Авторские права разделяются на личные неимущественные и личные имущественные права
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права(с позиций информационных правомочий следовало бы добавить — право знать):
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение пол подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение и любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (имущественные права).
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: про давать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладатели исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать (Произведение (право на переработку).
С позиций информационного права следовало бы дополнить следующими словами: устанавливать порядок использования информации, содержащейся в распространяемых экземплярах произведений. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых с пользователями организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.
Допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение и ярого используется, и источника заимствования:
цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правоверно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью Цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданной поставленной целью;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по радио для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах ми журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторе сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках, воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторе сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках, воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
правомерно опубликованного произведения библиотеками и архи вами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Авторское право действуетв течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных ст. 27 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договорао передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, идает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Такое лицо с позиций информационного праваназывается обладателем информации (или обладателем содержания).
Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю(обладателю — по терминологии информационного права) использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Авторский договор должен предусматривать:
способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
срок и территорию, на которые передается право;
размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок сроки его выплаты;
другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.
За нарушение авторских и смежных правнаступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в РФ произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.
Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
признания прав;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;
возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
принятия иных предусмотренных законодательными актами мер связанных с защитой их прав.
За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
Если подходить к институту авторского права с учетом принципов и общих положений информационного праваи рассмотреть механизм за щиты авторского права с учетом принципа двуединства информации (содержания) и носителя, на котором это содержание отображено, то легко заметить, что институт авторского права не защищает информационный объект (информационную вещь) в полном объеме. Защищается только лишь форма объекта (в данном случае произведения), а не его содержание. Принцип же двуединства информационного объекта провозглашенный в информационном праве, требует одновременном защиты и формы, и содержания.
С информационной точки зрения в положениях института авторского права имеются также определенные противоречия и нестыковки. Во-первых, к объектам авторского права Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» относятся произведения науки, литера туры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности
Непонятно, как можно установить, является ли данное произведение ii.ivkh или литературы результатом творческой деятельности или, например, абракадаброй лишь по форме их представления, без изучения .•ржания. Ведь творчество в данном случае может быть оценено к> 1ько лишь по содержанию и никаким другим способом. Во-вторых, и защищается только лишь форма, то почему надо требовать, чтобы но был результат творчества, а не просто результат любой иной интеллектуальной деятельности, представляющий интерес для ее создателя (производителя)?
Российское авторское право «отмежевывается» от носителя информациии, стало быть, и от носителя с информацией. Так, Законом РФ об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено» и «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением произведений изобразительного искусства».
Думается, что с позиций информационного права такое разделение содержания и носителя нельзя считать удовлетворительным. С одной стороны, передача прав на произведение невозможна без передачи самого произведения на носителе, а с другой стороны, при передаче права собственности на материальный носитель, в особенности содержащий оригинал произведения, другому лицу без установления условий пользования содержанием бессмысленно. Хотя указанным Законом устанавливается, что «передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторских прав на произведение, выраженное в этом произведении» (т.е. на содержание информации с позиций информационного права), но такая передача без определения условий использования содержания автоматически приведет к нарушению авторских прав. Ведь в любом случае новый собственник, реализуя право распоряжения такой вещью, поневоле нарушает права автора этого произведения (передает в результате продажи, дарения и т .п. действий собственника и носитель, и произведение на нем). К тому же, при возникновении возможных споров по поводу соответствия опубликованного материала исходному содержанию произведения установить истинное положение дел невозможно без сверки оригинала переданного пользователю Произведения (т.е. материального носителя информацией в виде произведения) с опубликованным материалом.
Сказанное лишь подтверждает правильность принципа двуединства информации и материального носителя, провозглашаемое информационным правом, применение которого позволяет урегулирован, такие информационные отношения в полном объеме (см. гл. 7).
Институт авторского права не охватывает также всех субъектов участвующих в реализации гражданского оборота таких информационных объектов, как произведения. За пределами его внимания остается потребитель информации — тот конечный субъект информационных правоотношений, который обеспечивает такой оборот.
К сожалению, законодательством об авторском праве и смежных правах до сих пор не защищаются такие важные результаты творческой деятельности, как идеи, методы, концепции и т.п. Полагаем, что необходимы исследования и в этом направлении.
Особое внимание при дальнейшей разработке законодательства об авторском праве и смежных правах следует обратить на обеспечение реализации личных неимущественных и имущественных прав на документированную информацию как на произведение при работе в трансграничных информационных сетях. Ломка географических и геополитических границ в рамках информационных сетей в еще большей мере обостряет вопрос о защите исключительных прав на информации в них.
Поэтому представляется правильным вести разработки по совершенствованию традиционных методов защиты исключительных прав авторов при их общении в информационных сетях, привлекая к этим процессам новых участников, в частности провайдеров сетей, и лип. ответственных за передачу информации по сети. Проводить такую работу необходимо и на международном уровне. Кроме того, следует вести работу в направлении внедрения этических норм в информационных сетях. Эта работа длительная и кропотливая, но, несомненно, перспективная и эффективная.