Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса

Административные методы Экономические методы
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

· административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

· правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

· рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации. Решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамками. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций – субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

К критериям государственного регулирования регионального развития относятся:

1. Обоснование необходимости государственного регулирования. Первым принципиальным условием действенного регулирования регионального развития является его использование только в тех случаях, когда ни на одном нижестоящем уровне нет достаточных прав и (или) ресурсов для того, чтобы решить ту или иную проблему территориального развития самостоятельно, не прибегая к поддержке федеральных властей.

2. Легитимность. Любые действия по регулированию территориального развития должны либо исходить только из ранее принятых законов и не противоречащих им государственных региональных установлений, либо из специально принятых нормативных актов общего или прецедентного характера.

3. Региональная инициатива и региональное исполнение. В подавляющем большинстве случаев федеральные решения о конкретных мерах государственного регулирования территориального развития должны инициироваться субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Идеальной является схема: «Государство регулирует – регионы действуют». В то же время не исключены ситуации, когда государство в общих интересах территориального развития должно само проявить властную инициативу и самостоятельно реализовывать ее на территории того или иного субъекта Федерации, но согласие субъекта и его участие в реализации представляются необходимыми.

4. Конкретно-целевой характер. Государственное регулирование должно исходить из наличия соответствующего повода, но осуществляться – только при уверенности в том, что предпринимаемые действия приведут к достижению количественно выраженной цели – изменению региональной ситуации.

5. Учет отдаленных и сопряженных результатов. В отличие от хозяйственных образований региональные системы сложнее и инерционнее, а региональные воспроизводственные циклы по времени вообще несопоставимы с хозяйственными. Особенности протекания процессов территориального развития не дают оснований рассчитывать на быстрый результат. Нужно учиться отделять текущие и частные перемены от сущностных и отдаленных изменений, которые могут произойти только после прохождения перемен по всей цепи региональных связей.

6. Установление временных границ. Государственное регулирование территориального развития по отношению к конкретному региону может быть длительным, но не должно быть вечным. Каждый регион, получающий государственную поддержку, должен рассчитывать на нее только как на стимул преодоления кризисной ситуации. Поэтому каждое решение по государственному регулированию территориального развития в каждом конкретном случае должно сопровождаться объявлением его временных границ и обоснованием его продолжительности с учетом остроты и содержания данной региональной ситуации.

7. Адекватность реакций объекта государственной поддержки. Федерация вправе рассчитывать на то, что действия по поддержке одного из регионов будут иметь следствием и адекватную реакцию объекта такой поддержки. Это могут быть встречные инициативы по разрешению кризисной региональной ситуации, ведение режимов экономии ресурсов, активизация использования всех собственных источников развития и т.п.

8. Системная обоснованность с учетом всех видов государственной поддержки данного региона. Практически каждый регион уже пользуется теми или иными преференциями, и обосновать право на какую-либо дополнительную меру – значит сопоставить весь их набор, объем, длительность, результативность с аналогичными параметрами по другим регионам.

9. Адресность, предельно допустимая локализация. Претендующая на результативность государственная селективная поддержка отдельных регионов должна быть конкретно-адресной и иметь своим объектом не столько субъекты Федерации, сколько наиболее нуждающиеся, депрессивные, стагнационные и иные территории и конкретные населенные пункты.

10. Развернутое процедурное обеспечение. Только разработка специальных организационных механизмов, доведенных до детальных процедур, закрепленная в нормативных актах, и понимая как обязательный принцип, способна не только ввести государственное регулирование территориального развития в режим нормальной организационной деятельности. но и снять с него частные обвинения в нечестном лоббировании, в необоснованных политических приоритетах и т.п.

11. Ответственность и контроль. Режим особой ответственности и контроля необходим, поскольку, во-первых, меры государственного регулирования территориального развития всегда связаны с использованием государственных ресурсов, во-вторых, имеют своим предметом политически и социально значимые региональные процессы и, в-третьих, затрагивают интересы как одного региона, так и всей совокупности регионов государства.

12. Широкое использование договорных отношений. Эти отношения по своей природе наиболее соответствуют и сути федерализма, и характеру субъектно-объектных связей, и самой форме большинства действий государственного регулирования территориального развития.

13. Ориентация на программно-целевые методы. Важнейшее принципиальное условие действенного государственного регулирования территориального развития – максимальное использование выгод правильно применяемых программно-целевых методов в двух направлениях, во-первых, путем разработки и реализации собственно целевых региональных программ и, во-вторых, на основе использования программно-целевого подхода как общей методологической базы самых различных действия государственного регулирования регионального развития.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности включает разработку системы инструментов государственного воздействия на экономику регионов.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального развития?

2. Каковы критерии государственного регулирования регионального развития?

3. Что должно входить в структуру Генеральной схемы развития и размещения производительных сил?

4. Какие типологии прогнозов Вы можете назвать?

5. Каковы этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона?

6. Дайте характеристику альтернатив регионального развития.

7. Какие функции выполняет бюджетная система региона?

8. Чем обусловлены различия в структуре налоговых платежей регионов России?

Наши рекомендации