законов, зависимость законов и формы правления о географических факторов, классификацию форм правления. Что такое географический детерминизм, как он выражался у Монтескье?
Американские просветители: Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Деятельность этих мыслителей была неразрывно связана с борьбой американских колоний за экономическую, а позже политическую самостоятельность от метрополии. В центре их сочинений были темы свободы и деспотизма, прав человека и роли государства в его жизни, народного суверенитета и общественного договора, морали и нравственности. В ходе семинарского занятия необходимо в опоре на сочинения мыслителей раскрыть их видение указанных проблем. Также требуется проследить взаимосвязь рассмотренных учений с политической практикой, а именно Войной за независимость, и сделать вывод о роли политически активных граждан в государственных процессах.
Завершается данное семинарское занятие обсуждением вопроса «Историческая роль современное наследие политических концепций эпохи Просвещения».