Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России

Из анализа современного состояния внешнего и внутреннего долга России можно сказать, что действующая система управления внешним и внутренним долгом требует совершенствования, поэтому необходимо наметить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России.

Государственный внутренний долг – очень важный показатель, его параметры тесно связаны с макроэкономическими характеристиками и управление государственным внутренним долгом оказывает на них непосредственное влияние. Поэтому необходимо уделять больше внимания долговой политике управления государственным внутренним долгом.

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внутренним долгом можно:

· продолжать брать пример с зарубежных стран в преобладании внутреннего долга над внешним, т. е. увеличивать долю внутреннего долга, снижая при этом затраты по обслуживанию;

· расширять перечень инструментов, посредством которых, будут привлекаться финансовые ресурсы на внутреннем рынке;

· необходимо определиться с классификаций сроков обращения государственных ценных бумаг на финансовом рынке;

· необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

· гибко реагировать на изменяющиеся условия внутреннего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований;

· необходимо вводить инновации для привлечения инвесторов на рынок государственных ценных бумаг;

· совершенствовать учет и мониторинг государственного внутреннего долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени;

· необходимо пересмотреть систему налогообложения. Изменение системы налогообложения в соответствии с потребностями того или иного класса инвесторов является сильнейшей мерой стимулирования, направленной на привлечение определенной группы инвесторов на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее интересной, с точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, представляемая американская система налогообложения. (Американская система налогообложения стимулирует приобретение ценных бумаг населением. Во многих штатах ценные бумаги выведены из под обложения налогом на имущество. Проценты по ценным бумагам, эмитенты которых оговорены в налоговом законодательстве, также не предусматривают уплаты подоходного налога. Кроме того, налогоплательщик может исключить 50% дохода, полученного от реализации находящегося в его распоряжении ценных бумаг, из своего валового дохода в том случае, если указанные ценные бумаги находились в его собственности 6 и более месяцев. Подобные налоговые льготы стимулируют приобретение ценных бумаг населением на длительный срок. Благодаря этим мерам государственные и муниципальные заемщики могут получать дополнительные инвестиционные ресурсы.)

В области налогообложения можно использовать опыт США, но надо отметить, что применение опыта США в условиях России в настоящее время возможно в крайне ограниченных масштабах. Но, в то же время, разумность и адресность мер налогового регулирования государственных ценных бумаг может служить идеальным примером для выстраивания аналогичных систем в Российских условиях.

Реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблемы внутреннего долга России, повысит эффективность управления им на ближайшую и отдаленную перспективу.

Проблемы внешнего долга делают практически невозможным конструктивный диалог между Россией и развитыми странами мира по вопросам списания внешнего долга и создают условия для серьезного кризиса в отношениях между ними.

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внешним долгом можно предложить следующее:

· Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого может использоваться упомянутое агентство по управлению долгом, зарплата сотрудников которого зависела бы от результатов их деятельности. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое управление нескольким независимым менеджерам, что позволит Министерству Финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями своих сотрудников.

· Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран. В печати прошли сообщения, что готовятся документы по созданию на базе ВЭБ коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этих проектов, у Правительства РФ, видимо, появится структура, которая сможет оперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень.

· Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. В бюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицита федерального бюджета. Практика формирования профицитного бюджета демонстрирует твердое намерение Правительства РФ рассчитываться по долгам. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы от приватизации, которые зачастую используются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия.

· Возможен выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). Таким образом, изменится природа долга путем перехода из внешней формы во внутреннюю, что обусловит распределение доходов в пользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого необходима система твердых гарантий по займам.

· Совершенствовать российское законодательство в плане расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.

· Необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внешних обязательств страны при любой кризисной ситуации.

· Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны.

· Организовать более тесную координацию государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств.

· Необходимо гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований.

На взгляд экономистов, реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективность управления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленную перспективу.

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по-прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом. Поэтому, в данной главе были предложены практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации российской системы управления государственным внешним и внутренним долгом

Автор считает, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что дальнейшими основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований, должны является: снижение объемов и изменение структуры внешнего и внутреннего государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг, независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; совершенствование российского законодательства в плане расширения и уточнения актов о государственных внутренних и внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов.

Заключение

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме данной работы, можно сказать, что проблема внешнего и внутреннего долга и его влияния на экономическую безопасность – серьезная проблема российской национальной экономики. Разрешение этой проблемы является задачей стратегического характера. Без её решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъёма и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

В данной работе было выявлены роль и значение внутреннего и внешнего долга для экономики России, в связи с чем можно сказать, что отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства, и рынок внутреннего и внешнего долга России является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, а его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики страны.

В работе было проанализировано современное состояние внутреннего и внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность, и сделан вывод, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно: внутренний долг страны растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами, а внешний долг России заметно снижается, в связи с тем, что он погашается за счет заимствований на внутреннем рынке.

Здесь было отмечено, что в современной России существует много экономических проблем и угроз, связанных с внешним и внутренним долгом, анализ которых позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание экономических угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Таким образом, очевидна необходимость разработки разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним и внешним долгом и обеспечения экономической безопасности.

Поэтому, в данной работе были предложены практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации российской системы управления государственным внешним и внутренним долгом, реализация которых, на взгляд экономистов, поможет смягчить проблему платежей по государственному долгу, повысит эффективность управления им на ближайшую и отдаленную перспективу.

Необходимо помнить, что экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.


Наши рекомендации