Экономические реформы 1990 - нач. 2000 – х гг.

С распадом СССР и крахом коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вышла на путь интеграции в мировое хозяйство.

В конце октября 1991 г. Россия приступила к реализации радикальных рыночных реформ, цель которых была в том, чтобы полностью сломить действие старой плановой системы и командных методов руководства экономикой.

Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента Б.Н. Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также законы о порядке приватизации.

Главным идеологом нового курса стал Е.Т. Гайдар, зарекомендовавший себя сторонником «шоковой терапии», которая предполагала быстрый переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом. В результате данных мер предполагалось установить баланс спроса и предложения на рынке товаров и услуг и тем самым не допустить усиления социальной напряженности. Приватизация государственной собственности должна была способствовать созданию среднего класса – основной социальной опоры государства на новом этапе.

Либерализация цен и торговли началась с 1992 г. Но правительство самоустранилось от контроля над процессом формирования цен. Следствием такой позиции стал галопирующий рост цен. Покупательная способность рубля резко снизилась. Начался лавинообразный рост государственного бюджета, для покрытия которого правительство увеличило выпуск наличных денег. Это привело к гиперинфляции, ставшей символом 1992 г.

Несмотря на сложившуюся крайне сложную ситуацию, правительство настаивало на продолжении радикальных реформ. Началась приватизация государственной собственности. Для этого вся приватизируемая собственность была поделена в равных долях между всеми гражданами страны. Этой мерой предполагалось дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде собственной доли собственности в общей государственной собственности.

В результате данной приватизации 40 млн. граждан страны стали акционерами. Но все они были номинальными акционерами, так как никаких действенных правовых механизмов их влияния в экономику разработано не было. Цены на приватизационные чеки (ваучеры) граждан падали. Тяжелое состояние экономики не могло не отразиться на жизненном уровне населения. Покупательная способность рубля не повышалась, население нищало. Чтобы исправить ситуацию правительство провело ряд мер по насыщению рынка товарами народного потребления на основе либерализации внешней торговли. Но в страну хлынули товары далеко не лучшего качества.

К концу 1992 г инфляцию остановить не удалось, бюджет был подорван. Стало очевидным, что «шоковая терапия» как метод быстрого перехода к рынку не обеспечил возлагаемых на него надежд, и потребовалось исправление правительственного экономического курса. Работа правительства Е.Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. Е.Т. Гайдар подал в отставку.

Результаты начального этапа реформ оказались глубоко противоречивыми. С одной стороны, в России был «введен» рынок. Приватизация выполнила задачу демонтажа механизма административно-командного управления экономикой. С другой стороны, углубился спад промышленного производства (на 35 %), произошло резкое снижение уровня жизни населения. Цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10-15 раз.

В результате освобождения цен денежные средства населения были конфискованы. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса приватизации произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения.

Логика реформ в форме «шоковой терапии» привела к прекращению 17 августа 1998 г. выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт – отказ от принятых ранее на себя обязательств). Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60 %) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импорта (в 6-7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социальной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышении ее конкурентоспособности.

Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал - элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе и социально-экономическом развитии.

Наши рекомендации