Судебная система в городе Москве
Конституция Российской Федерации установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ведущим принципом является самостоятельность органов каждой из них.
Теория разделения властей получила реальное воплощение во многих странах мира. Эта теория - общедемократическая концепция, которая в той или иной степени может использоваться в странах с различным государственным устройством. До настоящего времени она является предметом изучения, поскольку меняется соотношение экономических и политических сил в обществе, уровень демократии, усложняется процесс управления государством[260].
Ориентируясь на мировые демократические тенденции Основной закон определил самостоятельный статус судебной власти. Так, согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 118 Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом, создание чрезвычайных (как репрессивных) не допускается. Судьи, в соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции РФ независимы и подчиняются только самой Конституции РФ и федеральному закону. Конституция также гарантирует несменяемость судей (ч. 1 ст. 121), их неприкосновенность (ч. 1 ст. 122) и определяет финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия (ст. 124)[261].
Правовое регулирование судебной системы в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[262], который закрепляет один из основополагающих принципов судоустройства, согласно которому правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с законом. Провозглашая принцип осуществления правосудия только судом, законодатель одновременно регламентирует гарантии его осуществления. Во-первых, никакие государственные органы либо органы местного самоуправления не могут осуществлять правосудие. Во-вторых, суды создаются в порядке, предусмотренном законом. В-третьих, Закон запрещает создание каких-либо иных, не предусмотренных Федеральным конституционным законом квазисудебных органов, чрезвычайных судов[263].
Согласно ст. 4 указанного закона в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне действуют: система арбитражных судов, система судов общей юрисдикции (за исключением мировых судей), Конституционный Суд РФ. На уровне субъекта РФ действуют система уставных судов субъектов, мировые судьи (входящие в состав системы судов общей юрисдикции). При этом конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти, не входящей в единую судебную систему РФ.
Рассматриваясудебную систему города Москвы, как отдельного субъекта Российской Федерации (города федерального значения), но при этом являющейся составной частью судебной системы Российской Федерации, следует отметить, что она представлена Уставным судом города Москвы, Московским городским судом, районными судами, Арбитражным судом Москвы и мировыми судьями.
В соответствии со статьей 51 Устава города Москвы Уставной суд города Москвы рассматривает вопросы соответствия законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу города Москвы, а также дает официальное толкование Устава города Москвы[264].
Правовое регулирование деятельности Уставного суда в городе Москве осуществляется на основании Закона города Москвы №10 от 13 февраля 2002 года «Об Уставном суде города Москвы»[265].
Московский городской суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По отношению к районным судам города Москвы он служит вышестоящей инстанцией.
Московский городской суд рассматривает наиболее важные и сложные уголовные и гражданские дела, отнесенные к его компетенции действующими законами.
Внутреннее устройство Мосгорсуда определено Законом РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР»[266], в раках которого в структуру Мосгорсуда входят: президиум суда, судебные коллегии и судебные составы. Президиум Мосгорсуда образуется в составе председателя, заместителей председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Задача президиума Мосгорсуда – исправлять судебные ошибки, не устраненные своевременно в кассационном порядке судебной коллегией, а также рассматривать материалы обобщения судебной практики, статистические отчеты о преступности, отчеты о деятельности суда и другие вопросы. В ведении президиума суда и его председателя – утверждение составов судебных коллегий по уголовным и по гражданским делам, которые возглавляет председатель. Оба председателя коллегии – заместители председателя суда. Судебные коллегии состоят из нескольких составов судебных коллегий. Коллегии Мосгорсуда рассматривают дела как первая судебная и как вторая кассационная инстанция. По второй судебной инстанции коллегии Мосгорсуда ведут кассационные судопроизводства в порядке надзора за судебной деятельностью районных судов города.
Систему судов общей юрисдикции города Москвы образуют 33 районных суда, а также 429 судебных участков мировых судей.
В соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории отдельно взятого района.
Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Районы города Москвы, на территории которых распространяется юрисдикция соответствующего районного суда города Москвы, определена федеральным законом от 02 июля 2003 года №88-ФЗ «О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменения в статью 21 закона «О судоустройстве РСФСР»[267], а также Распоряжением Мэра города Москвы от 25 января 1994 года №30-РМ «Об установлении границ территориальной юрисдикции и наименований районных судов города Москвы»[268].
Судей Московского городского суда и районных судов города Москвы назначает Президент Российской Федерации в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального конституционного закона полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет[269].
Особо необходимо выделить учреждение мировых судей в России, как факт воистину беспрецедентный, поскольку он свидетельствует о готовности государства пойти на самоограничение в интересах гармонии общественных отношений[270].
Возрождение института мировых судей наполнило реальностью содержание конституционного права каждого человека на судебную защиту, поскольку приближение участков мировых судей к местам проживания населения, сокращение сроков разбирательства дел обеспечили большую доступность и демократичность отечественного правосудия.
В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»[271] мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Так, Закон города Москвы «О мировых судьях в городе Москве»[272] устанавливает создание на территории города Москвы 429 должностей мировых судей и соответственно 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов города Москвы. Наименование и границы судебных участков определяются законом города Москвы, проект которого вправе вносить в Московскую городскую Думу Мэр Москвы.
Кандидаты на должность мирового судьи отбираются на конкурсной основе. По представлению председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы, назначение на должность производится Московской городской Думой.
Квалификационная коллегия судей представляет собой орган судейского сообщества в Российской Федерации, который согласно статье 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[273] формируется из числа судей судов города Москвы, мировых судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации. Судьи в состав квалификационной коллегии избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, который определяется самой конференцией.
Представители общественности в квалификационную коллегию назначаются в порядке, установленном Законом города Москвы «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы»[274]. Представителями общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков. Кандидатуры для назначения представителями общественности рассматриваются в Московской городской Думе по предложению общественных объединений, трудовых коллективов, а также собраний граждан по месту жительства.
Назначаются мировые судьи сроком на пять лет. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[275].
Являясь судьями общей юрисдикции, согласно статье 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи, рассматривают в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Организационное обеспечение деятельности судов и мировых судей в Москве в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[276] осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве. Управление, как орган Судебного департамента, призвано способствовать в укреплении самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. В своей деятельности Управление подчиняется генеральному директору Судебного департамента, который, в свою очередь, назначает на должность руководителя Управления, а также утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата Управления.
Организационное обеспечение деятельности московских судов осуществляет Управление Судебного департамента в городе Москве.
В целях разрешения задач по организационно-правовому, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, их аппаратов, а также финансированию аппаратов мировых судей, Постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. № 1036-ПП[277] создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве и Московским городским судом по общим для них вопросам на основании соглашения и непосредственно подчиняется Мэру Москвы.
Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве. Правительство Москвы обеспечивает выделение помещений для размещения судебных участков и включает в городской бюджет расходы на обеспечение деятельности мировых судей и содержание их аппаратов.
Отдельным звеном московской судебной системы является Арбитражный суд города Москвы, образованный в соответствии с Законом «Об арбитражном суде» от 04.07.91 № 1543-1[278], введенным в действие с 01.10.91.
Согласно ст. 4 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Судьи Арбитражного суда города также назначаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст.35 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в Арбитражном суде города Москвы действует президиум, в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
Судьи арбитражного суда, входящие в президиум, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда города Москвы сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.
В рамках своих полномочий Президиум арбитражного суда города Москвы: утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики.
Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.
Правительство Москвы, в соответствии со ст.44 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» оказывает содействие Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в организационном обеспечении деятельности Арбитражного суда города Москвы.
Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов в Российской Федерации, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются Правительством города Москвы за счет средств федерального бюджета.