Информационно-коммуникационные системы
Понятие «информационно-коммуникационной системы (ИКС) |
Неравномерность развития информационных полей обусловливает степень их устойчивости по отношению к внешним факторам (потокам сведений и свойственным им способам их воздействия). Если они сохраняют свои очертания, то нередко задают новое качество информационно-коммуникационным связям. Воспроизводство такого типа информационных полей, как правило, связано со взаимодействием вполне определенных коммуникаторов и реципиентов, институализацией их постоянных контактов, наличием специфических (формальных и неформальных) каналов связи (с характерны-
4-4386
Л
ми для них шумами и барьерами передачи сообщений), с механизмами фильтрации и отбора сведений, языковыми особенностями передачи сигналов, нормами и стандартами коммуникационной среды, а также другими присущими им чертами.
За счет повышения устойчивости и сохранения целенаправленности возникающих коммуникаций такие поля приобретают качества, которые обеспечивают организованность восходящих и нисходящих потоков сообщений, придают устойчивые формы способам информационных обменов, регулируют объем потребляемой (сохраняемой) информации (памяти), задают ту или иную скорость ее прохождения, предопределяют реакцию информационной среды на внешние возмущения и т.д. Такого рода свойства дают возможность описывать все совокупности инфопотоков, которые постоянно формируются вокруг ролевых, функциональных или целенаправленных взаимодействий акторов и способны к своему устойчивому воспроизведению, несмотря на внешнее сопротивление как информационно-коммуникационные системы (ИКС). Следовательно, ИКС — это институализированные и организационно подкрепленные информационно-коммуникационные связи определенных коммуникаторов и реципиентов, обладающие соответствующими механизмами саморазвития, языками, каналами и технологиями общения.
«Множественность коммуникационных систем, — пишет В. П. Конецкая, — обусловлена различными целями коммуникации (естественными и искусственными языками), различными по своей природе коммуникационными средствами (словами, символами, формулами, графемами, рисунками, жестами, мимикой и др.) и, наконец, особенностями социальных структур, в рамках которых эти системы функционируют»7.
Понятие «информационно-коммуникационная система» применимо к различным формам отправления власти и государственного управления. Отдельные ИКС могут складываться в сфере принятия государственных решений, процессе формирования государственной политики или же в ходе проведения избирательной кампании, урегулирования политических кризисов и т.д. При этом для каждой ИКС формируется (складывается) соответствующая база данных, формулируются свои критерии оценки достоверности и полноты информации, необходимой для решения тех или иных задач, определяются формы контактов и структура общения акторов (например, как должны обмениваться информацией федеральные и региональные органы власти), в рамках которых осуществляется производство политических символов и значений и т.д. 50
В целом можно говорить о сосуществовании в информационном ■Пространстве политики различных ИКС: массовых, корпоративных, |Публичных и теневых (обеспечивающих, например, в криминализи-ованньгх государствах взаимодействие мафиозных структур с органами исполнительной власти), региональных и межрегиональных, И т.д. Одни обеспечивают информационную среду для принятия государственных решений, другие — для проведения выборов или урегулирования конкретных (по преимуществу длительных) конфликтов, взаимодействия государств и т.д. При этом каждая из них использует тот или иной способ символизации сообщений, содержит специфические техники коммуницирования, особые семантические приемы, обладает собственным влиянием на политическую систему, взаимоотношения элитарных и неэлитарных слоев. Сосуществование таких разнородных информационных явлений, их взаимное тяготение или дистанцирование, непроницаемость для нашего воздействия или наложение и даже поглощение друг I другом, а также множество иных комбинаций порождают массу | противоречивых и исключительно сложных процессов в инфор-j мационно-коммуникационной сфере политики.
Наиболее существенным признаком ИКС является институциональный характер информационных обменов. Именно специфические для установленных контактов институты определяют способы передачи информации, каналы коммуникации и другие смежные с ними процессы. Это касается целевых аудиторий, введения и поддержания норм взаимоотношений коммуникатора и реципиента. Например, в публичной сфере СМИ и государство связаны определенными формами взаимного контроля, ответственности. Институциональный характер информационных обменов дает возможность применять и определенные критерии для оценки эффективности деятельности ИКС. Так, одним из важнейших показателей продуктивности действий государства в информационной сфере служит деятельность его управленческих структур, регулирующих отношения со СМИ.
Типология ИКС
Многообразие ИКС — не только показатель богатства политико-информационного пространства, оно демонстрирует гибкость политической системы, способность целенаправленного применения власти в той или иной области общественной жизни. Основанием типологизации ИКС могут быть самые разные ресурсы. Например:
Л
■ с точки зрения функциональной нагрузки выделяются ИКС
в области государственного управления, политического уча
стия, осуществления деятельности партий, групп интере
сов и т.д.;
■ классификация по отраслевому принципу различает ИКС,
обеспечивающие осуществление государственной политики
в области образования, здравоохранения, культуры, эколо
гии, военной сферы и пр.;
■ с точки зрения организации информационных обменов мож
но говорить о макроИКС (характеризующей деятельность по
литической системы в целом), мезоИКС (отображающей осо
бенности функционирования региональной власти) и микро-
ИКС (межличностной);
■ в историческом плане различаются ИКС того или иного вре
менного периода;
■ с точки зрения конкретных агентов политики можно выде
лять партийные, государственные и иные, связанные с дея
тельностью конкретного актора, аналогичные ИКС.
Каждый тип ИКС дает возможность понять наиболее существенные причины, факторы и способы общения политических игроков в сфере конкуренции за власть. Так, анализ микроИКС позволяет увидеть, что характер коммуникаций между политическими лидерами связан с наличием таких механизмов их поддержания, как беседа или ритуальное общение. Способы накопления информации при таких типах общения задает человеческая память. Для групповых же (корпоративных) ИКС механизмами налаживания коммуникации выступают в основном переговоры, полемика или устоявшиеся привычки (следование моде), а главными формами трансляции сообщений — документооборот или риторика лидеров. Иными характеристиками обладает макроИКС. Здесь оборот информации происходит через специальные медиаинституты или культурное наследие и поддерживается за счет организации публичного дискурса при помощи технологий пропаганды, информационного лоббизма и других аналогичных способов коммуници-рования.
Особенности развития коммуникаций можно выявить, анализируя исторические типы ИКС. Этот тип анализа демонстрирует изменения в способах и институтах передачи информации. Например, исторически первыми информационными институциями в политике были короли и их советники. Затем эта роль перешла к церкви. На более высоком уровне развития государства эту функцию уже выполняли агитпропы, пиар-отделы, специализи-
рованные рекламные отделы. Эволюция ИКС дает возможность проследить и характер развития политических посланий от изустных форм трансляции мифов, мистерий и легенд до религиозных вероучений, а затем идеологических конструкций и рекламных текстов.
Если выявить ИКС, характеризующие базовые способы коммуникации того или иного актора, то станет ясно, насколько он может реализовать свои возможности в информационном пространстве. Например, современным партийным ИКС стало исключительно сложно сохранять информационные позиции. Чтобы не утратить политического влияния, им необходимо постоянно привлекать внимание общественности к своим посланиям, одновременно избегая нападок со стороны противников или иных информационных угроз в виде разоблачений их лидеров и пр. Для сохранения политических позиций партии должны поддерживать постоянные темы для диалога с общественным мнением, сохранять внутреннее единство, использовать разнообразные каналы установления контактов с населением, совершенствовать коммуникационный менеджмент, оперативно реагировать на изменение информационной среды, расширять аудиторию своих сообщений.
Особенности государственной ИКС |
Еще более многогранно содержание ИКС современного государства. Формально ее функционирование
предполагает информационное взаимодействие институтов исполнительной, законодательной и судебной властей, органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней. С содержательной точки зрения государственная ИКС характеризует отношения власти со СМИ, другими государствами, формирование новостной политики, характер информационных обменов внутри своих структур и т.д. И вся эта совокупность сложных информационных процессов подчинена выполнению государством своих базовых задач по принятию политических решений. Именно этот масштабный политико-административный процесс разработки и реализации общеколлективных целей концентрирует информационные усилия государства, придает им глубинный общественный смысл. В этом смысле все органы государства представляют собой структуры, задача которых состоит в получении, обработке и передаче определенной информации для выработки и реализации конкретных целей.
Поскольку государственная ИКС как система информационного обеспечения принятия политических решений предполагает отбор информации, способной уточнить национальные интересы
и приоритеты страны, отображение связанных с их реализацией проблем, согласование и формулирование конкретных целей, а также реализацию последних в виде определенных практик в информационном пространстве. Государственная ИКС показывает, что информационное обеспечение выработки и реализации политических решений этого института выражается либо в конкретных информационных акцияхгосударства (сознательно спланированных или носящих характер стихийного ответа на форс-мажорные обстоятельства), либо разнообразных интеракциях.К последнему типу действий могут быть отнесены государственная информационная политикаи информационные кампании.
Несмотря на некоторые формально общие моменты (например, обращение информации в рамках государственной ИКС всегда вызывает юридические последствия или то, что цели достигаются при использовании таких форм информационного взаимодействия, как общественные дискуссии, брифинги государственных деятелей и пр.), каждый из названных типов информационного поведения государства имеет свои характерные способы обмена информацией и создания коммуникаций, формы взаимодействия с контрагентами в информационном пространстве, техники и приемы установления контактов.
Уровень развития современного государства в значительной степени определяется объемом перерабатываемой и передаваемой информации, а также плотностью коммуникаций. Другими словами, от того, насколько государство будет способно поддерживать устойчивые контакты с общественным мнением, политической оппозицией, организациями некоммерческого сектора, корпорациями, зарубежными партнерами и другими игроками на политическом рынке, зависит возможность и одновременно эффективность его политического влияния. Без подобных контактов государство утрачивает способность регулировать политические отношения, создавать необходимые институты, выстраивать связи и поддерживать политические нормы.
В государственной ИКС информационные потоки носят как идеологический, так и неидеологический характер. Передаваемые государством сообщения могут предполагать установление коммуникации на основании доктринально заданных сообщений (транслирующих, к примеру, сообщения, содержащие изначально позитивное отношение к ценностям капитализма или социализма и т.д.) либо, напротив, сохраняющих нейтралитет по отношению к тем или иным идейным конструкциям и целям. В то же время распространяемая государством информация может носить и сугубо рыночный характер, т.е. функционировать как продукт, рас-
пространение и потребление которого другими политическими акторами ограниченно.
Наличие того или иного типа информационной активности государства определяет, какими методами и способами поддержания коммуникаций будут пользоваться соответствующие властные структуры. Так, идеологические дискурсы государства, как правило, в решающей степени связаны с пропагандистскими формами распространения знаний, а рыночные — с рекламными и иными способами поддержания общения.
Государственная ИКС обладает и ярко выраженным институциональным характером, ее информационные потоки жестко связаны с функциональным назначением отдельных организационных структур. Институты, представляющие каждую ветвь власти, распространяют информацию и вступают в контакты не с любыми, а с функционально необходимыми политическими контрагентами. Например, пиар-отделы взаимодействуют не с отдельны-
, ми гражданами, а с представителями СМИ. При этом информационные потоки носят как вертикальный, так и горизонтальный
^характер.
В настоящее время динамика данной ИКС существенно снизилась, что обусловлено развитием процессов глобализации и эволюцией государства как специфической формы организации совместной жизнедеятельности людей. В результате начинают совмещаться, не имея порой соответствующей институциональной опоры, централизованно-иерархические и сетевые формы передачи информации. Это сегментирует государственную ИКС, создавая такую комбинаторику политических коммуникаций, которая не всегда соответствует реальному соотношению сил, идеологическому спектру и другим базовым основаниям политической системы.
Международная информационно-коммуникационная система |
Свои отличительные особенности имеет и международная ИКС,характерная для тех институтов, каналов и механизмов информационных обменов, которые обеспечивают устойчивые контакты между различными акторами мировой политики. Особую сложность ей придает то, что в качестве последних могут выступать не только национальные государства, но и их объединения, а также различные организации, корпорации и даже отдельные индивиды.
Наиболее характерной чертой международной ИКС является наличие разнородныхинформационных потоков. С одной стороны, в рамках отдельных регионов мира, государств в силу социокуль-
i
турных предпочтений живущих там людей, а подчас и чисто технических условий складываются собственные приоритеты в потреблении информации. Это ведет к диверсификации информационного поля. С другой стороны, благодаря транснациональному характеру информационных процессов, не имеющих локальных ограничений и связывающих различные территории, народы и государства, складывается как бы основной, глобальный поток информации. Его ресурсное и техническое обеспечение осуществляется в основном крупнейшими информационными транснациональными корпорациями (ТНК), распространяющими сведения о состоянии мировых финансовых рынков, продаже конкретных потребительских марок, новостную и развлекательную продукцию.
Таким образом, международная ИКС базируется на сочетании основного и периферийных информационных потоков,постоянном взаимодействии сведений, оборачивающихся на межрегиональном и локальных рынках информации. Каждый из них имеет собственные приоритеты в отборе и распространении сообщений. Например, в основном потоке формируются некие суперновости и супертемы, касающиеся бизнеса, спорта или других областей жизни, т.е. сообщения, которые рассчитаны на массовый интерес глобальной аудитории. Понятно, однако, что содержательные линии таким супертемам задают основные поставщики информационной продукции, ориентированные на потребности наиболее развитых, «продвинутых» в экономическом, а значит, и информационном отношении стран и корпораций, являющихся (с позиций рынка) наиболее привлекательными.
Наличие основного информационного потока в международной ИКС можно охарактеризовать как позитивно, так и негативно. С одной стороны, руководствуясь рыночными принципами, он неизбежно содействует распространению ценностей свободы и демократии, противостоя и разрушая косные традиции автаркии, национализма и местничества. Распространяемая здесь информация в конечном счете ведет к интернационализации стилей жизни, формирует мультикультуралистскую модель человеческой деятельности, способствует общемировой интеграции. Эти глобализированные инфосредства дают возможность сохранить контроль за рациональным распределением мировых ресурсов. С другой стороны, во многом монопольное положение западных ТНК на мировом рынке создает возможности для навязывания другим странам и регионам чуждой информационной среды, не учитывающей информационные запросы значительной части населения. Весьма характерно для сложившегося положения и сужение дос-
тупа граждан к качественной информации, вытесняемой популярными развлекательными сюжетами. В конечном счете такие практики деформируют информационные запросы различных групп населения (и даже целых государств), затрудняют развитие культурных традиций этих народов, провоцируют упадок национальных этических норм и стандартов.
Так, на мировом информационном рынке США контролируют 82% информации, Европа — 11%, Япония — 2%, остальной мир — 5%. При этом у 4 американских ТНК объем вещания в 12 раз выше, чем у России. Например, только в рамках международной сети злодействуют 25 информационных бюро, которые обеспечивают охват этой сетью более чем 150 млн домов (семей) по всему миру и 78 млн в США. Английская ВВС, имея контрольный пакет акций в своей стране, обслуживает еще 60 млн семей (домов) за пределами Великобритании.
Политические противоречия в международной ИКС |
Удешевление информационных товаров и образование на основе новейших технических достижений
межконтинентальных коммуникационных каналов и сетей не только интегрирует информационное мировое пространство, но и создает болезненные противоречия между двумя группами стран и организаций регионального характера. С одной стороны, это западные страны, настаивающие на сохранении порядка свободного потока информации и ее продаж на мировом рынке. С другой — это страны, заинтересованные в большем продвижении собственной продукции и сдерживании глобализации информационного рынка ТНК. В I960—1970-х годах такого рода государства сформировали движение «За новый международный информационный порядок», ставившее целью борьбу против «информационного империализма», за интеллектуальную и информационную деколонизацию. Численное превосходство этих стран позволило даже включать такие требования в документы ООН. Западные государства ответили на эти действия собственными демаршами. В 1980 г. в ответ на резолюцию ЮНЕСКО о поддержании мер по регулированию потоков новостей и культурной продукции, распространяющихся через национальные границы, США в знак протеста вышли из этой организации.
По мере того как многие бывшие постколониальные и развивающиеся страны все более овладевали информационными технологиями, развивали собственную информационную индустрию, противоречия заметно ослабевали. Эти страны стали активнее ис-
пользовать разделение труда, лучше продвигать собственную продукцию на информационном рынке и заняли иные позиции в международной ИКС. Возникли новые крупные вещательные корпорации (например, европейский канал «ТВ без границ» или «Евронь-юс», ориентированные на европейский рынок и соответствующие запросы этой группы населения), ослабившие монопольный характер деятельности современных ТНК. Существенную роль в преодолении такого рода конфликтов стали играть союзы национальных информагентств, действовавших в целях координации акций отдельных государств в мировом информационном пространстве. Созданы Международная программа развития коммуникаций и Международный кодекс медиаэтики для переориентации информационного потока в сторону уменьшения его зависимости от рыночных требований и поощрения развития культурных функций СМИ.
В настоящее время процесс включения ранее слабо- и среднеразвитых в информационном отношении стран в мировой инфопоток развивается по многим направлениям. С одной стороны, это происходит в ходе выстраивания шести международных информационных сетей, захватывающих США, Европу, Ближний Восток, Африку, Азию, Центральную и Южную Америку. С другой — за счет частных проектов в различных странах. Например, после «бархатных революций» в Польше, Чехии и Болгарии большинство печатных изданий оказалось в руках иностранных инвесторов (по преимуществу германских компаний — более 60%), которые стали активно выводить их на европейский рынок. За исключением России и Украины, эти компании стали составлять костяк всей печатной индустрии молодых демократий. Нередко для укрепления информационных позиций СМИ этих государств используются средства благотворительных организаций. Так, Дж. Сорос основал в Праге «Фонд кредитования развития СМИ» (MDLF), который на льготных условиях предоставляет кредиты неправительственным СМИ в посткоммунистических странах. Кредиты вместе с грантами от таких организаций, как «Институт "Открытое общество"», «Европейская инициатива в области демократии и прав человека», «Агентство США по международному развитию», «Норвежская организация помощи мирному населению», и другие западные источники содействуют развитию демократических СМИ в странах Восточной Европы.
Конечно, сегодня еще нельзя говорить о ликвидации противоречий между основным и периферийными потоками информации.
В мире все еще отсутствуют многие международные договоры в этой сфере (в частности, даже не существует критериев определения и регламентации применения «информационного оружия», т.е. таких агрессивных форм распространения сведений, которые способны нанести прямой ущерб безопасности национальных государств). Однако большинство государств координирует свои действия в борьбе против международного терроризма и информационного обеспечения его деятельности как в мире, так и в рамках национальных территорий.
Современные принципы организации и направления развития международной ИКС |
Отличительной чертой современной международной ИКС является поддержка международными организациями и демократическими государствами определенных принципов формирования инфопотоков. К ним можно отнести:
■ стремление к расширению информационных возможностей
граждан, их доступа к различным инфосистемам;
■ поддержание конкуренции в информационной сфере;
■ соблюдение гарантий равных прав для зарубежных и отече
ственных (индивидуальных и корпоративных) СМИ и дру
гих акторов на информационном рынке;
■ признание и поддержку культурных отличий и традиций раз
личных аудиторий;
■ помощь менее развитым странам в развитии информацион
ной индустрии, включение в мировые информационные про
цессы;
■ качественное расширение возможностей использования со
временных информационных технологий в различных обла
стях социальной сферы (и прежде всего в образовании и здра
воохранении);
■ совершенствование правовых и технических способов защи
ты личной тайны в информационной сфере;
■ постоянное совершенствование технических каналов связи
и их совместимости;
■ приведение национального законодательства в информаци
онной сфере в соответствие со стандартами и принципами
демократии;
■ разработка и введение в практику этических кодексов жур
налистики.
Европейское сообщество приблизительно с середины 1990-х годов рассматривает создание современной инфраструктуры ин-
формационного общества как одну из наиболее приоритетных задач. В те годы Еврокомиссия подготовила ряд основополагающих документов, наиболее важным из которых был доклад комиссара Евросоюза М. Бангемана «Европа и глобальное информационное общество». В нем подчеркивалась неразрывная связь промышленной и электронной революций, ставились практические цели в преобразовании европейской экономики и всего сообщества с использованием новых информационных технологий. На основе этого документа Европарламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу на основе координации национальных подходов к этим вопросам и ускоренного внедрения новейших достижений в области информационных технологий. Одновременно были выявлены и наиболее существенные трудности; в основном это были социальные проблемы: предотвращение поляризации общества из-за внедрения новых технологий, защита интеллектуальной собственности и авторского права, частной жизни и персональных данных. В феврале 1995 г. Еврокомиссия учредила Форум для обсуждения проблем становления информационного общества, заседания которого в настоящее время проходят два раза в год. Основная деятельность этого Форума проходит в группах, которые обсуждают конкретные вопросы экономики и занятости, человеческих ценностей и демократии в виртуальном обществе, проблемы воздействия новых информационных и коммуникационных технологий на общественные службы, образования и просвещения, развития СМИ, технологий и межкультурного сотрудничества. Одной из приоритетных задач развития Европы по пути информационного общества стало ускорение входа в информационное образовательное пространство школ и университетов, широкое распространение мультимедиа в педагогической практике, а также формирование более широкой сети пользователей мультимедийных продуктов. В развитие этих целей в 2000 г. был принят еще один важный документ, регламентирующий деятельность стран Евросоюза на пути к информационному обществу: Программы e-Europe (электронная Европа), охватывающие 11 направлений деятельности, объединенных вокруг трех приоритетов — создание дешевых, быстрых и безопасных интернет-сетей, вложение крупных инвестиций в развитие практических навыков, людей как пользователей мультимедиа, а также стимулирование использования людьми интернет-сетей по всем важнейшим направлениям (образование, медицина, экономика и пр.). В настоящее время Еврокомиссия представила общественности еще один план развития информационных технологий «Электронная Европа-2005: информационное общество для всех». В данном доку-
менте ставятся цели не только ускоренного развития сетей, дающих всем гражданам возможность высокоскоростного доступа в Интернет, но и подготовки соответствующего законодательства, регулирующего деятельность информационного сектора и, как следствие, равномерное распределение выгод от использования информационных технологий для всех стран-участниц.
На основе этих принципов Евросоюз разработал блок специальных программ по развитию информационных технологий в сфере труда, государственного информирования, медицины и образования. Все они направлены на расширение сферы использования информационных технологий, создание сети основных трансевро-пейских информационно-коммуникационных услуг, внедрение единого регламентного кодекса (способствующего совместимости сетей), а также на расширение применения информационных технологий в промышленности. Цель реализации этих проектов состоит в том, чтобы при расширении единой Европы, налаживании взаимоотношений между всеми странами континента были преодолены наиболее существенные различия в информационной сфере и Европа не развивалась как территория «с двумя скоростями».
Наиболее приоритетные проекты данного курса уже разработаны; к ним относятся:
■ подготовка глобального перечня исследований в области ин
формации;
■ развитие широкополосных сетей;
■ межкультурное обучение и образование (прежде всего обу
чение иностранным языкам студентов и бизнесменов);
■ развитие сети электронных библиотек;
■ развитие сети электронных музеев и галерей;
■ программа по информационному обеспечению защиты ок
ружающей среды и естественных ресурсов;
■ формирование информационной системы по глобальному
управлению чрезвычайными ситуациями;
■ развитие телематических технологий в здравоохранении;
■ осуществление программ «электронного правительства пря
мого доступа» (для постоянного информирования властями
граждан о своей деятельности);
■ организация глобального рынка информационных услуг для
малого и среднего бизнеса;
■ создание морских информационных систем.
Возможности присоединиться к осуществлению этих программ у государств неодинаковы. Это обусловлено в первую очередь тем, что многие страны решают разные исторические задачи. И если в
одних государствах проблемы соблюдения свободы слова и вообще воплощения основных принципов демократии давно не существуют, то для других они чрезвычайно актуальны. Вполне естественно, что последние и в едином информационном пространстве будут занимать собственные ниши и решать свои задачи.
По данным организации «Репортеры без Границ», в 1998 г. более 2 млрд людей жили в государствах, где пресса не свободна, а еще 2 млрд — там, где правительства постоянно ограничивали права журналистов. В 2000 г. в 66 странах из 186 пресса не была свободна, а в 52 — несвободна частично. И только 68 государств удовлетворяли требованиям, гарантирующим свободу слова.
Специфика положения Российского государства в этой области определяется необходимостью поддержания демократических принципов организации политического дискурса, развития информационного рынка, оказания целенаправленной помощи отечественным СМИ в их продвижении на международный рынок.
Вопросы для обсуждения
1. Что позволяет выделять информационно-коммуникационные поля
в пространстве политики? Чем они отличаются от информационно-ком
муникационных систем?
2. Можно ли проследить некую сквозную логику эволюции полити
ческих коммуникаций в мировой истории?
3. Может ли информационное общество сложиться в среднеразвитых
странах? Как оценить темпы и характер его становления в различных по
литических и социальных системах?
4. Что такое медиакратия и каковы перспективы становления такой
формы организации власти в современной России?
5. Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития политических комму
никаций в международной информационной системе?
Рекомендуемая литература
Кастельс М. Информационная эпоха. М., 1999.
Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
Назаров М. М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. М., 1999.
J
Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Комаровского. М., 2001.
СМИ в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур / Под ред. Дж. МакКормак, Европейский Институт СМИ. Берлин, 1999.
Смирнов В., Чумиков А. Информационный менеджмент в искусстве политического управления // Власть. 1995. № 4.
Corrado A. and Firestone С, eds. Electronic in Cyberspace: Towards a new era in American Politics. N.Y., 1996.
Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. N.Y., 1995.
TofflerA., Toffler H. The Third Wave. N.Y., 1980.
Sparks C. (with A. Reading) Communism, Capitalism and the Mass Media. London, 1998.
Глава 3