Междун-правов ответ-ть за междун преступления физ лиц.
Субъектами международных преступлений и ответственности за них могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут нематериальную и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответственность.
Физ лица не явл-ся субъектами МП, не м б субъектами правонаруш-ия. Однако отдел лица несут межд уголов ответ-ть за преступ-ия межд хар-ра и преступ-ия против человчества.
Такая ответ-ть б предусмотрена: в уставе Межд военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран ОСИ 1945 г. и в уставе межд военного трибунала для Дальнего востока 1946 г.
Нюнбергский и Токийский трибуналы. Оба устава вкл-ли число преступ-ий преступ-ия против мира, и прест-ия против челвечности.
Решениями Совета безопасности ООН б созданы еще 2 межд трибунала : в 1993 Межд трибунал для судеб преследования лиц ответ-ых за серьезные нарушения межд гуманит права, совер-ые на терр-ии бывшей Югославии в 1991 и 1994 г. Межд трибунал для преслед-ия лиц, ответ-ых за геноцид и др серьезные нарушения межд гуманит права совер-ые на терр-ии Руанду в период с 1 янв по 31 дек 1994г.
Ответ-ть возможна в 2 формах:
1. в форме отв-ти перед между голов судом, создав-ым ад хок
2. в форме ответ-ти перед национ судом в соот-вии с конвенцией о предупреждении преступлений и геноцида и наказании за него 1948г.
Совер-ое лицом преступ-ух деяний во исполнении приказа не освобождает от ответ-ти.
В МП нет срока давности в отношении ответ-ти за междун преступ-ие.
53. Понятие междун спора
Межд.спор - специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” - более широкое понятие.
Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой.
Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные, глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).
В п.2 ст.36 Статута МС ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера (в отличие от политических споров). Правовыми спорами, подпадающими по юрисдикцию МС ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.
Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры.
54. Правовое содержание принципа мирного разрешения междун споров
В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами. Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, “все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”.
Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств-участников спора:
1. Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами.
2. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает с одной стороны, требование скорейшего разрешения международного спора, с другой - необходимость продолжения поиска альтернативных путей разрешения спора.
3. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор.
4. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного спора и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права (согласно ст.38 Статута МС ООН).
5. Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов.
Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирования, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН:
* переговоры
* консультации сторон
* обследование (используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору.
* примирение
* добрые услуги
* посредничество
* международный арбитраж
* судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем - в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом порядка образования, способа формирования, численного и персонального состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН).