Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
С.Г.Аксенов,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
В Республике Башкортостан установлены два вида местной власти:
местное государственное управление и местное самоуправление.
Органы местной власти в Башкортостане полностью сформированы, организационно оформлены и реально проводят свою деятельность в районах и городах, селах и поселках республики. Конституция Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан о местном государственном управлении и о местном самоуправлении выделяют в качестве одной из функций органов местной власти охрану общественного порядка.
Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории местной власти режима законности, которая обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства. Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, в транспорте, иных общественных местах.
В городах и районах республики принимаются целевые программы по усилениюборьбы с преступностью. ЗакономРеспублики Башкортостан от 14октября 1994 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» была утверждена милиция общественной безопасности (местная милиция).Основными ее задачами являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи граждан, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Следует отметить,что Закон РеспубликиБашкортостан «О местном самоуправлении вРеспублики Башкортостан», закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общестаеиного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальныхорганов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
Таким образом, Закон предполагает формирование и функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка.
В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка участвуют комиссиипри органах местной власти: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная,
Административная комиссия образуется для рассмотрения дел о совершении административных проступков и наложения на виновных лиц взысканий в административном порядке. Главными задачами комиссииподелам несовершеннолетних являются организация работ по предупреждению их безнадзорности, правонарушений; охрана прав несовершеннолетних; координация условийвсех заинтересованныхорганов, организаций, учреждений по решению указанных вопросов.
Наблюдательные комиссии участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи.
Представительные органы местной власти вправе формировать постоянные депутатские комиссии по вопросамохраны общественного порядка, прав и свобод граждан, которые не наделены какими-либо властными полномочиями: они осуществляют подготовку к рассмотрению представительным органом проектов решения, предложения по проблемам общественной безопасности на соответствующей территории (например, в Кировском районном Совете депутатов города Уфы создана постоянная комиссия по социальной и правовой защите), Для обеспечения охраны общественного порядка органы местной власти могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные организационно-правовые формы. Однойиз таких форм являются народные дружины, получившие в прежние годы широкое развитие в городах, поселках, селах республики.
Органы местной власти в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования. Правоохранительные органы осуществляют подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам местной власти. Координацию деятельности правоохранительных органов на территории городов, районов республики осуществляют в соответствии с федеральным и республиканским законодательством соответствующие прокуроры. Руководители органов местной власти могут приглашаться на
координационные совещания, которые созываются прокурорами городов, районов республики.
Органы местной власти принимают в пределах своей компетенции меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а также меры по обустройству дорог, которые находятся в их ведении; вводят временное ограничение 'или прекращение движения транспортных средств на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности и пропускной способности.
Органы местной власти в соответствии с законодательством обеспечивают пожарную безопасность в муниципальном образовании. К их ведению относится организация местной противопожарной службы. В настоящее время, согласно Кодексу Республики Башкортостан о пожарной безопасности, принятому 28 июля 1997 года, действуют государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.
Кодекс РеспубликиБашкортостан о пожарной безопасности относит к полномочиям органов местной власти в области пожарной безопасности;
- организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
- участие а выполнении республиканских и районных целевых программ;
- выделение в местных бюджетах расходов на пожарную безопасность;
- создания, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной противопожарной службы);
- установление специальныхместных налогов и (или) целевых сборов сграждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных и объединения пожарной охраны.
Кодекс возлагает на органы местной власти обязанность организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности.
Следовательно, s случаях стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местной власти осуществляют предусмотренные законодательством действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав.