Зарубежный опыт государственной региональной политики.

Среди основных направлений региональной политики западных стран можно выделить:

Более сбалансированное размещение производительных сил – давно укоренившаяся традиция западной региональной политики.

В процессе реализации этой идеи используются, главным образом, следующие рычаги:

1) контроль за размещением частных инвестиций;

2) создание льготных условий для частного капитала;

3) рассредоточение государственных предприятий.

Оговоримся сразу – прямой контроль, как наиболее жесткая, а иногда и карающая мера, используется сравнительно редко (лишь в Великобритании и во Франции при децентрализации Парижа). Более распространены финансовые стимулы (в т.ч. антистимулы): субсидии (например, при децентрализации), налоги и т.п.

Решение вопросов размещения и использования трудовых ресурсов. Депопуляционные процессы, продолжающееся старение населения стран Западной Европы, приток иммигрантов из стран восточной Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, безработица – все эти проблемы заставляют власти принимать административные и экономические меры, носящие зачастую региональный «оттенок». В целях создания желаемой «географии» трудовых ресурсов государство использует многочисленные меры: уменьшение налогов, создание за счет государства объектов социальной инфраструктуры, выдачу специальных «жилищных ссуд» для граждан, обучение и переподготовку кадров за казенный счет, установление «северных надбавок» к зарплате (например, на севере Канады) и др.

И все-таки, стержнем региональной политики высокоиндустриальных стран Запада являются мероприятия по развитию депрессивных и слаборазвитых территорий, а также децентрализация крупнейших промышленных агломераций.

Развитие депрессивных старопромышленных регионов.

Как известно, депрессивные регионы – это те, которые демонстрировали в прошлом относительно высокие темпы развития, но затем в силу ряда причин пришедшие в упадок. Традиционно они ассоциируются с угольно-металлургическими очагами, которые оказались в наибольшей степени пораженными безработицей в 1929-1933 годах, особенно в Великобритании, Германии. Бельгии. Франции, Нидерландах. (К концу ХХ века симптомы «депрессивности» стали характерны и для регионов с иной специализацией: химической, деревообрабатывающей и др.).

В наиболее худшем положении очутились те из них, которые занимают периферийное положение и обладают наименьшей диверсифицированностью хозяйства.

Большинство из депрессивных в прошлом индустриальных регионов Западной Европы (Рур и Саар в Германии. Эльзас во Франции, Валлония в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др.) сейчас уже мало чем напоминают прежние кризисные территории, но «инерция имиджа» дает о себе знать. К тому же индустриальные очаги занимают в пределах таких регионов не более 10-20% территории. Опыт реструктуризации депрессивных старопромышленных регионов показал, что основой их стабильности в большинстве случаев служило развитие в них наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации. Одновременно проводилась «пассивная санация», то есть поощрение эмиграции высвобождающейся рабочей силы в другие районы.

Стимулирование слаборазвитых регионов и отраслей.

Отличие слаборазвитых от депрессивных регионов состоит в том, что они никогда не служили местом концентрации производственных мощностей. Это, как правило, периферийные аграрные, в лучшем случае – минерально-сырьевые регионы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки и даже культуры. К числу подобных регионов в пределах Западной Европы традиционно относят Европейский Север (Норвегия, Швеция, Финляндия), некоторые местности Средиземноморья (Португалия, Испания, Италия, Греция), Ирландию и др. По аналогии к этому же типу можно причислить Аляску, северные территории Канады, большую часть Австралии.

Некоторые из слаборазвитых регионов остаются практически «нейтральными» в экономическом отношении (особенно регионы с экстремальными природными условиями), поскольку редко заселены и не выдерживают испытания рынком. Другие (например, итальянский Юг) стали объектами активной региональной политики и заметно поправили свои дела.

Что же касается слаборазвитых отраслей, то в рамках региональных программ предусматриваются различного рода субсидии, льготы и преференции для развития транспортной инфраструктуры, технополисов, сферы услуг и т.д.

Регулирование развития агломераций, мегалополисов.

Данное направление по сути дела – старейшее, но далеко не самое эффективное. Не случайно в марксистской литературе содержалось немало заклинаний по поводу «неспособности капиталистического общества предотвратить уродливое разрастание сверхбольших городских агломераций» и язвительных насмешек в адрес «буржуазных теорий ультраурбанизма, опрадывающих безудержный рост городов и считающих его спонтанным и неуправляемым.

Во-первых, никто из авторитетных западных урбанистов не оправдывал неуправляемый рост промышленных агломераций. Во-вторых, проблема децентрализации Москвы вряд ли была (и остается) менее остра в сравнении с аналогичной проблемой Парижа. В-третьих, человечество, к сожалению пока не нашло по-настоящему эффективных мер борьбы с сверхконцентрацией производственных мощностей и населения в городах и мегалополисах.

Вместе с тем принимаемые экономические меры по ограничению роста городов все же приносят несомненный эффект, но подчас малоощутимый из-за невозможности, а то и нежелания оценить гипотетическую, полностью неуправляемую ситуацию. Во Франции – это «субсидии по децентрализации», распространяющиеся на фирмы, переводящие предприятия и конторы из Парижа; в Италии в отношении агломераций Милана и Турина действует практика антистимулов, предусматривающая обложение налогом фирм, реализующих проекты, имеющие негативные последствия в размещенческом плане и т.п.

Экономическое воздействие государства на региональные пропорции осуществляется в двух основных направлениях:

1. ограничение строительства новых производственных объектов в регионах, нуждающихся, напротив, в децентрализации промышленности;

2. стимулирование создания производственных мощностей в слаборазвитых, депрессивных и во вновь осваиваемых регионах.

При становлении российской региональной политики в рыночных условиях логично заимствовать ценный зарубежный опыт, особенно западноевропейских государств. Здесь региональная политика всегда базировалась на глубоких научных проработках, на результатах тщательной региональной диагностики и экспертизы. Нормальной реакцией государства на любые региональные «осложнения» было создание экспертных комиссий для непредвзятого изучения положения дел на месте с привлечением ведущих научных центров и отдельных ученых. В России же с ее обширными пространствами и множеством запутанных региональных «узлов» ученые-регионалисты практически никогда не были серьезно задействованы.

Можно выделить три важных положения общего характера:

1. Региональная экономическая политика является объективным структурным элементом хозяйственной деятельности всех государств мира. А особенно таких крупных и неоднородных территориальных образований как Россия, США, Канада, Австралия, Европейский Союз и др.

2. Растущая самостоятельность регионов в условиях демократии и «нормальной» рыночной экономики – необратимый процесс, давно проявивший себя на Западе и начинающий развиваться в РФ.

3. Множество теоретических и практических подходов к реализации идей, сформулированных западной регионалистикой, вполне применимы к российской действительности.

Каждая страна имеет свои особенности регулирования территориального развития. «В то же время, - как справедливо отмечают ведущие российские ученые, - при всей специфике имеется ряд общих черт и закономерностей, которые важно принимать во внимание».

Европейский Союзимеет весьма развитую и отвечающую вызовам современности экономическую политику в отношении регионов, т.е. политику в отношении административно-территориальных единиц суверенных государств – членов Союза. После создания в 1994 г. Фонда взаимодействия, целью которого было оказание поддержки не только отдельных регионов, но и целых государств, произошли важные изменения в развитии региональной политики европейских стран. Фонд осуществил финансовые вложения в развитие транспорта, проекты по защите окружающей среды в Ирландии, Португалии, Испании, что способствовало дальнейшему увеличению его роли.

В этот период основными принципами европейской политики в отношении регионов стали:

− максимально тесное сотрудничество и взаимопомощь;

− координация и взаимодействие между регионами отдельных государств;

− партнерство;

− финансовая поддержка наименее обеспеченных государств – членов Союза;

− осуществление региональной политики на основе созданной для данных целей Программы, по возможности – с максимально полным учетом мнений государств – членов Союза.

Главным инструментом региональной политики в Европе являются так называемые Структурные фонды, созданные с целью способствовать финансовому уравниванию развития отдельных регионов страны. Их основными задачами являются: стимулирование экономического развития регионов там, где это необходимо; поддержание экономических и социальных преобразований в наиболее приоритетных сферах; развитие политики в области занятости (реформы образования с целью его модернизации). Следовательно, региональная политика европейских государств широко использует такой инструмент, как финансовая помощь наименее развитым регионам страны с целью доведения уровня их развития хотя бы до средних показателей.

Важной составляющей региональной политики Европейского союза является развитие экономической интеграции государств - членов (преференциальные тарифные режимы, зоны свободной торговли, развитие общих рынков в тех или иных сферах, общая экономическая политика). Одной из важнейших проблем интеграции ЕС, и как следствие, проблемой региональной политики, является проблема языкового барьера.

Основными проблемами региональной политики Европейского союза считаются те, которые для нашей страны уже перестали восприниматься в качестве таковых ввиду их неизбежности:

− сильная дифференциация в уровне жизни различных регионов Союза. Ряд регионов отличаются более высоким уровнем безработицы – на решение данной проблемы направлена политика облегчения мобильности рабочей силы из одного государства в другое. Невысокие показатели экономического развития характерны для Южной Италии. Испании, Португалии. Восточной Германии, Греции.

− размеры Союза. Увеличение числа государств, входящих в Союз, сильно беспокоит членов ЕС, которые усматривают в данной тенденции угрозу экономическому росту объединению. Более того, нынешние размеры Союза уже многим кажутся чрезмерными.

Контрольные вопросы:

1. Какой тип государственной региональной политики доминирует в России?

2. Сформулируйте цели и задачи региональной политики.

3. Что такое «федерализм»? Охарактеризуйте его модели в разных странах мира?

4. Каковы особенности федерализма в России?

5. Каков порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Проанализируйте этапы проведения региональной политики в западных странах.

7. Что такое канадский «фискальный федерализм»?

8. В чем особенности проведения региональной политики в Индии?

9. Насколько возможно использование зарубежного опыта проведения региональной политики в России?

Наши рекомендации