Внутренняя политика в годы правления Николая I. Попытки преобразований. Направления общественной мысли во второй четверти XIX века.

На правительственный курс вошедшего на престол императора большое влияние оказало восстание декабристов. Основные направления внутренней политики Николая 1 большей частью составляли борьбу с любыми проявлениями народного недовольства. Приступив к переустройству государственной системы управления, император большое значение придавал образованной им самим Канцелярии. Созданная Александром 1 для рассмотрения прошений, она была значительно расширена новым правителем. Таким образом, внутренняя политика Николая 1 началась с создания высшего органа в государственном управлении. Канцелярия была позже разделена на пять отделений. Тайная полиция (третье отделение) приобрела особое значение. Руководил ей граф Бенкендорф. Внутренняя политика Николая 1 коснулась также и законодательства, упорядочение которого было вверено Второму Отделению Канцелярии, а руководил им тогда М. М. Сперанский. В 1830 году императору был представлено полное 45-ти томное собрание всех законов, изданных в Российской Империи, начиная с 1649 года. По истечении трех лет в России был издан 15-ти томный «Свод Законов». Он был разослан по всем правительственным учреждениям, а также поступил в свободную продажу. Император предполагал, что теперь каждый человек мог руководствоваться законом в своей деятельности. В России во время правления Николая 1 были проложены железные дороги. Так, была открыта в 1837 первая (Царскосельская) между Царским Селом и Петербургом. Между Москвой и Петербургом первая железная дорога (Николаевская) появилась в 1851 году.Внутренняя политика Николая 1 затрагивала и крестьянский вопрос. Начиная свое правление, император не раз задумывался об освобождении крестьян. Однако позже он пришел к выводу, что для России отмена крепостного права может стать большим злом. На протяжении царствования было создано десять секретных комитетов, занимавшихся вопросом крепостных. Правительственными решениями было облегчено положение у помещичьих крестьян. Однако больше всего было сделано для 9 миллионов государственных крестьян. Внутренняя политика Николая 1 в области религии, печати и просвещения была достаточно консервативной. В 1826 году правительственным указом был принят цензурный устав, который строго должен был следить за соблюдением нравственных принципов, а также за религиозными традициями. 1828 год ознаменовался реформой средних специальных и низших учебных заведений. В 1832 С. С. Уваров стал министром просвещения. Ему принадлежит знаменитая формула «самодержавие, народность и православие», созданная в противовес революционным французским настроениям, в основе которых лежали принципы равенства, свободы и братства. Ведущую роль Российская Империя стала играть в европейских делах после разгрома армии Наполеона. Следует отметить, что до 50-х годов 19 века российская держава поддерживала со всеми странами Европы мирные отношения. Однако в юго-восточной области, на границе с османской империей, ситуация постепенно ухудшалась. В целом, внешняя и внутренняя политика Николая 1, по мнению некоторых историков, не отличалась успешными преобразованиями. К концу своего правления император испытывал трудности в правлении государством. Несмотря на свою неограниченную власть, он не мог справиться с некомпетентностью чиновников и коррупцией. При этом бюрократический аппарат не зависел от общества, контроль сверху был неэффективен, несмотря на все усилия императора. Большое значение имели и военные неудачи царя. После его смерти остро встал вопрос о преодолении отставания Российской Империи от ведущих государств. Этого можно было добиться только при помощи обновляющих страну реформ.

Николай I начал свое царство­вание с попыток преобразований. Сам император, подавая пример подданным, работал по 14 часов в сутки, рассматри­вая и утверждая новые законы и новые учреждения. Одним из первых таких учреждений стало широко известное III От­деление императорской канцелярии. На него были воз­ложены обязанности политического надзора и сыска в стра­не. Управляющим отделением и шефом жандармов был на­значен генерал А.X.Бенкендорф.С целью укрепления законности по приказу Николая I была предпринята кодификация (систематизация) законов. Эта работа была поручена группе юристов во главе с М. М. Спе­ранским, вышедшим из опалы. Все законы, принятые в 1649 -1825 гг., вошли в «Полное собрание законов Рос­сийской империи». В 1832 г. на основе собрания был вы­пущен 15-томный «Свод законов Российской империи», пред­назначенных для непосредственного использования.

Крестьянский вопрос

На протяжении всего царствования Николая I интенсивно обсуждался крестьянский вопрос. Им­ператор понимал, что крепостное право не позволяет России успешно развиваться. Однако он говорил: «Нет сомнения, что крепостное право... есть зло для всех ощутительное и очевид­ное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Единственной мерой по решению крестьянского вопроса стал Указ об обязанных крестьянах (1842). Он предоставлял поме­щикам право освобождать крестьян без земли. Это было шагом назад по сравнению с Указом о вольных хлебопашцах 1803 г., поскольку теперь размер наделов и число повинностей осво­бождаемых крестьян целиком зависели от воли помещика. Единственным актом, затрагивавшим интересы поместного дворянства, была инвентарная реформа 1844 -1848 гг. Она заключалась в описи границ, состава и состояния имений. Устанавливались нормы барщины и оброка с крестьян, кото­рые помещики не могли превышать. Однако реформа охвати­ла лишь ряд губерний на Украине, где землей владели в основ­ном поляки-католики, а крепостные были православными. Попыткой улучшения положения большой категории кре­стьян явилась реформа управления государственными крестьянами, проведенная генералом П. Д. Киселевым. Она должна была показать помещикам пример образцового хозяйства. В государственных деревнях, где жила не закрепощенная часть крестьян, были созданы новые органы управления, открыты школы и больницы. Крестьян переселяли в места, где имелась свободная земля. Им помогали инвента­рем и семенами. Но лучшие земли принудительно выделя­лись для посадки картофеля, а урожай забирали и увозили в неурожайные губернии. Расценивая это как барщину, кре­стьяне устраивали «картофельные бунты».

Финансы.

Правительство стремилось поддерживать про­мышленность и торговлю. Устраивались промышленные вы­ставки. В интересах развития промышленности и роста госу­дарственных доходов сохранялись высокие тарифы для ино­странных товаров. Была снижена плата купцам и крестьянам за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промыш­ленные предприятия. Немалую роль в достижении экономической стабилизации сыграла реформа Е.Ф.Канкрина, министра финансов в 1823-1844 гг. По его инициативе была введена откупная система, предусматривающая свободную продажу водки. В результате этого доходы казны резко возросли, но пьянство усилилось. В итоге финансовой реформы 1839 - 1843 гг. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Бумажные деньги можно было свободно обменять на серебряную монету.

Политика в области образования.

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Институт гражданских инженеров и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. К началу правления Николая I в России было 49 гимна­зий, а к концу - 77. Главное место в правительственной идеологии занимала так называемая теория «официальной народности». Ее суть заключалась в толковании роли русского народа как храни­теля традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада. Поощрялись стихи выходцев из крестьянского и ку­печеского сословия (Ф. Н. Слепушкин, А. В. Кольцов), хвалеб­ные отзывы получили опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», картины на крестьянскую тему А. Г. Венецианова. Теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Московского университета - историка М. П. По­година и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях Н.В. Кукольника, М. Н. Загоскина и др.Немалую роль в разработке и пропаганде теории «офици­альной народности» сыграл граф С.С. Уваров, с 1833 г. ми­нистр народного просвещения. Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала - право­славие, самодержавие и народность - станут надежной опорой власти. В 1848 г. в связи с началом европейских революций руко­водители III Отделения и некоторые высшие чиновники ста­ли обвинять графа Уварова в том, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку.

Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой». Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Трагическая судьба П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (журнал «Телескоп», 1836) высказавшем горькие, обидные и многими крупными писателями (А. С. Пушкиным в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не давшей миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна.

Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, о ее прошлом и будущем.

Наши рекомендации