Предмет и метод истории политических и правовых учений.
Предмет и метод истории политических и правовых учений.
ИППУ – наука и учебная дисциплина исторического, юридического и философского профиля, которая изучает:
• Историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве
• Факторы, оказывающие влияние на политико-правовую мысль: социально-экономические условия, религия, культура, психология (общественная и индивидуальная), географические, политические условия и т.д.
• Влияние политико-правовой мысли на развитие государственных и общественных институтов.
Проблемы ИППУ:
• Сущность и форма государства;
• Соотношение государства и права. Что первично?
• Соотношение человека и государства. Что важнее: интересы государства или отдельной личности ?
• Соотношение права и закона (позитивного права);
• Соотношение политики и морали;
• Собственность. Что такое собственность? Нужна ли она? Проблема бедности и богатства;
• Проблема равенства людей;
• Проблема справедливости;
• Проблема войны и мира.
Специфика ИППУ:
• ИППУ – идеалистическая, философская наука, движение человеческой мысли о государстве и праве.
• ИППУ – наука теоретическая, так как ее предметом является теоретическое правосознание людей в период различных эпох. Обыденное же правосознание остается вне рамок предмета ИППУ.
• ИППУ – элитарная наука, поскольку ее субъектами являются великие мыслители, ученые, внесшие значительный вклад в развитие политико-правовой мысли.
Методология ИППУ.
Методология – совокупность приемов, принципов и методов, с помощью которых изучается предмет науки.
• Диалектический метод познания (разработан и применяется с начала XIX в.; автором его является Гегель). Сущность данного метода состоит в идее прогресса: предполагается, что предмет познания находится в развитии – по принципу накопления.
• Историко-социологический метод . В рамках данного метода политико-правовая теория изучается на фоне социально-экономических условий, в которых она возникает. То есть предполагается, что главным фактором в развитии политико-правовой мысли являются социально-экономические условия.
• Биографический (психоаналитический) метод предполагает, что главным фактором в развитии политико-правовой мысли является личность мыслителя, особенности его психики, мировоззрения, которые следует искать в особенностях жизненного пути.
• Сравнительный метод подразумевает выявление сходств и различий двух и более политико-правовых теорий.
Периодизация политико-правовой мысли.
I . Политико-правовая мысль древнего мира ( IV - III тыс. до н.э. – V в. н.э.) • мифологические представления людей о государстве и праве. • отождествление понятий «государство» и «полис» • Политическая мысль древнего Востока
II . Политико-правовые учения средних веков ( V – XIV вв.). главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия.
• Христианская политическая традиция (православная, католическая, протестантская традиции). • Мусульманская политико-правовая теория.
III . Политико-правовые учения эпохи возрождения и реформации. • Возрождение античной политической мысли. • Возникновение светской концепции государства (основатель Н.Макиавелли). • Возникновение гуманизма.
IV . Политико-правовые учения эпохи Европейских революций ( XVII – XVIII вв.).• Деление права на естественное и позитивное; причем в основном изучалось естественное право.• Договорная концепция государства и права. • Учение о естественных правах человека.
V . Политико-правовые учения XIX века. Основными особенностями политико-правовой мысли на данном этапе явились, во-первых, ее дифференциация, а во-вторых, кризис школы естественного права.
• Юридический позитивизм,• Социологический позитивизм, Психологическая школа права ,• Историческая школа права
• Философия права
VI . Политико-правовая мысль XX в. Для данного этапа характерна прежде всего конфронтация тоталитарной и демократической моделей государства. Кроме того, в данный период возникают различные синтетические политико-правовые концепции (христианско-демократический социализм, неоконсерватизм и др.).
Правовое учение.
Определение закона. «Закон-правило, установленное разумом (божественным или человеческим) в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто призван заботиться об обществе.» Это определение лежит в основе классификации законов Аквинского.
4 закона, 3 из которых иерархичны:
1. Вечный закон(лекс терне)–это и есть предписание божественного разума, это рациональный проект Бога. Это неписанный закон, который известен полностью только самому Богу, адресованный людям(разумной твари).
2. Естественный закон(лекс натуралес)- Аквинский анализирует человека, у которого есть разум, соответственно человек может частично уловить вечный закон, рациональный проект Бога. То есть естественный закон- это участие вечного закона в разумной твари.
3. Человеческий писанный закон(Лекс хумана)- то есть это письменное законодательство в гос-ве. У Аквинского появляется иерархия законов: человеческий писанный закон занимает низшую чашу, но тем не менее он тесно связан с естественным законом:
Ø Лекс хумана должен конкретизировать или специфицировать положение естественного закона (какая санкция должна быть за воровство).
Ø Лекс хумана не должен противоречить естественному закону, но ели он противоречит, то такому закону можно не подчиняться. В случае если это приведет к последствиям критическим для общества, то надо починяться.
У него есть идея «Дисцеплина легум»-«Воспитание законом». У нас появилось понятие «Диктатура закона»(Путин). Диктатура- это власть, которая не ограничивается никакими законами- т о, идея Путина неправильная.
4. Лекс Дивина- не вписывается в иерархию. Это божественный писанный закон. Это тваречитающий закон. Он позволят стать истинным христианином. Этот закон стоит на ровне с Вечным законом.
Содержание политико-правового учения.
Источник развития права — «народный дух» (Volksgeist)- (этот термин был у Монтескье). Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола.
Этапы исторического развития права:
1. Первоначально право возникает в сознании народа как природное право (обычное право).Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа.
2. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право (право юристов). Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.
3. Последний этап в развитии права —законодательное право. На этом этапе юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.
Таким образом, он определяет задачи правителей- признавать право, которое существует независимо от них.
Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо предложил создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г.
Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Так как:
v Нарушение органического развития права;
v «немцы не доросли до создания свода законов»- В Германии нет подготовленных юристов, некому доверить разработку текста кодекса, подобных римским юристам времен Папиниана
v нет судей, которые бы проверяли кодекс
Савиньи не отрицал возможность кодификации, но только после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки».
Германское гражданское уложение появилось спустя сто лет (в 1900 г).
Георг Пухта (1798-1846)
Произведения: “Обычное право ” и “Курс институций”.
Пухта еще энергичней, чем Савиньи подчеркивал важность обычного права, его самостоятельный, независимый и органический характер происхождения и развития.
История права – есть постепенное раскрытие духа народа. Данное раскрытие осуществляется без всякого участия личности. Право не устанавливается законодателем, а уже предполагается им. Первоначальная форма права – есть обычай, вытекающий из народного сознания. Так как обычай может стать шатким и неясным, появляется необходимость выразить его в твердой форме ( в форме закона). В дальнейшем сознание права становиться достоянием особого сословия – юристов. Они вскрывают такие положения, которые лежали в глубине народного духа, но не были ясно высказаны ни обычаем, ни законом. Но и обычай , и закон служат лишь средством распознавания права, уже лежащего в основе народного духа.
Пухта в конце стал допускать внешнее влияние и творческую роль законодателя в жизни народа, что шло вразрез с идеями исторической школы права.
Современная доктрина отводит закону главенствующую роль, а обычаю – подчиненно субсидиарную.
Аргументы исторической школы права - право должно соответствовать состоянию культуры, всей жизни общества. С помощью закона можно провести эксперименты, которые приведут к катаклизмам, потрясениям.
Минус исторической школы права: преувеличение ценности обычного права Обычному праву присущи косность и консерватизм, затрата большого количества времени для признания и отмены законов, т.е. невозможность провести реформу немедленно.
Достоинства школы: идея закономерности исторических процессов и развития права, хотя школа и устранила творчество законодателя, она оказала большое влияние на развитие частного права, она требует большего изучения истории
Северное общество.
Название программного документа.Конституция (три проекта, последний был восстановлен Муравьевым по памяти в тюремном заключении)
Логическое основание политико-правовых взглядов. Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей. «Источник власти есть народ», который «не может быть пренадлежностью никакого семейства». Муравьев использовал образцы конституций 23 североамериканских штатов, французской конституции 1791 г., конституций германских государств.
Земельный вопрос. Первый вариант: «земли помещиков остаются за ними», а крестьяни освобождаются без земли; Второй вариант: крестьяне получают «по две десятины на крестьянский двор, для оседлости их».
Политические права. Принадлежат только собственникам. В класс избирателей и присяжных входят совершеннолетние, не находящиеся в услужении, имеющие движимое или недвижимое имущество на 500 рублей серебром.
Форма правления. Конституционная монархия с разделением властей (республика – лишь как крайний случай).
Глава государства. Император – глава исполнительной власти («верховный чиновник правительства»). Деятельность императора подконтрольна Народному вече. Полномочия: права созыва обоих палат Народного вече; право законодательной инициативы, право отлагательного вето.
Законодательная влсть – народное вече. Две палаты: 1) палата народных представителей (450 членов, избираются на 2 года собственниками; принимает законы, избирает правителей держав); 2) Верховная дума ( 45 членов, избираются сроком на 6 лет по три человека от каждого субъекта федерации; каждые два года треть членов меняется). Осуществляет суд над министрами (импичмент), обладает правом отлагательного вето (влияние Конституции США).
Судебная власть. Верховное судилище – высший орган судебной власти.
Форма государственного устройства. Федерация с территориальным принципом построения: 13 держав и 2 области (Московская и Донская). Столица – Нижний Новгород.
Предмет и метод истории политических и правовых учений.
ИППУ – наука и учебная дисциплина исторического, юридического и философского профиля, которая изучает:
• Историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве
• Факторы, оказывающие влияние на политико-правовую мысль: социально-экономические условия, религия, культура, психология (общественная и индивидуальная), географические, политические условия и т.д.
• Влияние политико-правовой мысли на развитие государственных и общественных институтов.
Проблемы ИППУ:
• Сущность и форма государства;
• Соотношение государства и права. Что первично?
• Соотношение человека и государства. Что важнее: интересы государства или отдельной личности ?
• Соотношение права и закона (позитивного права);
• Соотношение политики и морали;
• Собственность. Что такое собственность? Нужна ли она? Проблема бедности и богатства;
• Проблема равенства людей;
• Проблема справедливости;
• Проблема войны и мира.
Специфика ИППУ:
• ИППУ – идеалистическая, философская наука, движение человеческой мысли о государстве и праве.
• ИППУ – наука теоретическая, так как ее предметом является теоретическое правосознание людей в период различных эпох. Обыденное же правосознание остается вне рамок предмета ИППУ.
• ИППУ – элитарная наука, поскольку ее субъектами являются великие мыслители, ученые, внесшие значительный вклад в развитие политико-правовой мысли.
Методология ИППУ.
Методология – совокупность приемов, принципов и методов, с помощью которых изучается предмет науки.
• Диалектический метод познания (разработан и применяется с начала XIX в.; автором его является Гегель). Сущность данного метода состоит в идее прогресса: предполагается, что предмет познания находится в развитии – по принципу накопления.
• Историко-социологический метод . В рамках данного метода политико-правовая теория изучается на фоне социально-экономических условий, в которых она возникает. То есть предполагается, что главным фактором в развитии политико-правовой мысли являются социально-экономические условия.
• Биографический (психоаналитический) метод предполагает, что главным фактором в развитии политико-правовой мысли является личность мыслителя, особенности его психики, мировоззрения, которые следует искать в особенностях жизненного пути.
• Сравнительный метод подразумевает выявление сходств и различий двух и более политико-правовых теорий.
Периодизация политико-правовой мысли.
I . Политико-правовая мысль древнего мира ( IV - III тыс. до н.э. – V в. н.э.) • мифологические представления людей о государстве и праве. • отождествление понятий «государство» и «полис» • Политическая мысль древнего Востока
II . Политико-правовые учения средних веков ( V – XIV вв.). главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия.
• Христианская политическая традиция (православная, католическая, протестантская традиции). • Мусульманская политико-правовая теория.
III . Политико-правовые учения эпохи возрождения и реформации. • Возрождение античной политической мысли. • Возникновение светской концепции государства (основатель Н.Макиавелли). • Возникновение гуманизма.
IV . Политико-правовые учения эпохи Европейских революций ( XVII – XVIII вв.).• Деление права на естественное и позитивное; причем в основном изучалось естественное право.• Договорная концепция государства и права. • Учение о естественных правах человека.
V . Политико-правовые учения XIX века. Основными особенностями политико-правовой мысли на данном этапе явились, во-первых, ее дифференциация, а во-вторых, кризис школы естественного права.
• Юридический позитивизм,• Социологический позитивизм, Психологическая школа права ,• Историческая школа права
• Философия права
VI . Политико-правовая мысль XX в. Для данного этапа характерна прежде всего конфронтация тоталитарной и демократической моделей государства. Кроме того, в данный период возникают различные синтетические политико-правовые концепции (христианско-демократический социализм, неоконсерватизм и др.).