Основные положения теории государства и права

Тема 1

1. Государство:

а) теории происхождения государства;

б) сущность государства, его признаки и функции;

в) механизм государства, его органы и их характеристика;

г) форма государства.

2. Право:

а) сущность права, его признаки и функции;

б) соотношение права и морали;

в) действие права в системе общественных отношений:

1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

4. Содержание правовых отношений в обществе.

1. Государство:

а) Теории происхождения государстваотличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана че­ловечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразо­вания рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологи­ческая теория настаивает на божественном происхождении не только госу­дарства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. В современном об­ществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Со­гласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в госу­дарство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Ми­хайловский.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общест­венного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Ради­щев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспе­чения порядка и организации общественной жизни.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, со­гласно которой все государства возникли в результате завоевания и пора­бощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими.

Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Соглас­но этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объе­динению людей в государство, которое представляет собой живой орга­низм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои обще­ства - составные части организма.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполага­лось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью строи­тельства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чи­новников, или менеджериально-бюрократического класса, как его назы­вает К. Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необходи­мость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абст­рагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяс­нением причин возникновения государства лишь для наиболее засушли­вых территорий.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографи­ческий фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не мо­жет претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и тео­рии, которая до недавнего времени в официальной советской науке счи­талась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называ­ют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллельно с ними мате­риалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории первобытного общества три периода - дикость, варварство и цивилизацию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, част­ной собственности и государства". Множественность теорий происхождения государства является следстви­ем того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

Б) Сущность государства.

Государство – это политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве це­лостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполне­ние функций государства.

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое прост­ранство.

7. Существование системы взимания налогов.

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства- это основные направления его деятельности,

благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внеш­ние; по продолжительности действия - на постоянные и временные.

Внутренниефункции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формиро­вание государственного бюджета и контроль за его расходованием (адми­нистративно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и тамо­женной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция ох­раны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общест­ва (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и вос­становление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешниефункции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

в) Механизм государства- это система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных ин­тересов.

Государственный орган - это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему орга­ны государства образуют аппарат государства, который еще называют ме­ханизмом государства.

Обычно система государственных органов устанавливается конститу­цией государства. По характеру выполняемых задач, государственные ор­ганы подразделяются на три группы:

1) представительные законодательные органы;

2) органы исполнительной власти;

3) органы судебной власти.

г) Форма государства- это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства, форма госу­дарства включает в себя три элемента: 1)форму правления, 2)форму государст­венного устройства и 3)форму государственного (политического) режима.

Форма правленияхарактеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимо­отношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика. Монархия - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсо­лютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистичес­кую), конституционную (парламентарную).

Республика- форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латин­ской Америки).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, кото­рые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллек­тивную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парла­ментской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется под­держкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (на­пример, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламен­та, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением и назначает правительство (при­знак президентской республики).

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (при­знак парламентской республики).

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве:

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов прави­тельства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с пар­ламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей ини­циативе объявить о проведении референдума.

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстране­ния президента от должности.

Форма государственного устройстваопределяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия состав­ных частей центральных и местных органов власти. Различают три ос­новных формы государственного устройства: унитарное государство, фе­дерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной влас­ти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система за­конодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая на­логовая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государ­ства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках унитарного государства допускается существование авто­номий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.,

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение несколь­ких административно-территориальных образований в единое государст­во. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, респуб­лики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рам­ках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает односто­роннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на по­добного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руко­водство которыми осуществляется центральными федеральными органа­ми, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, создан­ный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объеди­няются на основе соответствующих договоров и обладают правом сво­бодного выхода из состава конфедерации.

2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение го­сударственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).

3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ог­раничены исполнительные органы власти.

6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и еди­ный государственный бюджет.

7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба по­стигла ОАР (союз Египта и Сирии).

Форма государственного (политического) режимаопределяет совокуп­ность способов и методов взаимодействия государственной власти с на­селением. Понятие "политический режим" введено в 1940 году политоло­гом Леви. Но в последнее время пользуются термином "государственный режим". Главным критерием классификации государственных режимов слу­жит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного за­конодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выбо­ров и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государст­венный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свобо­ду слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защи­щенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках, демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в реше­нии вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т. е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демо­кратических гуманистических принципов он вырастает из собственно де­мократического режима и, по мнению некоторых исследователей, явля­ется высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает на­селению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и по­давления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитар­ным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Автори­тарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-эко­номической жизни государства. В обществе может быть множество пар­тий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким об­разом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою дикта­туру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью на­вести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне огра­ничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая госу­дарственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следу­ет отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы поч­ти не встречаются.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монар­хии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость прави­теля в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а на­сильственным, захватническим путем, например с помощью государст­венного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана - сохра­нить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззако­ние, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталита­ризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превос­ходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режи­мов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

Право.

Наши рекомендации