Китай в 1918 – 2000-е гг. Периоды революций и гражданских войн, маоистских экспериментов. Экономические реформы 1980-90-х гг. и их результаты. Основные черты современного развития Китая.
Основные этапы и проблемы революционного процесса в Китае (1919-49 гг.)
Тридцатилетие 1919-49 гг. (от "движения 4 мая 1919 г." до образования КНР) можно считать революцией в широком смысле этого слова (национальная, антифеодальная, антиимпериалистическая, демократическая). Разные ее этапы имели разный характер и классовый состав их участников, а соответственно и разные цели и формы их достижения.
Задачи, стоявшие перед китайским обществом на новом этапе его модернизации, взаимосвязаны. Но первым и непременным условием решения их всех была задача восстановления подлинной государственности, политического объединения страны, растащенной реакционными феодально-милитаристскими кликами, ориентированными на различные империалистические Державы.
Тридцатилетие войн и революций 1919-49 гг. может быть периодизировано следующим образом:
I этап 1919-24 гг. - под влиянием объективных условий, сложившихся в стране, и под воздействием Октября в Китае происходят следующие процессы:
- Эволюция взглядов Сунь Ятсена на позиции революционной демократии, радикализация его "трех народных принципов" и перестройка на этой идеологической базе национально-буржуазной партии Гоминдан (ГМД)
- Образование КПК, как альтернативы буржуазному руководству китайской революцией
- Создание единого национального фронта КПК и ГМД, опирающегося вне страны на помощь и поддержку СССР
II этап 1925-27 гг. - Национальная, демократическая революция (при советской поддержке) в форме первой гражданской войны Юга Китая (блока КПК-ГМД) против северных феодально-милитаристских клик, агентуры империализма в Китае. В революции взаимодействуют два потока: общенациональный и социальный с превалированием национального аспекта.
Участие КПК в руководстве революцией радикализирует ее: коммунисты были последовательными борцами с феодализмом, ГМД же проявлял тенденцию к соглашательству с ним. По мере усиления социального аспекта революции, усиливающего позиции КПК в рамках блока ее с ГМД, с одной стороны, и признания большинством клик лидерства побеждающего Юга с другой стороны, ГМД склоняется к разрыву союза с КПК в 1927 г. И по форме (переворот Чан Кайши и репрессии против недавнего союзника привели к гибели 24 тыс. коммунистов и других левых), и по содержанию (компромисс с феодализмом и империализмом) это было расценено руководством КПК и Москвой как предательство революции китайской буржуазией в лице ГМД. На VI съезде КПК, проведенном в 1928 г. под Москвой, принимается решение продолжить революцию под руководством КПК и под социальными лозунгами. Вызов, брошенный Гоминданом КПК, был ею принят. Расхождения между бывшими союзниками по единому фронту относительно глубины, стратегии и тактики антифеодальных преобразований, приводят к их вооруженному противоборству, ко второй гражданской войне.
III этап 1927-36 гг. - вторая гражданская война ведется под руководством КПК в форме Советского движения под лозунгом аграрной революции против буржуазно-помещичьего режима ГМД.
На территории гоминдановского Китая, более развитой в социально-экономическом отношении, под флагом китайского национализма закладываются основы китайского буржуазного общества. завершается процесс централизации управления страной, уставшей от бесконтрольности местных властей.
Гоминдановский режим форсировал экономическое развитие посредством укрепления госсектора и государственного регулирования, экономического планирования, поощрения частного капитала к участию в национальных государственно-смешанных предприятиях. Начинает проявляться тенденция к уменьшению роли иностранного и увеличению частного китайского капитала.
На IV этапе 1937-45 гг. ведется антияпонская борьба военного блока КПК-ГМД. В это время в Особом районе заметно усиливается националистическая тенденция в КПК, проводится чистка "интернационалистов-московцев", препятствовавших насаждению маоизма под видом "китаизированного марксизма". VII съезд КПК укрепил и узаконил в 1945 г. захват власти в партии маоистской группировкой, и вывел из состава ЦК последнего рабочего. В то же время Съезд принял антифеодальную и антиимпериалистическую программу действий, что обеспечило КПК массовую поддержку в очередном раунде ее борьбы с ГМД. Гоминдановский Китай к концу II мировой войны находился в тяжелом социально-экономическом и политическом кризисе, поскольку вынес на себе основную тяжесть антияпонской войны.
Таким образом, для этапа 1937-45 гг. характерно превалирование национального потока борьбы над социальным в масштабах Китая и националистического момента над "интернациональным" в Особом районе КПК.
На V этапе 1946-49 гг. третьей гражданской войны, борьба КПК с ГМД вступает в завершающую фазу. Главная база КПК и КА перемещается из отсталой крестьянской глубинки в индустриальную Манчжурию, освобожденную Советской Армией за три недели (ГМД и КПК не смогли этого сделать по отдельности и вместе за 14 лет). Опираясь на самый развитой район Китая и реорганизовав при советской помощи полупартизанские воинские силы КПК в регулярные и технически оснащенные Армии, КПК одержала победу над прогнившим режимом ГМД (анализ решающей роли внешнего фактора в этой победе содержится в монографии О. Борисова "СССР и манчжурская революционная база", выдержавшей несколько переизданий).
Основные этапы и проблемы развития Китая в 1949 - 78 гг.
Решающая роль СССР в победе КПК над ГМД в третьей гражданской войне способствовала усилению "интернациональной" просоветской тенденции в КПК, что проявилось в конечном счете в решении VIII съезда КПК в 1956 г. убрать из Устава Партии положение о маоизме как идеологической основе КПК. Влияние СССР проявилось также в выборе курса на социалистическое строительство по жесткой сталинской модели со всеми ее достоинствами (возможность концентрации материальных ресурсов и человеческого фактора на ключевых направлениях и в "решающих звеньях" индустриализации), но и с присущими ей административно-командными атрибутами и пороками.
К нач. 50 гг., после тридцатилетия войн и революций, экономика КНР существенно отставала даже от показателей России 1913 г. по производству основных видов продукции на душу населения, не говоря уж о более сложных видах производства. Экономической отсталости сопутствовала архаичная социальная структура (55% населения составляли социальные слои докапиталистического общества, 38% - переходного от феодализма к капитализму типа, и только 7% - современные слои, из них 2% - рабочий класс). Отсюда вытекало, что ликвидация отсталости потребует в КНР существенно больше времени, чем во взятом за образец Советском Союзе.
В то же время, ряд факторов существенно облегчал решение указанной задачи: имея союзника и не находясь в единственном числе во враждебном окружении, можно было не отвлекать средства на создание мощного ВПК, можно было форсировать индустриализацию благодаря массированной экономической помощи СССР и его союзников.
Эпоха социалистических и маоистских экспериментов в КНР может быть периодизирована следующим образом:
- 1949-57 гг. - социалистическая индустриализация советского образца позволила заложить основы современной промышленности посредством создания целых ее отраслей. При этом выяснилась цена индустриализации (диспропорции в экономике в целом, финансовое оголение "нерешающих" второстепенных звеньев, длительность процесса наращивания экономического потенциала, сложность планово-государственного руководства развивающейся промышленностью, ограниченность стимулов проявления трудовой активности, и т. д.). Кроме того, руководство КПК не устраивала необходимость самоограничения в принятии решений по коренным вопросам внутренней, экономической и внешней политики, следование в фарватере политики КПСС и СССР в роли "младшего брата". Мао Цзэдун опасался воздействия последствий развенчания "культа личности" Сталина на его харизматическое положение в КПК. Комплекс всех упомянутых факторов побудил маоистскую группировку в руководстве партии отказаться от советской модели развития и от слишком тесных и, на взгляд этой группировки, неравноправных отношений с СССР.
- 1958-60 г. - политика "большого скачка и народных коммун" в Китае. Это была попытка ликвидации общей отсталости не путем кропотливого и длительного труда по созданию крупной промышленности силами государства "сверху", и не путем раскрепощения производительных сил снизу на базе частной собственности и инициативы, а на стимулировании энтузиазма в условиях тотального обобществления "казарменного социализма". Эта модель развития оказалась намного хуже советской и результаты "большого скачка" оказались плачевными. В результате по культу Мао Цзэдуна был нанесен удар, и он вынужден был уступить пост Председателя КНР Лю Шаоци, оставшись Председателем КПК.
- 1960-65 гг. - этап неустойчивого равновесия сил прагматиков и радикалов в руководстве КПК и КНР. Силами прагматиков (Лю Шаоци, Дэн Сяопин - Генеральный секретарь ЦК КПК (что соответствует Секретарю ЦК КПСС по оргвопросам), Чжоу Эньлай - Премьер правительства КНР) было восстановлено пострадавшее от "скачка" производство на основе возврата к прежним методам руководства ею. Но радикальная маоистская группировка не отказалась от намерений переустройства общества на принципах "казарменного социализма". Главным препятствием для реализации этих принципов радикалы считали партийную, и не только партийную, интеллигенцию, а также хозяйственных руководителей, которые понимали пагубность замыслов радикалов. Всех своих противников маоисты клеймили как бюрократов, препятствующих инициативе масс снизу. Популистская демагогия уравниловки дала радикалам массовую базу для наступления на "бюрократический" партийно-государственный аппарат и китайскую интеллигенцию в ходе т. н. "культурной революции" (внешне похожей на облаву на интеллигенцию).
- 1966-69 гг. - борьба радикалов-маоистов в руководстве КПК за монополию на власть, в рамках которой прагматикам будет отведена роль "технических специалистов", на этапе "культурной революции". Особенности "культурной революции": радикальное меньшинство ЦК выступает против его большинства в опоре на беспартийные массы под лозунгами борьбы с "буржуазным перерождением", популярными в неграмотных низах общества, особенно в крестьянстве. Результатом "культурной революции" стал разгром КПК, препятствовавшей маоистским экспериментам. Фактически под старым названием "коммунистической" была создана новая, маоистская партия, и установлена маоистская диктатура, что и было узаконено IX съездом КПК в 1969 г.
- 1969-76 гг. - этап открытой маоистской диктатуры. Особенности этапа:
а) нестабильность вследствие неэффективности экономики, острая внутриполитическая борьба. Вынужденное восстановление репрессированных хозяйственных кадров прагматиков на довольно высокие государственные посты
б) бонапартизм во внутренней и внешней политике
- 1976-78 гг. - потеря маоистами монополии на власть после смерти Председателя и отстранения т. н. "банды четырех". Этап поиска путей эффективного развития Китая, завершившийся решениями декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г. о переходе к смешанной государственно-рыночной экономике, именуемой "социализмом с китайской спецификой".
Внешняя политика КНР
Традиционная особенность внешней политики Китая - ее тесная связь с политикой внутренней, характерна и для истории КНР. Периодизация ее может быть основана на периодизации внутрипартийной борьбы в КПК.
В первой половине 50 гг. Пекин следовал в фарватере общих международных усилий стран советского блока, с некоторыми отклонениями от него, призванными подчеркнуть вес и самостоятельность КНР в рамках этого блока. Одним из атрибутов самостоятельности внешней политики крупной державы является наличие внешнеполитических доктрин. Китайская дипломатия руководствовалась с середины 50 х гг. по крайней мере пятью крупными внешнеполитическими доктринами:
- 1957-58 гг. - доктрина одной промежуточной зоны, в соответствии с которой мировая социалистическая система (МСС) и империализм борются за влияние в промежуточной между ними зоне развивающихся стран (РС). Доктрина носит общий антиимпериалистический характер.
- 1958-62 гг. - доктрина двух промежуточных зон (первый вариант).
Это доктрина выборочного антиимпериализма, направленного только против США, как державы, непосредственно ущемляющей интересы КНР. Это попытка Пекина мобилизовать мир для сокрушения главного врага КНР чужими руками и любой ценой. Суть доктрины заключается в том, что весь мир должен противостоять США, угнетающим две промежуточные между МСС и США зоны: РС и РКС (развитые кап. страны). Угнетенные американским капиталом РС и РКС тем самым объединены общностью "антиамериканской" судьбы (Англия и ее бывшие колонии, Португалия и ее колонии...)
МСС - (РС - РКС) - США
- 1963-69 гг. - доктрина сверхдержав (второй вариант доктрины промежуточных зон). Суть доктрины: народы мира из промежуточных зон должны бороться против двух сверхдержав, СССР и США, борющихся между собой за мировое господство. В первую промежуточную зону Пекин записал РС, во вторую - развитые страны капиталистические, "угнетаемые американским империализмом" и развитые социалистические страны Восточной Европы, "угнетаемые советским социал-империализмом". Концепция сверхдержав призвана была скомпрометировать реального противника Китая - США и идеологического оппонента КНР - СССР, а также обострить советско-американские отношения и международную обстановку, что маоистское руководство считало для себя выгодным.
СССР - (РС) - (РКС - РСС) - США
Согласно этой доктрине КНР причисляла себя к РС, рассчитывая на руководящую роль в третьем мире, поскольку рассчитывать на такую роль среди социалистических стран было нереально.
- 1966-67 гг. - на первом этапе "культурной революции" революционная истерия распространилась также и на внешнюю политику КНР. Параллельно "доктрине сверхдержав" маоистская дипломатия пропагандирует доктрины "мирового города - мировой деревни"
"богатого Севера - бедного Юга"
"богатых наций - бедных наций"
"белых наций - цветных наций"
"буржуазных наций - пролетарских наций"
Использование этих концепций, менее всего претендующих на научность, направлено на подчинение РС маоистскому влиянию и использование их в качестве орудия внешней политики КНР. Эксплуатируя и законное недовольство РС своим положением в мире, и иждивенческие настроения в них, Пекин приобрел существенное влияние в третьем мире
- 70 гг. - доктрина трех миров как реакция маоистов на нежелательную для них разрядку международной напряженности, стремление скомпрометировать разрядку, представив ее как "сговор двух сверхдержав". В маоистской трактовке Москва и Вашингтон перестали бороться между собой за мировое господство и предпочли разделить сферы влияния в мире "полюбовно", на базе разрядки отношений между собой. Таким образом, народы второго мира (Развитые капиталистические и социалистические страны) в союзе с народами третьего мира (РС) должны бороться против первого мира двух империализмов (СССР и США).
(СССР - США) - I мир
(РКС - РСС) - II мир
РС - III мир
Доктрина трех миров, закрепленная маоистами в Конституции КНР в качестве основы ее внешней политики, эволюционировала по мере корректировки Пекином своего внешнеполитического курса (преимущественно в сторону смягчения ее антиамериканской направленности и ужесточения ее антисоветской основы).
Таким образом, эволюция внешнеполитического курса маоистского Китая, отразившаяся в смене доктрин, наглядно свидетельствует о его беспринципности и тесной связи с внутриполитической борьбой в КНР.
С началом экономической либерализации постмаоистский Китай сосредоточился на решении своих внутренних экономических проблем, и постепенно перешел от глобальной политики к политике великой региональной державы. В рамках региональной политики Пекин сосредоточился на решении конкретных проблем:
- противодействие росту советского влияния в соседних с Китаем странах, трактуемое Пекином как "окружение Китая" (это привело к агрессии КНР против Вьетнама и поддержке афганской контрреволюции)
- постепенная ликвидация маоистского наследия враждебности в отношениях с соседями (Индия) и новый раунд борьбы за ликвидацию ситуации "двух Китаев", на этот раз с использованием политических средств: выдвижение концепции "одно государство - две социально-экономические системы" и апробирование этой концепции на Гонконге с целью убедить Тайвань в необходимости воссоединения "двух Китаем" на приемлемых для них обоих условиях. Следует отметить, что с каждым годом в связи с реформами в КНР ее социально-экономическая система все более напоминает тайваньскую, т. е. создаются социально-экономические предпосылки для их объединения.
- с к. 80 гг. происходит улучшение и развитие отношений Китая с Советским Союзом - Россией на базе закрепленных в Конституции КНР 1982 г. в качестве основы внешней политики принципов мирного сосуществования.
Новый имидж Китая на международной арене содействовал развитию его внешнеэкономических связей, привлечению иностранного капитала на цели развития и реформирования экономики, в особенности в созданные (и закрепленные по Конституции) Специальные экономические зоны (СЭЗ).