Основные черты правового государства
Коротко выразить суть правового государства можно так:
правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима закон-
ИЧ
ности. Рассмотрим подробнее основные черты правового государства.
1. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в вышеприведенной ст. 2, а также в ст. 17
и 18.
В правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в рассматриваемых государствах признается примат международного права. Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о нравах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических нравах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).
В п. 1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам государственные органы, и прежде всего суды, должны руководствоваться последними.
Естественноправовые теории рассматривают права человека как прирожденные, вечные, неизменные, неотчуждаемые. Либеральная концепция прав и свобод более раннего периода, основываясь на указанной теории, исходила из приоритета прав и интересов личности над интересами общества и государства. Эта концепция крайнего индивидуализма в сфере прав и свобод была и остается иллюзорной. Хотя госу-
дарства, считающие себя правовыми, провозглашают неотчуждаемость прав и свобод человека, а Конституция РФ рассматривает их в качестве высшей ценности, однако ни одно государство фактически не признает их абсолютными.
Права и интересы человека, гражданина фактически не ставятся выше интересов общества. Это вытекает из конституций самих правовых государств. Осуществление прав и свобод каждого отдельного человека ограничивается в первую очередь правами другого человека. Их осуществление, как сказано, например, в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, конституции рассматриваемых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована и в указанных выше международно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены законом, и, во-вторых, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность ограничения прав и свобод также в интересах охраны государственной безопасности и здоровья населения.
Такая возможность ограничения прав и свобод предусмотрена в ст. 55 Конституции РФ в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения предусмотрены и на случай введения чрезвычайного положения в стране. В п. 3 ст. 56 Конституции РФ предусмотрены права, которые не могут быть ограничены (на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободу совести, жилище и др.). В числе прав, которые нс могут быть ограничены, не значатся права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, на объединение, свободу слова и др. Возможность ограничения прав в целях обеспечения общественных интересов предусмотрена и в других государствах, относящих себя к правовым.
Н4
Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2). Ни одна конституция государств Европейского союза не содержит статьи, аналогичной ст. 2 Конституции РФ. Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность и др.), нежели права и свободы индивида. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и терниста, а эгоизм человеческий беспределен.
Конституции правовых государств, в том числе и Российской Федерации (ст. 18), рассматривают основные права в качестве непосредственно действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные акты или последние противоречат этим правам.
Правовое государство предполагает не только признание и закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, здесь должна быть система юридических гарантий прав личности, о чем сказано в главе о законности.
2. Правовое государство и общество. Личность — первичная, атомарная частица общественного организма, общества. Ее благополучие, правовая и социальная защищенность зависят от состояния общества, его соотношения с государством. В тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства, в такой же зависимости находится и личность. В правовом государстве формируется гражданское общество, состоящее из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона (самостоятельные, отделенные от государства предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации, развитые отношения негосударственных форм собственности, обеспечи-
вающие самостоятельность указанных субъектов, независимые средства массовой информации и т. и.). Соотношение гражданского общества и государства здесь иное: государство подчинено обществу Государство осуществляет лишь те функции, которые вытекают из природы самого общества, служит обществу.
Подчинение государства обществу осуществляется прежде всего с помощью законов и главенствующего закона ~ Конституции. С помощью их ставятся рамки деятельности государства, определяются формы, методы и цели этой деятельности.
Очевидно, что такая ситуация возможна лишь в демократическом обществе, где государственный суверенитет является формой народного суверенитета, законы принимаются демократически избранным представительным органом и выражают общественные интересы, а не интересы лишь властвующей элиты.
Следовательно, для правового государства обязательно наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, которым принадлежит исключительное право в законотворчестве, которые обладают правом контроля за исполнением законов исполнительным аппаратом и в свою очередь сами подвержены контролю со стороны общества, и т. д.
3- Важным принципом организации и деятельности правового государства является принцип верховенства закона как акта, принятого высшим законодательным и представительным органом, но отношению ко всем другим юридическим актам, в том числе и нормативным. С другой стороны, этот принцип предполагает верховенство Конституции по отношению ко всем иным законам.
Данный принцип требует, чтобы система государственных органов определялась только Конституцией, все органы формировались только способами, предусмотренными законом, действовали согласно процедуре, предусмотренной законами, решения нормативного и индивидуального характера принимались на основе закона и т. д.
Рассматриваемый принцип закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации.
4. Непременным принципом правового государства является ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности.
Иногда этот принцип формулируется иначе: ответственность личности перед государством, а государства —- перед личностью. И это, конечно, тоже верно. Однако отметим, что ответственность личности перед государством существует во всех государствах. Спецификой правового государства является именно вторая часть принципа.
В Российской Федерации этот принцип зафиксирован в ст. 53 Конституции, где сказано: «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Очевидно, что вред личности причиняется тогда, когда нарушены его свобода, права и законные интересы. Рассматриваемый принцип, как и предыдущий, является конституционным принципом и конкретизирован в текущем законодательстве, осуществляется путем обжалования действий и решений должностных лиц государства в суд, который выносит решения об отмене указанных решений о возмещении причиненного вреда.
5. Одним из важных принципов правового государства является разделение властей. Зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах, в республиканском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали Д. Локк, Ш. Монтескье. Последний в своем сочинении «О духе законов^ писал о том, что в каждом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная, судебная. Если все власти соединятся в одном лице, никакой свободы не будет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо, чтобы власти сдерживали друг друга.
Разделение властей заключается не просто в специализации органов государства, в разделении их на законодательные, исполнительные и судебные, каждый из которых осуществляет соответствующий вид деятельности. Такую специализацию и разделение функций между органами мы видим в любом государстве, даже относительно неразвитом. Разделение властей — это, безусловно, и разделение функций между государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противове-
I <-7
сов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расширить сферу своей власти, проникнуть во властную сферу другой ветви власти, в конечном счете узурпировать власть, поставить ее выше власти общества.
Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а следовательно, подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод личности.
Наибольшую возможность узурпации власти имеет, конечно, исполнительная, правительственная власть, которая в президентской республике возглавляется президентом. Это объяснимо, ибо основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, полиция, разведка) также находятся в непосредственном подчинении правительства, президента.
В отношении исполнительной власти законодательная ветвь власти (парламент) обладает следующими рычагами (полномочиями): определяет через принятие конституции и иных законов структуру и компетенцию органов исполнительной власти, утверждает бюджет, определяющий источники доходов и расходов на государственные нужды, формирует правительство (в парламентской республике) или дает согласие президенту на занятие тех или иных должностей в правительстве (в президентской республике), выражает недоверие правительству с последующей отставкой, преодолевает вето президента согласно законодательной процедуре, может при определенных условиях отстранить президента от власти на условиях, предусмотренных конституцией, установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и представительном органе.
Конституционный суд может признать акты исполнительной власти неконституционными, а иные суды — акты, нарушающие права физических и юридических лиц, незаконными, а следовательно, не имеющими юридической силы.
В отношении законодательной власти президент имеет право отлагательного вето на законодательные акты, роспуска законодательного органа, назначения новых выборов. Конституционный суд может признать законодательные акты неконституционными и, следовательно, не имеющими юридической силы.
Судебная ветвь власти ставится в рамки, предусмотренные Конституцией и процессуальным законодательством. В этих рамках суды независимы от других ветвей власти. Судьи могут быть отстранены от должности только при совершении преступления. Влияние других ветвей власти проявляется лишь при избрании или назначении судей.
6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определенным мировоззрением.
Тот и другойплюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Наряду с общими интересами каждая социальная группаимеет свои специфические интересы. Плюрализм интересов порождает плюрализмполитический и идеологический.Каждый социальный слой, класс,группа длявыражения и защитысвоих интересов создаютсвои организации, сих помощью пытаются воздействовать на государство в целях принятияпоследними решений в свою пользу. Политический плюрализм — этоопределенная форма самоорганизации гражданскогообщест-иаи средство его воздействия на государство,непременноеусловие демократии и один из важныхпринципов правовогогосударства.Это закреплено в ст. 13 КонституцииРоссийской Федерации.
Следует, однако, отметить, что политический и идеологический плюрализм имеет свои пределы. Допускается существование не любых партий и идеологий. В той же ст. 13 Конс-гитуции РФ записано: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации подрыв безопасности государства, создание вооруженны> формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»,
7. Важным принципом существования и функционирования правового государстваявляется гласность, открытость <• деятельности государства, свобода средств массовой информации,отсутствие цензуры.Без этого невозможен контроль общества над государством,невозможна демократия, призрачной становится и связанность государстваправом. Информа-
\У.
ция ~ это власть. Кто обладает информацией, обладает и властью. Не зря средства массовой информации называют четвертой властью. Тайна, закрытость деятельности госаппарата, наличие цензуры противопоказаны правовому государству.
Рассматриваемый принцип закреплен в ст. 29 Конституции Российской Федерации, в законах о печати, средствах массовой информации. Вместе с тем законодательство России в этой сфере нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.
В указанной статье Конституции РФ отмечено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Между тем ряд законов ограничивает этот принцип, оперируя понятиями государственной, служебной, следственной, коммерческой, банковской, налоговой тайны. Зачастую эти понятия строго не определены. Например, под служебной тайной можно понимать многие виды информации и тем самым лишить граждан права на информацию, ограничить гласность и открытость деятельности государственного аппарата. Необходим, следовательно, специальный закон о праве граждан на информацию.
8. Демократическое независимое правосудие — необходимый элемент правового государства. Оно является средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод гражданам. Только посредством суда можно обеспечить ответственность государства перед личностью. Демократическое правосудие возможно при независимости суда и подчинении его только закону. Демократические принципы организации и деятельности суда закрепляются в конституциях и процессуальном законодательстве (см. гл. 7 Конституции РФ).
9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с развернутой системой юридических гарантий — это еще один важный атрибут правового государства. Только при наличии законности можно говорить о связанности государства правом, о прочных, законодательно установленных рамках его деятельности.
В правовом государстве все граждане в равной степени должны быть законопослушными и дисциплинированными, строго соблюдать законы. Эта сторона взаимоотношений лич-
ности и государства подчеркивается и обеспечивается любым государством. В правовом государстве требование законопослушности должно быть обращено прежде всего к государству, его чиновникам. Все государственные органы должны действовать в рамках законов, не выходить за пределы своей компетенции, не использовать в своей деятельности недозволенных методов. Принцип «всё, что не запрещено, дозволено» не должен относиться к деятельности государственного аппарата. Здесь должен действовать иной принцип: «дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом».
Итак, правовое государство — это государство демократическое, действующее в рамках права, связанное им, признающее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы.
С этим, очевидно, согласны все сторонники правового государства. Расхождение состоит лишь в понимании права. Связанность государства тем, что называют естественным правом, — это не более чем очередной миф. Естественное право — это не что иное, как представления о справедливости, как определенные идеи, на которые должен ориентироваться законодатель, но представления об этих идеях могут расходиться, как и представления о справедливости. Какими же из них руководствоваться? Можно ли признать крупную частную собственность, образующуюся за счет присвоения' собственности, созданной не одним поколением народа, естественным правом? Является ли право государственной собственности на объекты производителей-монополистов (связь, транспорт и т. п.), на землю, водные ресурсы, земные недра естественным правом? Что больше соответствует естественному праву при определении наказания за убийство: смертная казнь или длительный срок лишения свободы, парламентское или президентское правление? Кто, какая сила может обеспечить примат естественного права над государством вопреки его воле? Вопросы подобного рода бесконечны, и ни один сторонник естественного права однозначного ответа на них не дает.
Прагматический и реальный подход к решению данной проблемы состоит в том, что государство может быть ограничено и связано лишь позитивным правом при наличии демократического режима, при подчинении государства обществу посредством демократических институтов, при условии, что право имеет не только тетичсское (исходит от определенного
6 Теория государства и права1 <,]
авторитета — государства), но и аксиологическоеобоснова- . ние — ориентировано на определенную системуценностей, признанную в обществе.И эта система ценностей может совпадать с тем, чтоназывается естественным правом(свобода,справедливость,плюрализм форм собственности, общественный порядок, правовая и социальная защищенность личности и т. д.).