Тема 19. Европейская политико-правовая мысль.
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
2. Социологическая теория государства. Л. Гумплович.
3. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер.
4. Учение Дж. Остина о праве.
5. Политические идеи Г. Спенсера.
6. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
Источники
Источники права: Учебн. пос. / Под ред. Р.Л. Хачатурова. Вып. 10. – Тольятти, 1998.
Французский Гражданский кодекс 1804 г. / Пер. с фр. И.С. Перетерского. – М., 1941.
Французский Уголовный кодекс 1810 г. / Пер. с фр. Н.С. Лапшиной. – М., 1947.
Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1994.
Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – Т. 2. – М., 1996.
Литература
Основная
Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2000.
Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.
Дополнительная
Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994.
Арисов Н.Н. Французский гражданский кодекс 1804 г.
– М., 1972.
Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1793 гг. – М., 1984.
Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. – М., 1998.
Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 1998.
Всеобщая история государства и права / Под ред. В.А. Томсинова. – Т. 1. – М., 2003.
Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. – М., 1986.
Германское право: В 2 ч. – Ч. 1. – М., 1996.
Государство и право Англии (1640-1871 гг.) и Франции (1789-1871 гг.). – М., 1967.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2005.
Жидков О.А. История буржуазного права. – М., 1971.
История государства и права зарубежный стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – Т. 2. – М., 1998.
Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Учебное пособие. – Л., 1986.
Новая история (1640-1870) / Под ред. А.Л. Нарочницкого. – М., 1986. – С. 480-497.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – Т. 2. – М., 1998.
Очерки кодификации и новелизации буржуазного гражданского права. – М., 1983.
Прокофьев В.П. История германской государственности XIX-XX вв. – Калининград, 1985.
Савельев В.А. Германское гражданское уложение. – М., 1994.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М., 1995.
Шершеневич Г.Ф. Новейшая кодификация гражданского права в Германии. – Казань, 1899.
Эинекуерус Л. Курс германского гражданского права. Ч. I. – М., 1950.
Вопросы к экзамену
для студентов очной формы обучения
1. Предмет истории политических и правовых учений.
2. Методические проблемы истории политических и правовых учений.
3. Политические и правовые идеи Древнего Египта, Древней Персии, Шумера, Вавилона, древних евреев.
4. Политико-правовые учения Древней Индии.
5. Политические и правовые идеи Древнего Китая.
6. Теория идеального государства Платона.
7. Политическая и правовая философия Аристотеля.
8. Учение Цицерона о государстве и праве.
9. Политико-правовые воззрения римских стоиков.
10. Политические и правовые воззрения Августина.
11. Основные черты западноевропейской политико-правовой мысли.
12. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
13. Средневековые ереси.
14. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
15. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли. Проблемы государства и политики.
16. Политическое учение Ибн Халдуна.
17. Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIV вв. «Слово о Законе и Благодати». Политическая программа Владимира Мономаха. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.
18. Н. Макиавелли – основатель новой политической науки.
19. Политические и правовые идеи Реформации.
20. Боден и его учение о государстве.
21. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).
22, Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
23. Политико-правовые воззрения Федора Карпова.
24. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского.
25. Политическая программа И.С. Пересветова.
26. Политические взгляды Ивана Грозного и А.М. Курбского.
27. Политическое учение Ивана Тимофеева.
28. Гуго Греций и его учение о государстве и праве.
29. Политическое и правовое учение Спинозы.
30. Политическая и правовая философия Т. Гоббса.
31. Либеральная теория государства и права Дж. Локка.
32. Политические и правовые взгляды Вольтера.
33. Учение о законах и теория государства Ш.Л. Монтескье.
34. Политические и правовые воззрения Ж.Ж. Руссо.
35. Политико-правовые идеи якобинцев.
36. Политико-правовая идеология французского социализма.
37. Идеология просвещенного абсолютизма. Симеон Полоцкий.
38. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.
39. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина.
40. Политические идеи Ф. Прокоповича.
41. Политические взгляды В.Н.Татищева.
42. Политическая программа И.Т. Посошкова.
43. Политические взгляды М.М. Щербатова.
44. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.
45. Политические воззрения Я. Козельского.
46. Политико-правовое учение А.Н. Радищева.
47. Политические взгляды Б. Франклина.
48. Политико-правовые идеи Т. Пейна.
49. Политические взгляды Т. Джефферсона.
50. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона.
51. Политические идеи Дж Адамса.
52. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона.
53. Политические взгляды Дж. Маршалла.
54. Политические взгляды В. Вильсона.
55. Учение И. Канта о государстве и праве.
56. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.
57. Историческая школа права.
58. Учение Гегеля о государстве и праве.
59. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.
60. Политические идеи Н.М. Карамзина.
61. Политические программы декабристов.
62. Политические идеи П.Я. Чаадаева.
63. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников.
64.Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли.
65. Английский либерализм.
66. Французский либерализм.
67. Немецкий либерализм.
68. Политико-правовые воззрения идеологов социализма.
69. Политические взгляды О. Конта.
70. Политико-правовое учение марксизма
71. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
72. Социологическая теория государства. Л. Гумплович.
73. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер.
74. Учение Дж. Остина о праве.
75. Политические идеи Г. Спенсера.
76. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
77. Политический и правовой радикализм М. Бакунина и П. Кропоткина.
78. Философия права B.C. Соловьева.
79. Социально-политическая философия Б.Н. Чичерина.
80. Социально-политическая философия С.П. Булгакова, П.А. Бердяева, И.А. Ильина.
81. Политическое учение В.И. Ленина.
82. Политические идеи Н.И. Бухарина.
83. Политические взгляды И.В. Сталина.
84. Позитивистский нормативизм Кельзена.
85. Прагматический позитивизм.
86. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма.
87. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
88. Политико-правовая идеология национал-социализма.
89. Возрожденное естественное право.
Вопросы к экзамену
для студентов заочной формы обучения
1. Предмет истории политических и правовых учений.
2. Методические проблемы истории политических и правовых учений.
3. Политические и правовые идеи Древнего Египта, Древней Персии, Шумера, Вавилона, древних евреев.
4. Мифологическая форма представления о тождестве небесных и земных порядков. Древние мифы как предшественники политической и правовой теории.
5. Политико-правовые учения Древней Индии.
6. Политические и правовые идеи Древнего Китая.
7. Теория идеального государства Платона.
8. Политическая и правовая философия Аристотеля.
9. Учение Цицерона о государстве и праве.
10. Политические и правовые воззрения Августина.
11. Политическая и правовая философия Фомы Аквинского.
12. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли в VII-Х вв.
13. Н. Макиавелли – основатель новой политической науки.
14. Учение о государстве Бодена.
15. Политические и правовые идеи в России XVI в. (Курбский, Тимофеев).
16. Гуго Греции и его учение о государстве и праве.
17. Политическое и правовое учение Спинозы.
18. Политическая и правовая философия Т.Гоббса.
19. Либеральная теория государства и права Дж. Локка.
20. Учение о законах Ш.Л. Монтескье.
21. Теория государства Ш.Л. Монтескье.
22. Политические и правовые воззрения Ж.Ж. Руссо.
23. Политические взгляды Татищева, Прокоповича, Десницкого, Щербатова.
24. Политические и правовые учения в США в XVII-XIX вв. (Джеферсон, Гамильтон, Мэдисон).
25. Учение И. Канта о праве и категорическом императиве.
26. Теория государства И.Канта.
27. Философия права и правовая доктрина Гегеля.
28. Теория государства Гегеля.
29. Реформаторские идеи М. Сперанского в политике и праве.
30. Политическая и правовая концепция Карамзина.
31. Политико-правовая концепция и теория утилитаризма И. Бентама.
32. Социально-политическая философия Дж. Ст. Милля.
33. Французский либерализм XIX. в. (Б. Констан, А. де Токвиль).
34. Немецкий либерализм XVIII-XIX вв. (В. фон Гумбольдт, Л. Штейн).
35. Политические и правовые Воззрения Г. Спенсера.
36. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
37. Политический и правовой радикализм М. Бакунина и П. Кропоткина.
38. Философия права B.C. Соловьева.
39. Социально-политическая философия Б.Н. Чичерина.
40. Социально-политическая философия С.П. Булгакова, П.А. Бердяева, И.А. Ильина.
Примерная тематика контрольных работ
Тема 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон, Персия, Иудея).
Тема 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии
Тема 3. Политическая мораль и правовая мысль Древнего Китая.
Тема 4. Политические и правовые учения Древней Греции.
Тема 5. Политические и правовые учения в Древнем Риме.
Тема 6. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
Тема 7. Н.Макиавелли- основатель новой науки о политике.
Тема 8. Теория политики, государства и права Гуго Гроция.
Тема 9. Философско-теологическое учение Б. Спинозы о политике и праве.
Тема 10. Политико-правовое учение Т.Гоббса (1588-1679).
Тема 11. Теория государства и философия права Джона Локка (1632-1704).
Тема 12. Политическое и правовое учение Ш.Л. Монтескье (1689-1755).
Тема 13. Политико-правовое учение Ж.-Ж. Руссо. (1712-1778).
Тема 14. Теория о государстве и философия права, И.Канта (1724-1804).
Тема 15. Политическая теория и философия права Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ (1770-1831).
Тема 16. Политические и правовые учения в России в конце XVII- первой половине XVIII вв.
Тема 17. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII вв.
Тема 18. Политические и правовые учения в России в первой половине XVIII вв.
Тема 19. Политическая и правовая мысль в США в ХVIII-ХIХ вв.
Тема 20. Англо-французский либерализм ХIХ в.
Тема 21. Немецкий либерализм ХIХ в.
Тема 22. Политическая и правовая философия Ф.В. Ницше (1844-1900).
Тема 23. Радикальный антиэтатизм М.А. Бакунина (1814-1876) и князя П.А. Кропоткина (1842-1921).
Тема 24. Либеральная теория политики, права и государства Б.Н. Чичерина (1828-1904).
Тема 25. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева (1853-1900).
Тема 26. Философия права и философия власти К.А. Ильина (1883-1954).
Тема 27. Политическая философия и государственно-правовые взгляды Н.А.Бердяева (1874-1948).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Самостоятельная работа над источниками и литературой для студента-заочника является одной из главных составных частей процесса обучения в университете и очень важно вести эту работу планово, целенаправленно с достаточно глубоким усвоением изучаемого материала. Значительную роль в этом процессе играют письменные контрольные работы. Они помогают студенту самостоятельно при консультационной помощи преподавателя учиться ориентироваться в многообразии источников и рекомендованной литературы, вырабатывают умение находить и систематизировать главные положения той или иной проблемы или вопроса, помогают выработке логического мышления и грамотного, литературного изложения собранного материала.
Письменные работы являются одной из форм проверки знаний и способствуют углубленному изучению предмета, согласно программе обучения. Каждый студент-заочник обязан выполнить контрольную работу по одной из предложенных в настоящем пособии тем. В отдельных случаях студент может по согласованию с преподавателем изменить тему работы в соответствии со своими творческими запросами.
По каждой теме разработан примерный план, учитывающий вопросы, освещение которых обязательно. Порядок работы над ними изложен в методических указаниях, необходимые источники и литература – в соответствующем перечне.
Данная структура совершенно не исключает инициативы студента. Как сам план, так и учебные вопросы могут быть подвергнуты значительной корректировке, конкретизированы и дополнены новыми положениями, но при условии, чтобы главная теоретическая часть работы, обозначенная предложенными вопросами, была достаточно глубоко раскрыта.
Начинать работу следует с внимательного изучения методических указаний и подбора литературы и источников согласно перечню. Положительно будет, если студент дополнит указанный перечень самостоятельно подобранной литературой. Весь законодательный материал, как правило, сосредоточен в хрестоматиях по истории государства и права соответствующих редакций и в «Источниках права» под редакцией профессора Р.Л. Хачатурова.
Подобрав литературу, необходимо приступить к ее углубленному изучению, при этом целесообразно делать небольшие выписки-цитаты по наиболее важным положениям изучаемого вопроса. Когда будет собран достаточный материал ко всем вопросам темы, тогда можно приступить к написанию работы в целом. При этом очень важно помнить, чтобы работа не превратилась в заурядное переписывание чужих формулировок, нормативных актов. Использовать и цитировать в работе материалы учебников не рекомендуется. Учебники должны служить для выработки у студента общего представления о содержании работы, и ни в коем случае – для переписывания их положений.
Материал следует излагать своим языком, а цитаты лучше всего приводить в подтверждение своих заключений или наоборот – свои заключения делать в качестве выводов из анализа источников и литературы, причем выдержки из источников и литературы следует приводить коротко, своими словами и лишь в той части, которая непосредственно относится к освещаемому вопросу. После изложения каждого учебного вопроса необходимо делать соответствующий вывод.
К выполнению контрольной работы надо подходить творчески. Наибольшую ценность для преподавателя представляет, по возможности, собственное отношение студента к описываемым явлениям, взглядам на них, которые высказаны в рекомендованной литературе. При поверхностном изложении, использовании общих фраз, механическом и особенно дословном переписывании источников и литературы работа не будет зачтена.
Критериями оценки работы являются: 1) конкретность содержания, освещение лишь тех вопросов, которые раскрывают тему; 2) умелая систематизация материала; 3) ясность, четкость и логичность изложения; 4) литературный язык.
Контрольная работа пишется от руки (при возможности – в печатном виде), грамотно, аккуратно, разборчиво в объеме ученической тетради в 12-24 страницы. На первой странице должны быть написаны тема работы и план. В ходе работы каждый вопрос плана должен быть четко выделен. Каждая цитата должна иметь ссылку на источник (книга, журнал, статья, кроме учебников, ссылки на них не допускаются), которые записываются внизу страницы под чертой, отделяющей текст от ссылки.
На последней странице приводится список литературы, использованной студентом для написания работы. Литературу следует подбирать монографического плана, использовать статьи научных журналов, диссертации, авторефераты диссертаций. Цитировать учебники не рекомендуется, это значительно снижает ценность работы как самостоятельного исследования студента. Каждое важное положение работы должно быть аргументировано и подтверждено соответствующей сноской (ссылкой) на тот или иной источник.
На титульном листе тетради студент должен указать свои данные, номер группы и дату написания работы. Работа оценивается: «зачтено» или «не зачтено». При отрицательной оценке работа выполняется повторно.
Структура контрольной работы должна содержать вступительную, основную части и заключение. Во вступительной части на 1-2-х страницах целесообразно указать, какую актуальность, по мнению студента, имеет выбранная им тема, указать цели, задачи и предмет исследования, коротко коснуться историографии данного вопроса (кто работал над данной проблемой и перечислить основные труды) и показать какие методы исследования использовались автором работы.
В основной части раскрывается главное содержание работы. Основная часть контрольной работы может состоять не только из отдельных вопросов, как указано в рекомендациях, но и из глав, которые, в свою очередь, должны делиться на параграфы. В данном случае вопросы, указанные в рекомендациях, целесообразно развернуть в главы, параграфы глав студент должен придумать самостоятельно.
Заключительная часть объемом не более 1-2 страниц должна быть посвящена выводам, к которым студент пришел в ходе изучения избранной темы. Они должны подтверждать выводы, которые завершали собой каждый отдельный вопрос или параграф контрольной работы.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ