Правовая основа муниципальной службы в городе Москве

Муниципальная служба – важнейший институт публичной власти в нашей стране. Муниципальная служба обладает чертами, общими для всех видов служебной деятельности, а также особенностями, позволяющими говорить о том, что это новый вид публичной служебной деятельности[358].

Организация муниципальной службе в городе Москве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 42), от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[359], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, Законов города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 67 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»[360], иных нормативных правовых актов города Москвы, уставов муниципальных образований, иных муниципальных правовых актов. На муниципальных служащих распространяется действие норм трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Закон «О муниципальной службе в городе Москве» определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим признается гражданин, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности муниципальных органов, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В Российской Федерации муниципальная служба основывается на определенных принципах, важнейшие из которых закреплены в Федеральном законе от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Принципы муниципальной службы отражены и в Законе «О муниципальной службе в городе Москве» (ст.3). Это принципы:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законов города Москвы над иными нормативными правовыми актами города Москвы, муниципальными правовыми актами;

3) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

5) стабильности муниципальной службы;

6) гласности и доступности информации о деятельности муниципальных служащих;

7) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) единства основных требований к муниципальной службе;

9) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

10) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) самостоятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов в пределах их полномочий;

12) взаимосвязи и соотношения основных условий прохождения муниципальной службы и государственной гражданской службы города Москвы;

13) внепартийности муниципальной службы.

Формирование муниципальной службы и выделение ее в качестве самостоятельного института местного самоуправления обусловлено закреплением конституционного статуса местного самоуправления в качестве особой формы публичной власти, а также обособленностью органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст. 12), что позволило говорить и о самостоятельности органов местного самоуправления при решении кадровых вопросов, в осуществлении кадровой политики. С учетом конституционных положений федеральное законодательство разграничило служебную деятельность на муниципальную службу и государственную службу.

Вместе с тем, муниципальная служба тесно взаимосвязана с государственной службой, идентична ей по набору основных структурных элементов, но имеет ряд содержательных отличий от государственной службы. Современное реформирование государственной службы, включая и сферу правового регулирования, оказывает влияние и на правовое оформление института муниципальной службы. В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[361] впервые был закреплен принцип взаимосвязи двух видов публичной службы, а в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[362] этот принцип получил дальнейшее развитие.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации проявляется в обеспечении:

единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

С учетом квалификационных требований должности муниципальной службы соотносятся с должностями государственной гражданской службы города Москвы в следующем порядке:

1) высшие и главные должности муниципальной службы - главные должности государственной гражданской службы;

2) ведущие должности муниципальной службы - ведущие должности государственной гражданской службы;

3) старшие должности муниципальной службы - старшие должности государственной гражданской службы;

4) младшие должности муниципальной службы - младшие должности государственной гражданской службы.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются Законом «О муниципальной службе в городе Москве» в соответствии с реестром должностей муниципальной службы.

Цель муниципальной служебной деятельности состоит в обеспечении полномочий местного самоуправления, решения непосредственно населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, на основе сочетания общегосударственных интересов и задач, решаемых на местном уровне.

Задачи, решаемые муниципальной службой, позволяют конкретизировать цели служебной деятельности и перевести их в русло повседневной работы муниципальных служащих. К основным задачам муниципальной службы относятся:

обеспечение эффективной работы органов местного самоуправления, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

исполнение положений Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, устава и иных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие и отражение в принимаемых муниципальных правовых актах воли и законных интересов жителей муниципального образования, исполнение решений органов местного самоуправления;

защита интересов муниципального образования.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утверждаемым Законом «О муниципальной службе в городе Москве».

Перечень конкретных прав и обязанностей муниципального служащего, а также устанавливаемых для него ограничений и запретов, закрепляется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы. Установленные законами права и обязанности муниципального служащего являются общими для всех муниципальных служащих, независимо от занимаемой должности. Они призваны обеспечить исполнение муниципальным служащим своих должностных полномочий, закрепленных муниципальными правовыми актами в виде должностных инструкций, положений о соответствующих структурных подразделениях органа местного самоуправления и т. д.

Поступающий на муниципальную службу гражданин, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом, обязаны подавать представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

После достижения гражданином возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, он не может быть принят на муниципальную службу.

После увольнения с муниципальной службы гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

К правовым нормам, определяющим статус муниципального служащего, относятся и нормы, закрепляющие гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Перечень основных гарантий установлен Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.23), Законом «О муниципальной службе в городе Москве» (ст. 30). Муниципальному служащему гарантируются:

а) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

б) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

в) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

г) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

д) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

з) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

Помимо установленных федеральным законодательством основных государственных гарантий, муниципальному служащему в городе Москве предоставляются дополнительные гарантии в соответствии с Законом «О муниципальной службе в городе Москве», иными законами города Москвы, уставами муниципальных образований.

Муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Предельным для нахождения на должности муниципальной службы является возраст 60 лет. Допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной должности муниципального служащего не более чем на один год. При достижении возраста 65 лет продление нахождения лица на муниципальной службе не допускается. Он может продолжать работу в органах местного самоуправления на условиях срочного трудового договора, не замещая должность муниципальной службы.

Наши рекомендации