Тема 10. Государство как актор МО
Происхождение и сущность государства. Роль государства в восточных и западных культурах. Признаки и функции государства. Внешнеполитические и международные функции государства. Империя и республика. Форма государства. Формы государственного устройства. Конфедерализм, федерализм, унитаризм. Местное самоуправление. Регионализм.
Нация и государство, их взаимодействие и его роль в политике. Этнический и этатистский подходы к понятию «нация». Культурно-национальная автономия. Этноконфессинальные факторы в политике. Противоречивая роль религии в МО.
Формы правления. Абсолютная и ограниченная монархия. Дуалистическая монархия. Псевдоконституционализм. Республика. Аристократическая и демократическая республика. Президенциализм. Президентская республика. Разделение властей. Импичмент. Полупрезиденциализм. Президентско-парламентская и премьер-президентская системы. Парламентаризм. Роль главы кабинета в парламентских режимах. Роль главы государства в парламентском режиме. Контрассигнатура.
Политический режим. Антидемократический и демократический режимы. Возникновение антидемократических режимов как реакция на кризисы социальной и политической модернизации. Модернизационные кризисы: массовое неконвенциональное участие, стремление к его подавлению авторитарными методами, усложнение, рационализация, бюрократизация управления, отчуждение масс от процесса принятия решений. Тоталитаризм как порождение массового общества. Массовое общество. Человек, принадлежащий массе.
Авторитарная модернизация и ее пределы. Факторы, способствующие успеху авторитарной модернизации. Новейший авторитаризм в слаборазвитых странах. Разновидности антидемократических режимов. Бюрократический авторитаризм. Военные и популистские диктатуры. Авторитарный эгалитаризм и авторитарный инэгалитаризм. Факторы тоталитарного перерождения авторитарно-эгалитарных и авторитарно-инэгалитарных режимов.
Непосредственная и представительная демократия. Три подхода к понятию «демократия». Исторические формы демократии. Античные города-государства. Средневековые городские республики в Европе и в России. Расширение путей и способов общественного диалога. Совместимость демократии с незападными культурами.
Плюралистическая демократия. Р. Даль. Полиархия. Многообразие общественных интересов и форм их выражения. Общие условия стабильности демократического режима. Уровень общественного развития. «Культура несогласия». Массовое конвенциональное участие.
Концепция правовой государственности в историческом развитии. Разделение властей. Немецкая политико-философская традиция в определении правовой государственности. Рождение термина «правовое государство».
Права человека. «Три поколения» прав человека. Гражданские и политические права. Социально-экономические и культурные права. Исторические причины перехода к социальной государственности.
Социальное и правовое государство. Социальное и культурное государство. «Государство правовое и социалистическое». Либертарианская, социал-либеральная и социал-демократическая модели социальной государственности.
Гражданское общество в философской и политической мысли. Исторические пути генезиса общества как неполитической сферы. Модели взаимоотношений между обществом и государством. Гражданское общество и правовое государство. Политические движения.
Краткое содержание
Государство, несмотря на распространенность транснационализма, остается ключевым актором. При этом государство как участник МО прошло долгую историю. Идея государства и его суверенитета прозвучала в сер.-вт.пол.XVIв. (оформлена в тексте Ж. Боденом – «Шесть книг о государстве»). Суверенитет монархов формально признан лишь с 1648г. (Вестфальский мир). Только на рубеже XVIII-XIXвв. утвердился принцип национальной, а не монархической государственности, национального, а не династического суверенитета (Великая Французская революция декларировала принцип – «революционное государство-нация»).
Важнейшим признаков государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой власти кроме собственной, не выполняет никаких обязательств, кроме принятых добровольно или под воздействием непреодолимых внешних обстоятельств. Необходимо разграничить понятия национального и государственного суверенитета. Национальный суверенитет – совокупность прав относительно однородной этнической группы, позволяющая ей не только обеспечивать свои физическое существование и безопасность, но и сохранять, а, главное, развивать своеобразие языка, духовной культуры, жизненных стилей.
Все государства стремятся к защите своего суверенитета и своей самостоятельной роли в мировой политике. Сложившаяся классификация ведущих государств:
- Сверхдержавы
- Великие державы
- Средние державы
- Региональные сверхдержавы.
Историческое развитие форм государства.В древности знали лишь империю и республику. Последняя не всегда отождествлялась с народоправством, но означала ту или иную децентрализацию власти (Империя как противоположность республики кратко охарактеризована ниже). Лишь с утверждением национальной государственности рождается современное представление: государство – совокупность органов высшей власти, принципы функционирования которых можно хотя бы в теории обсуждать.
Империя – форма государства, сочетающая абсолютизм (иногда, в Новое время, – дуализм) и жесткую централизацию управления, фактически, а, чаще всего, и юридически, унитарную государственность. Обязательные признаки империй – централизация власти, объединение разнородных этнических групп, обширная территория, развитый силовой и бюрократический аппарат для поддержания управляемости.
Империя – устойчивая структура. Для империй характерен абсолютистский и (или) авторитарный стиль управления. Недолго просуществовали (последние десятилетия ХIХ-пер.пол.ХХв.) империи, сумевшие принять (юридически и (или) фактически) дуалистический вариант ограниченного монархизма (Последняя из них, императорская Япония, рухнула в результате военного поражения осенью 1945г.) Британская империя в этот период стала парламентской монархией и сумела трансформироваться в Содружество наций, некоторые из которых (Канада, Австралия, ряд других), де-юре, формально-юридически, а не фактически, до сих пор считают британского монарха главой государства.
Неравноправность метрополии и провинций по отношению к центральной власти (при возможном существовании широкой автономии для провинций, активном участии провинциальных элит в управлении, серьезных экономических преференциях для провинций и т.п.) в устойчиво существующих империях практически неизбежна. На практике империи (кроме весьма специфической британской) характеризуются в большинстве случаев существованием официальной политической идеологии, отсутствием или предельной ограниченностью плюрализма, доминированием исполнительной власти, нередко принимающим форму «полицейского государства». Империю создают центральные элиты (при возможном участии провинциальных). В трансформирующихся и распадающихся империях теряют власть и центральная и региональные (провинциальные) элиты, при усилении тех или иных клановых и(или) олигархических группировок.
Долгое время не существовало политической идеи, способной конкурировать с идей имперской. Социалистические федерации ХХв. иногда называют империями. В пользу этого тезиса говорят многие доводы. Разделяя эти доводы, мы займем безоценочную позицию: социалистический федерализм имел даже формальные черты конфедерации, (т.е., трудно отождествим с империей), а за исторически короткий (две трети века) период не стал стабильной имперской структурой.
На смену империи в межнациональных и межгосударственных отношениях приходит конфедерация, добровольный союз двух или нескольких самоуправляющихся общин, которые лишь в отдаленной перспективе станут или региональными автономиями, или национальными государствами. В большинстве случаев важнейшей общей задачей конфедерации является совместная оборона. Отношения, в т.ч. – финансовые, в конфедерации – паритетные. Для утверждения закона как общегосударственного, необходима его ратификация всеми субъектами конфедерации. Отсутствие общей угрозы рождает или распад конфедерации, или ее трансформацию в федерацию. На практике, современный федерализм рождается или при укреплении конфедераций, или при распаде империй.
Далеко не однозначно решен вопрос о правовом и социальном государстве. Открыт и вопрос о том, вступает ли современное государство в экологическую стадию. Ныне во всем мире можно говорить о двух диалектически противоречивых, дополняющих друг друга трендах: «глобализация – регионализация»; этатизация – деэтатизация». Растет роль акторов вне суверенитета, уменьшается сфера насилия и принуждения, юридически признаны права каждого лица и гражданского общества как сферы, независимой от государственной власти. Но, несомненно, возрастает роль государства в модернизационных процессах, а также роль государств и межправительственных (межгосударственных) организаций при решении глобальных проблем.