Основные черты правового государства

Коротко выразить суть правового государства можно так:

правовое государство — это государство, деятельность кото­рого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Основные характеристики правового государства касают­ся принципов, на которых строятся отношения в треугольни­ке, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.

Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личнос­ти могут быть обеспечены при условии подчинения государ­ства обществу и связанности государства правом. Этому спо­собствует устройство государства на принципах народного су­веренитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информирован­ности граждан, наличие демократического правосудия и су­дебных форм защиты прав и свобод граждан, режима закон-

ИЧ

ности. Рассмотрим подробнее основные черты правового го­сударства.

1. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Госу­дарства, считающие себя правовыми, данное положение за­крепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непо­средственно действующих. В Конституции РФ эти положе­ния зафиксированы в вышеприведенной ст. 2, а также в ст. 17

и 18.

В правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в рассматриваемых государствах признается примат международного права. Конституции правовых госу­дарств и законодательство должны учитывать и реализовы­вать международные правовые стандарты о нравах и свобо­дах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеоб­щую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифи­цированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, приня­тых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о полити­ческих нравах женщин и др.), конвенций МОТ (Междуна­родной организации по труду).

В п. 1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы че­ловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоя­щей Конституцией. В случае противоречия норм внутригосу­дарственного права в сфере прав и свобод международным документам государственные органы, и прежде всего суды, должны руководствоваться последними.

Естественноправовые теории рассматривают права чело­века как прирожденные, вечные, неизменные, неотчуждае­мые. Либеральная концепция прав и свобод более раннего периода, основываясь на указанной теории, исходила из при­оритета прав и интересов личности над интересами общества и государства. Эта концепция крайнего индивидуализма в сфере прав и свобод была и остается иллюзорной. Хотя госу-

дарства, считающие себя правовыми, провозглашают неот­чуждаемость прав и свобод человека, а Конституция РФ рас­сматривает их в качестве высшей ценности, однако ни одно государство фактически не признает их абсолютными.

Права и интересы человека, гражданина фактически не ставятся выше интересов общества. Это вытекает из консти­туций самих правовых государств. Осуществление прав и сво­бод каждого отдельного человека ограничивается в первую очередь правами другого человека. Их осуществление, как сказано, например, в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, конституции рассматриваемых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована и в указанных выше меж­дународно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей деклара­ции прав человека сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены законом, и, во-вторых, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность ограничения прав и свобод также в интересах охраны государственной безопасности и здоровья населения.

Такая возможность ограничения прав и свобод преду­смотрена в ст. 55 Конституции РФ в целях защиты конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и без­опасности государства. Ограничения предусмотрены и на слу­чай введения чрезвычайного положения в стране. В п. 3 ст. 56 Конституции РФ предусмотрены права, которые не могут быть ограничены (на жизнь, достоинство личности, непри­косновенность частной жизни, свободу совести, жилище и др.). В числе прав, которые нс могут быть ограничены, не значатся права на свободу и личную неприкосновенность, не­прикосновенность жилища, свободу передвижения, на объ­единение, свободу слова и др. Возможность ограничения прав в целях обеспечения общественных интересов предусмотрена и в других государствах, относящих себя к правовым.

Н4

Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2). Ни одна конституция государств Европейского союза не содер­жит статьи, аналогичной ст. 2 Конституции РФ. Есть, оказы­вается, ценности высшего порядка (нравственное и физиче­ское здоровье населения, общественный порядок, государст­венная безопасность и др.), нежели права и свободы индиви­да. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и тернис­та, а эгоизм человеческий беспределен.

Конституции правовых государств, в том числе и Россий­ской Федерации (ст. 18), рассматривают основные права в ка­честве непосредственно действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и де­ятельность органов государства. На их основе могут прини­маться индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные акты или последние противоречат этим правам.

Правовое государство предполагает не только признание и закрепление в законах основных прав человека, но и пра­вовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следователь­но, здесь должна быть система юридических гарантий прав личности, о чем сказано в главе о законности.

2. Правовое государство и общество. Личность — первич­ная, атомарная частица общественного организма, общества. Ее благополучие, правовая и социальная защищенность за­висят от состояния общества, его соотношения с государст­вом. В тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства, в такой же зависимости находится и личность. В правовом государстве формируется гражданское общество, состоящее из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона (самостоятельные, отделенные от государства предприниматели, партии, общественные объединения, дви­жения и иные негосударственные организации, развитые от­ношения негосударственных форм собственности, обеспечи-

вающие самостоятельность указанных субъектов, независи­мые средства массовой информации и т. и.). Соотношение гражданского общества и государства здесь иное: государство подчинено обществу Государство осуществляет лишь те функции, которые вытекают из природы самого общества, служит обществу.

Подчинение государства обществу осуществляется прежде всего с помощью законов и главенствующего закона ~ Конс­титуции. С помощью их ставятся рамки деятельности госу­дарства, определяются формы, методы и цели этой деятель­ности.

Очевидно, что такая ситуация возможна лишь в демокра­тическом обществе, где государственный суверенитет являет­ся формой народного суверенитета, законы принимаются де­мократически избранным представительным органом и вы­ражают общественные интересы, а не интересы лишь власт­вующей элиты.

Следовательно, для правового государства обязательно наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, пред­ставительных органов, которым принадлежит исключитель­ное право в законотворчестве, которые обладают правом контроля за исполнением законов исполнительным аппара­том и в свою очередь сами подвержены контролю со стороны общества, и т. д.

3- Важным принципом организации и деятельности пра­вового государства является принцип верховенства закона как акта, принятого высшим законодательным и представитель­ным органом, но отношению ко всем другим юридическим актам, в том числе и нормативным. С другой стороны, этот принцип предполагает верховенство Конституции по отно­шению ко всем иным законам.

Данный принцип требует, чтобы система государственных органов определялась только Конституцией, все органы фор­мировались только способами, предусмотренными законом, действовали согласно процедуре, предусмотренной законами, решения нормативного и индивидуального характера прини­мались на основе закона и т. д.

Рассматриваемый принцип закреплен в ст. 15 Конститу­ции Российской Федерации.

4. Непременным принципом правового государства явля­ется ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности.

Иногда этот принцип формулируется иначе: ответствен­ность личности перед государством, а государства —- перед личностью. И это, конечно, тоже верно. Однако отметим, что ответственность личности перед государством существует во всех государствах. Спецификой правового государства явля­ется именно вторая часть принципа.

В Российской Федерации этот принцип зафиксирован в ст. 53 Конституции, где сказано: «каждый имеет право на воз­мещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Очевидно, что вред личности причиняется тогда, когда нарушены его свобода, права и за­конные интересы. Рассматриваемый принцип, как и преды­дущий, является конституционным принципом и конкрети­зирован в текущем законодательстве, осуществляется путем обжалования действий и решений должностных лиц государ­ства в суд, который выносит решения об отмене указанных решений о возмещении причиненного вреда.

5. Одним из важных принципов правового государства яв­ляется разделение властей. Зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах, в респуб­ликанском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали Д. Локк, Ш. Монтескье. Последний в своем сочинении «О духе законов^ писал о том, что в каждом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная, судебная. Если все власти соединятся в одном лице, никакой свободы не бу­дет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо, чтобы власти сдерживали друг друга.

Разделение властей заключается не просто в специализа­ции органов государства, в разделении их на законодатель­ные, исполнительные и судебные, каждый из которых осу­ществляет соответствующий вид деятельности. Такую специ­ализацию и разделение функций между органами мы видим в любом государстве, даже относительно неразвитом. Разде­ление властей — это, безусловно, и разделение функций меж­ду государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противове-

I <-7

сов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расши­рить сферу своей власти, проникнуть во властную сферу дру­гой ветви власти, в конечном счете узурпировать власть, пос­тавить ее выше власти общества.

Разделение властей призвано обеспечить верховенство за­кона, а следовательно, подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод личности.

Наибольшую возможность узурпации власти имеет, ко­нечно, исполнительная, правительственная власть, которая в президентской республике возглавляется президентом. Это объяснимо, ибо основные материальные, финансовые ресур­сы, силовые структуры (армия, полиция, разведка) также на­ходятся в непосредственном подчинении правительства, пре­зидента.

В отношении исполнительной власти законодательная ветвь власти (парламент) обладает следующими рычагами (полномочиями): определяет через принятие конституции и иных законов структуру и компетенцию органов исполни­тельной власти, утверждает бюджет, определяющий источни­ки доходов и расходов на государственные нужды, формирует правительство (в парламентской республике) или дает согла­сие президенту на занятие тех или иных должностей в прави­тельстве (в президентской республике), выражает недоверие правительству с последующей отставкой, преодолевает вето президента согласно законодательной процедуре, может при определенных условиях отстранить президента от власти на условиях, предусмотренных конституцией, установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и пред­ставительном органе.

Конституционный суд может признать акты исполнитель­ной власти неконституционными, а иные суды — акты, нару­шающие права физических и юридических лиц, незаконны­ми, а следовательно, не имеющими юридической силы.

В отношении законодательной власти президент имеет право отлагательного вето на законодательные акты, роспуска законодательного органа, назначения новых выборов. Конс­титуционный суд может признать законодательные акты не­конституционными и, следовательно, не имеющими юриди­ческой силы.

Судебная ветвь власти ставится в рамки, предусмотренные Конституцией и процессуальным законодательством. В этих рамках суды независимы от других ветвей власти. Судьи могут быть отстранены от должности только при совершении пре­ступления. Влияние других ветвей власти проявляется лишь при избрании или назначении судей.

6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определенным мировоззрением.

Тот и другойплюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Наряду с общими интересами каждая социальная группаимеет свои специфические интересы. Плюрализм интересов порождает плюрализмполитический и идеологический.Каждый соци­альный слой, класс,группа длявыражения и защитысвоих интересов создаютсвои организации, сих помощью пытают­ся воздействовать на государство в целях принятияпоследни­ми решений в свою пользу. Политический плюрализм — этоопределенная форма самоорганизации гражданскогообщест-иаи средство его воздействия на государство,непременноеусловие демократии и один из важныхпринципов правовогогосударства.Это закреплено в ст. 13 КонституцииРоссийской Федерации.

Следует, однако, отметить, что политический и идеологи­ческий плюрализм имеет свои пределы. Допускается сущест­вование не любых партий и идеологий. В той же ст. 13 Конс-гитуции РФ записано: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых на­правлены на насильственное изменение основ конституцион­ного строя и нарушение целостности Российской Федерации подрыв безопасности государства, создание вооруженны> формирований, разжигание социальной, расовой, националь­ной и религиозной розни»,

7. Важным принципом существования и функционирова­ния правового государстваявляется гласность, открытость <• деятельности государства, свобода средств массовой информа­ции,отсутствие цензуры.Без этого невозможен контроль об­щества над государством,невозможна демократия, призрач­ной становится и связанность государстваправом. Информа-

\У.

ция ~ это власть. Кто обладает информацией, обладает и властью. Не зря средства массовой информации называют четвертой властью. Тайна, закрытость деятельности госаппа­рата, наличие цензуры противопоказаны правовому государ­ству.

Рассматриваемый принцип закреплен в ст. 29 Конститу­ции Российской Федерации, в законах о печати, средствах массовой информации. Вместе с тем законодательство России в этой сфере нуждается в дальнейшем развитии и совершен­ствовании.

В указанной статье Конституции РФ отмечено, что каж­дый имеет право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию любым законным способом. Между тем ряд законов ограничивает этот прин­цип, оперируя понятиями государственной, служебной, след­ственной, коммерческой, банковской, налоговой тайны. За­частую эти понятия строго не определены. Например, под служебной тайной можно понимать многие виды информа­ции и тем самым лишить граждан права на информацию, ог­раничить гласность и открытость деятельности государствен­ного аппарата. Необходим, следовательно, специальный за­кон о праве граждан на информацию.

8. Демократическое независимое правосудие — необходи­мый элемент правового государства. Оно является средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод гражданам. Только посредством суда можно обеспечить ответственность государства перед личностью. Де­мократическое правосудие возможно при независимости суда и подчинении его только закону. Демократические принципы организации и деятельности суда закрепляются в конститу­циях и процессуальном законодательстве (см. гл. 7 Консти­туции РФ).

9. Режим строгой законности и прочного, стабильного пра­вопорядка с развернутой системой юридических гарантий — это еще один важный атрибут правового государства. Только при наличии законности можно говорить о связанности госу­дарства правом, о прочных, законодательно установленных рамках его деятельности.

В правовом государстве все граждане в равной степени должны быть законопослушными и дисциплинированными, строго соблюдать законы. Эта сторона взаимоотношений лич-

ности и государства подчеркивается и обеспечивается любым государством. В правовом государстве требование законопос­лушности должно быть обращено прежде всего к государству, его чиновникам. Все государственные органы должны дейст­вовать в рамках законов, не выходить за пределы своей ком­петенции, не использовать в своей деятельности недозволен­ных методов. Принцип «всё, что не запрещено, дозволено» не должен относиться к деятельности государственного аппа­рата. Здесь должен действовать иной принцип: «дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом».

Итак, правовое государство — это государство демократи­ческое, действующее в рамках права, связанное им, признаю­щее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы.

С этим, очевидно, согласны все сторонники правового государства. Расхождение состоит лишь в понимании права. Связанность государства тем, что называют естественным правом, — это не более чем очередной миф. Естественное право — это не что иное, как представления о справедливости, как определенные идеи, на которые должен ориентироваться законодатель, но представления об этих идеях могут расхо­диться, как и представления о справедливости. Какими же из них руководствоваться? Можно ли признать крупную частную собственность, образующуюся за счет присвоения' собствен­ности, созданной не одним поколением народа, естественным правом? Является ли право государственной собственности на объекты производителей-монополистов (связь, транспорт и т. п.), на землю, водные ресурсы, земные недра естествен­ным правом? Что больше соответствует естественному праву при определении наказания за убийство: смертная казнь или длительный срок лишения свободы, парламентское или пре­зидентское правление? Кто, какая сила может обеспечить примат естественного права над государством вопреки его во­ле? Вопросы подобного рода бесконечны, и ни один сторон­ник естественного права однозначного ответа на них не дает.

Прагматический и реальный подход к решению данной проблемы состоит в том, что государство может быть ограни­чено и связано лишь позитивным правом при наличии демо­кратического режима, при подчинении государства обществу посредством демократических институтов, при условии, что право имеет не только тетичсское (исходит от определенного

6 Теория государства и права1 <,]

авторитета — государства), но и аксиологическоеобоснова- . ние — ориентировано на определенную системуценностей, признанную в обществе.И эта система ценностей может сов­падать с тем, чтоназывается естественным правом(свобода,справедливость,плюрализм форм собственности, обществен­ный порядок, правовая и социальная защищенность личности и т. д.).

Наши рекомендации