III. Политические процессы в КНР в 1963—1965 гг
Казалось бы, провал политики «большого скачка» очевиден всем, и в Китае должны последовать политические выводы: может быть, идеи коммунизма и привлекательны, но на практике они неосуществимы, общество всеобщего равенства убивает стимулы к развитию. Но эти выводы не были столь же очевидны для многих коммунистических вождей и активистов партии.
Причины провала они видели прежде всего в неготовности людей жить и работать «по-коммунистически». Значит, необходима кампания по массовому перевоспитанию,чтобы подготовить население к труду без всяких материальных стимулов.
В провале «большого скачка» упрекали и ганьбу,которые не только не показывали личный пример, но и усвоили худшие черты китайской бюрократии, или, по тогдашней терминологии, «обуржуазились». Численность ганьбу уже превысила 11,5 млн. человек. Необходимо было что-то делать с этой быстрорастущей кастой. Они никак не поддавались «превентивному перевоспитанию», хотя в Китае периодически проводились кампании «чжэнфэн» и приобщение чиновников к физическому труду. Несмотря на пошатнувшийся престиж коммунистов, они все еще были силой, определявшей общественные настроения в Китае.
В период «урегулирования» радикальные коммунисты временно «ушли в тень»: они предоставили «прагматикам» заниматься экономикой, а сами призывали лишь «не забывать о классовой борьбе». Осенью 1961 г. органам безопасности было указано «усилить борьбу с контрреволюционными элементами и ревизионистами».
В это время нарастала косвенная критика самого Мао Цзэдуна: с января 1961 г. во всех театрах Китая идет пьеса У Ханя «Разжалование Хай Жуя», в которой современники видели намек на расправу Мао Цзэдуна с Пэн Дэхуаем. В августе 1962 г. была переиздана брошюра Лю Шаоци «Самовоспитание коммуниста»,в которой содержалась критика чрезмерного восхваления личных заслуг. Все это воспринималось в Китае как критика высшего руководства.
В конце 1962 г. экономическая ситуация стабилизировалась,с 1963 г. начался промышленный рост (1963 г. — 5%, 1964 г. — 15, 1965 г. — 13%). С 1962 г. стало расти и производство зерна.
С осени 1962 г. сторонники коммунизма переходят в наступление.Усилилась пропагандаопыта двух коммун: Дачжая и Дацина.Первая коммуна — сельскохозяйственная; она продолжала действовать успешно, несмотря ни на что. Это, по мнению многих, подтверждало правоту сторонников «большого скачка». Вторая коммуна создана на Дацинских нефтепромыслах, члены этой коммуны не только добывали нефть, но и обеспечивали себя сельскохозяйственной продукцией, соблюдали нормы коммунистического общежития. Задача состояла лишь в том, чтобы распространить этот опыт на весь Китай.
С 1963 г. началась кампания под лозунгом «Три — не просить!», т. е. денег, материально-технических ресурсов, зерна. Коммуны как раз ставились в пример — они не требовали от государства ничего. Впоследствии, правда, выяснилось, что обе коммуны получали огромные дотации из государственного бюджета.
Новый министр обороны Линь Бяо (с 1960 г.) быстро «навел порядок» в армейских партийных организациях — чистке подверглось около 80% руководящих кадров. В сентябре 1963 г. в КНР была объявлена кампания под лозунгом «Учиться у армии изучению идей Мао».
Началась безудержная пропаганда использования цитат из произведений Мао; они были изданы специальными маленькими книжечками, миллионными тиражами. В прессе сообщалось об успешном использовании цитат во всех сферах, даже в спорте. Выросла и обороноспособность: именно в 1964 г. Китай испытал свою первую атомную бомбу, что вызвало ликование в стране.
В мае 1963 г. Мао Цзэдун предложил начать чистку партийных кадров с сельской местности, опираясь на «организации бедняков»: чистке предполагалось подвергнуть 10% сельских коммунистов. Однако Дэн Сяопин, будучи генеральным секретарем ЦК КПК и контролировавший партийные кадры, в сентябре того же года «поправил Мао»: речь шла уже об 1% кадров.
С конца 1963 г. началось движение «за социалистическое перевоспитание» в городах.С этой целью на предприятиях создавались специальные политотделы, которые должны были заниматься работой с беспартийной массой. Руководители политотделов назначались сверху, зачастую из среды армейских политработников.
«Социалистическое перевоспитание» развернулось и среди работников культуры; началась резкая критика авторов «исторических пьес». В июне 1964 г. Мао Цзэдун потребовал чисткив творческих союзах интеллигенции.Был смещен ряд видных деятелей, уволен министр культуры. Но партийный аппарат пытался «саботировать» эти инициативы, заменить чистки идеологическими кампаниями.
В январе 1965 г.Политбюро ЦК КПК приняло известную Директиву «23 пункта»,где было указано, что «основная цель — исправление стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». Но аппарат партии, по указанию Дэн Сяопина, пытался свести чистку лишь к прочесыванию низовых организаций.
Но постепенно давление сторонников радикальных мер нарастало, они консолидировали силы в среде партийных активистов, в государственных учреждениях, армии и органах безопасности. Страна оказалась на пороге больших потрясений.
Выводы
1. Причинами «корректировки курса» на строительство социализма стали реальные проблемы, обострившиеся в ходе первой пятилетки: недостаток финансовых ресурсов, отставание сырьевой, топливной отраслей и инфраструктуры, нехватка предметов потребления и продовольствия. >
2. Суть «большого скачка» сводилась к следующему: форсирование темпов, опора на местные ресурсы и инициативу населения. Это должно было, по мнению руководства КПК, способствовать равенству в обществе, формировать новое отношение к жизни.
3. Провал «большого скачка» заставил руководство КПК временно перейти к «политике урегулирования» (1960—1962). Инициативу захватила в свои руки группа «прагматиков» во главе с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином; ей удалось устранить наиболее острые экономические последствия и стабилизировать ситуацию к концу 1962 г.
4. Сторонники «ортодоксального коммунизма» переходят в наступление с конца 1962 г. Они считают главными препятствиями явления в среде ганьбу и неготовность масс, требуют проведения новой кампании перевоспитания, которая должна помочь изжить тягу «к буржуазному образу жизни».
ЛЕКЦИЯ 27
«Культурная революция» в Китае (1965-1976)