Внутренняя политика самодержавия во второй четверти XIX в.
Период правления брата Александра I - Николая Павловича (1825-1855) . - это последняя предреформенная попытка самодержавия сохранить незыблемой политическую систему абсолютизма и пойти на уступки новым требованиям времени в экономике, в аграрном вопросе.
Стремясь оградить российское общество от влияния западных идей, Николай I предпринял ряд мер, призванных усилить контроль и надзор за деятельностью административного аппарата, за печатью, системой просвещения. Императорская канцелярия разрослась. При ней было создано II отделение - для кодификации законов, III отделение - высшая полиция, IV отделение - для руководства женскими училищами и благотворительными заведениями, V отделение - для проведения реформы государственных крестьян, VI отделение - для управления Закавказьем. III отделение стало органом личной власти императора.
Под руководством Сперанского была осуществлена кодификация законодательства. Все законы были собраны в хронологическом порядке, из них выбраны действующие. Полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1825 гг. составило 45 томов.
В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. В его задачу входила проверка уставов учебных заведений, выработка единых принципов просвещения, определение дисциплин и учебной литературы. Идейной платформой перестройки системы образования, управления всей сферой культуры стал лозунг министра просвещения С.С.Уварова: "самодержавие, православие, народность".
Университеты потеряли значительную долю былой автономии, приём в них ограничивался, а плата росла, из учебных программ были изъяты такие предметы - естественное право, философия. Однако приостановить процесс распространения образования не представлялось возможным. Введение нового "чугунного" Цензурного устава не принесло результата. Крамольные идеи продолжали распространяться.
Николай I был вынужден принять ряд мер, ослабляющих зависимость крестьян от помещиков. Запрещалось отдавать крепостных на заводы; ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги; дворянам без имений запрещалось покупать крестьян без земли; помещики получили право отпускать дворовых на волю; при продаже имений с публичного торга крестьяне получили право выкупа на свободу.
Более серьёзные меры решения крестьянского вопроса обсуждались в секретных комитетах. Комитет 1835 г. поставил задачу "возведения крестьян из состояния крепостного до состояния свободы". Предполагалось в три этапа освободить крестьян без земли. Работа комиссии закончилась без результата. В 1839 г. был создан новый комитет, где видную роль играл П.Д.Киселёв. Итогом работы стал указ 1842 г. " об обязанных крестьянах". Владельцам разрешалось заключать с крестьянами по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли полное право вотчинной собственности, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности.
Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа государственных крестьян. Целью реформы было поднять благосостояние этой категории населения. Руководил реформой П.Д.Киселёв. Государственные крестьяне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие государственную землю. Малоземельные были наделены землёй, пересмотрено обложение податями; учреждены "вспомогательные ссуды" для мелкого кредита крестьянам; создавались медицинские и ветеринарные пункты; расширилась сеть низших школ.
Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы. В целях расширения системы технического образования созданы Технологический университет в Петербурге, Московское ремесленное училище.
Однако революционные события в Европе в 1848-1849 гг. положили конец реформаторским попыткам Николая I.
Таким образом, к середине XIX столетия феодально-крепостническая система подошла к решающему рубежу. В её недрах вызревали новые структуры, подготовлявшие переход к индустриальному типу развития. Всё более широкими слоями общества овладевали идеи, разрушавшие традиционные представления о крепостническом общественном устройстве. В середине столетия этот вопрос для правительства встал так: либо освободить крестьян и сохранить свою власть, либо не освободить и потерять её.