Основные положения теории государства и права
Тема 1
1. Государство:
а) теории происхождения государства;
б) сущность государства, его признаки и функции;
в) механизм государства, его органы и их характеристика;
г) форма государства.
2. Право:
а) сущность права, его признаки и функции;
б) соотношение права и морали;
в) действие права в системе общественных отношений:
1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.
2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.
3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.
4. Содержание правовых отношений в обществе.
1. Государство:
а) Теории происхождения государстваотличаются множеством различных подходов к пониманию государства.
Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразования рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. В современном обществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается.
Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайловский.
Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.
В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими.
Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Согласно этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объединению людей в государство, которое представляет собой живой организм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества - составные части организма.
В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения государства, обосновавшую образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чиновников, или менеджериально-бюрократического класса, как его называет К. Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абстрагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяснением причин возникновения государства лишь для наиболее засушливых территорий.
Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.
Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и теории, которая до недавнего времени в официальной советской науке считалась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллельно с ними материалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории первобытного общества три периода - дикость, варварство и цивилизацию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Множественность теорий происхождения государства является следствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.
Б) Сущность государства.
Государство – это политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.
Признаки государства:
1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.
3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).
5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.
6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
7. Существование системы взимания налогов.
8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.
Функции государства- это основные направления его деятельности,
благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия - на постоянные и временные.
Внутренниефункции государства:
1) принятие законов и контроль за их соблюдением;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);
4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);
5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);
6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);
7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).
Внешниефункции государства:
1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;
2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;
3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;
4) определение статуса государственной границы и ее защита.
в) Механизм государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.
Государственный орган - это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.
Обычно система государственных органов устанавливается конституцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:
1) представительные законодательные органы;
2) органы исполнительной власти;
3) органы судебной власти.
г) Форма государства- это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства, форма государства включает в себя три элемента: 1)форму правления, 2)форму государственного устройства и 3)форму государственного (политического) режима.
Форма правленияхарактеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика. Монархия - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).
Республика- форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).
Признаки парламентской республики:
1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.
2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.
3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.
4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.
Признаки президентской республики:
1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.
2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.
4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).
5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.
Признаки республики смешанного типа:
1. Президент избирается населением и назначает правительство (признак президентской республики).
2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентской республики).
Признаки суперпрезидентской республики:
1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве:
2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.
3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.
4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.
5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.
Форма государственного устройстваопределяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Признаки унитарного государства:
1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.
2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.
3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия).
5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.,
Признаки федеративного государства:
1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.
2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.
3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.
4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).
5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).
Признаки конфедерации:
1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.
2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).
3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.
4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.
5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.
6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.
7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.
В современном мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).
Форма государственного (политического) режимаопределяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие "политический режим" введено в 1940 году политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином "государственный режим". Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.
Основные черты демократического режима:
1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.
2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.
3. Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.
4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.
5. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.
В рамках, демократического режима условно выделяют:
а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),
б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т. е. через депутатов федеральных и местных органов власти,
в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, является высшим его проявлением.
Виды антидемократических режимов:
1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:
а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;
б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.
2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:
а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.
б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.
в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.
3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.
4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана - сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.
5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.
Право.