Ii. социальные конфликты как общественное явление
Глава 5. Структура социального конфликта
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Социальный конфликт – это взаимная и открытая борьба социальных субъектов, побуждаемая несовпадающими (различными или противоположными) интересами из-за каких-то благ.
Борьба буржуа и пролетариев из-за государственной власти, Чечни и России из-за территориальной целостности (суверенитета Чечни), России и Запада из-за формационной структуры и т.п – все это социальные конфликты. Социальный конфликт можно определить также, как противоборство социальных субъектов из-за необходимых им благ (ценностей) в процессе реализации своих интересов и своего самоутверждения в обществе.
Прежде всего, нужно еще раз отметить, что социальный конфликт – это конфликт между социальными субъектами. Поэтому не является социальным конфликтом межвидовая борьба в животном мире (биологический конфликт), между человеком и природой, между производительными силами и производственными отношениями и т.п. Когда в подобных случаях употребляется термин «конфликт», то он не имеет значения «социального» и употребляется в значении метафоры. Не является социальным и межличностный конфликт, хотя он может происходить между двумя личностями. Так, в определении Гидденса: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы», – субъектами конфликта выступают и индивиды, и социальные группы, т.е. речь идет не только о социальном, но и о межличностном конфликте, которые нужно различать. Если же между двумя индивидами, например депутатами Госдумы Немцовым и Жириновским, возникает социальный конфликт, то они выступают в нем как представители не только личных интересов, но и разных социальных общностей (групп) и политических движений – либералов и националистов.
Схема социального конфликта
Социальный конфликт предполагает следующую схему (рис. 5.1)
1. «Открытая борьба» означает, что действия
конфликтующих субъектов происходят в форме слов и поступков, совершаемых публично и ущемляющих интересы конфликтующих. Мысленные действия против своего противника, т.е. действия, осуществляемые в воображении, не являются открытыми (внешними) – это воображаемые действия. Открытыми (публичными) действиями являются заявления, экономические санкции, политические решения, военные действия и т.п., наносящие моральный, экономический, политический, жизненный ущерб конфликтующим.
2. Социальный конфликт предполагает взаимную практическую борьбу, т.е. борьбу, в которой конфликтные действия предпринимают оба субъекта. Если же один субъект осуществляет действия против другого, а тот на них не реагирует или поступает согласно христианской заповеди «подставь обидчику вторую щеку», то в этом случае социальный конфликт не получается. Можно считать, что он завершается, не начавшись. Например, не было бы социального конфликта между Россией и Чечней, если бы чеченцы приняли условия российского ультиматума, направленные им Ельциным перед началом военных действий в конце октября 1994 г.
3. Социальный конфликт всегда возникает из-за несовпадения интересов субъектов. Это два одинаковых интереса у разных субъектов по поводу одного и того же предмета – объекта интересов. Например, Чечня хочет распоряжаться своей территорией (и нефтью), что предполагает ее суверенитет. И Россия хочет иметь в своем составе Чечню и распоряжаться ее нефтью. При этом для определения социального конфликта несущественно, сознают ли субъекты противоположность своих интересов или действуют только под влиянием собственного интереса. В этом случае интересом выступает сознательная цель (представление о предполагаемом результате действия), связанная с потребностями субъекта.
Потребность представляет собой противоречие между представлением субъекта о необходимом благе и предметом потребления, выражающееся в эмоциональном стремлении к этому предмету и программе потребительских действий, направленных на превращение предмета потребления в предмет удовлетворения субъекта. Нужда (неудовлетворенность) – потребность (побуждение к активности) – удовлетворение (потребности) образуют цикл состояний субъекта. Потребность субъекта включает в себя представление (психическое и сознательное состояние) об удовлетворении, представление о предмете потребления (который может дать это удовлетворение в процессе потребления), эмоционально-волевое стремление к потреблению данного предмета. Потребности людей многообразны и делятся на биологические, социальные и духовные.
Интерес
Понятие интереса является одним из самых важных в общественных науках, в том числе в конфликтологии. Определяют его по-разному. Интерес неразрывно связан с потребностями субъекта, смысл существования которого и состоит в реализации своих потребностей в предметах потребления: пище, богатстве, власти, славе и т.п. Интерес возникает на основе потребности субъекта – актуальной или потенциальной, т.е. той, которая сейчас существует эмоционально, или той, которая может возникнуть. Интерес – это противоречие между представлением о предмете потребления и условиями его удовлетворения (предметами, орудиями, способами добывания, другими людьми и т.п.), существующее в виде познавательно-оценочной и практической деятельности, направленной на добывание условий потребления. Таким образом,
интересы представляют целенаправленно-эмоционально-познавательно-оценочное стремление (отношение) субъекта к условиям потребления, проявляющееся в соответствующей практической деятельности.
Например, потребность в пище проявляется в представлении о мороженом, эмоциональной мобилизации человека на поиск мороженого, оценке других потребительных благ и покупке определенного вида мороженого в определенном вам месте. Одна и та же потребность проявляется во множестве интересов, характеризующих условия предполагаемого потребления: предметы, средства, люди и т.п. Реализация интересов доставляет потребностям субъекта условия потребления, которые затем потребляются и удовлетворяют субъекта. «Идея, – писал Маркс, – неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса».
В зависимости от своего субъекта интересы делятся наличные (связанные с потребностями данного индивида), социальные (связанные с потребностями производительных сил, классов, государства, народа), духовные (религиозные, эстетические, моральные и т.п.).
Социальные потребности и интересы характеризуют социальные группы, организации институты как самоуправляемое целое, по отношению к которому потребности индивидов выступают в качестве средств, а не целей. Это значит, что носителем самоуправляемого целого является его управляющий орган, который ставит интересы-цели, планы-программы их реализации, мобилизацию сотрудников и т.п. Таковыми являются государство в обществе, политическая партия для класса, руководство фирмы и т.п. Задуманная программа с помощью экономической заинтересованности, административного принуждения, творческого подхода реализуется в виде последовательности скоординированных действий людей, входящих в данное социальное целое: общность, институт, организацию и т.п.
Социальные субъекты имеют разные интересы – производственные, экономические, политические, духовные и т.п. Социальные интересы проявляют себя в форме идеалов, ценностей, норм, которыми воспитанный человек руководствуется, находясь в обществе, по отношению к другим. Поэтому на поведение социальных субъектов в конфликте влияют его потребности, интересы, нормы, образующие иерархию мотивов. Их борьба образует внутреннее, субъективное, психосознательное содержание социальных конфликтов. Не случайно все исследователи обращают внимание прежде всего на реальную борьбу субъектов, а не на их мотивы. Но это не означает, что социальный конфликт выступает только в своей объективированной форме и не включает в себя борьбу мотивов, которая объективируется в практических действиях субъектов. Как мы уже показали, сведение социальных конфликтов только к внешнему противоборству, исключение из их состава субъективной составляющей – серьезный недостаток в понимании социального конфликта. Это лишает социальный конфликт его общественной значимости или по крайней мере принижает ее. В этом случае трудно показать социальную обусловленность социальных конфликтов, их зависимость от Жизненных, экономических, политических и других условий, которые действуют через определенные интересы субъектов.
Общественное согласие
Противоположностью социальному конфликту является общественное согласие, или консенсус. Это согласование практических действий субъектов, исключающее их взаимное ущемление и борьбу, на основе уравновешивания несовпадающих интересов. Очевидно, что общественное согласие возникает в результате согласования интересов разных субъектов, когда они понимают свои интересы и интересы других, учитывают их в своей взаимной деятельности. Условие социального согласия уже давно сформулировано И. Кантом, который говорил в своем моральном императиве: поступай в отношении других так, как ты отнесся бы к себе. Пример общественного согласия – соглашение по Чечне, подписанное в 1996 г., отставка Ельцина, раздел Черноморского флота и т.п.
Общественное согласие выступает формой единства противоположностей, которое также проходит стадии становления, развертывания, разрешения. На стадии становления оно выступает в форме понимания не только своих, но и чужих интересов, что выражается в учете общественных норм в действиях субъектов. На стадии развертывания единство противоположностей может выступать в виде соблюдения определенных цивилизационных норм во время социального конфликта. Некоторые из них признаны международным правом. Так, недавно принято решение о прекращении использования противопехотных мин во время боевых действий. На стадии разрешения социального противоречия (и социального конфликта) единство противоположностей выступает в форме общественного согласия, примирения, подписания соглашения и прекращения социального конфликта.
Социальный конфликт и общественное согласие выступают диалектическими противоположностями в отношениях между субъектами. Одни социальные субъекты, например социал-демократы, берут курс на общественное согласие, а другие, например большевики, – на революционную конфронтацию. Характерной чертой нынешнего этапа развития человечества, века социальных конфликтов в форме революций, мировых войн, «холодной» войны между лагерем социализма и лагерем либерализма, стало стремление к общественному согласию как форме общественных отношений между субъектами. Хотя и рецидивы недавнего конфликтного прошлого дают о себе знать, в частности, в военных действиях на территории бывшего СССР. Общественное согласие очень медленно и трудно внедряется в практику общественных отношений. Оно требует высокой культуры людей, умения мыслить, учитывать не только свои интересы, но и других, предполагает высокий уровень нравственности и экономической обеспеченности.