Тема 9. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII вв.

1. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

2. Политическая концепция Филофея «Москва — третий Рим».

3. Политико-правовые воззрения Федора Карпова.

4. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского.

5. Политическая программа И.С. Пересветова.

5. Политические взгляды Ивана Грозного.

6. Политические воззрения А.М. Курбского.

7. Политическое учение Ивана Тимофеева.

Источники

Источники права: Учебн. пос. / Под ред. проф. Хачатурова Р.Л. – Тольятти, 1996-2006.

Памятники русского права. – Вып. 6. – М., 1975.

Российское законодательство X-XX вв. – М., 1985. – Т. 3.

Соборное Уложение 1649 г. – М., 1968.

Судебники X-XVI вв. – М.; Л., 1952.

История государства и права СССР: Хрестоматия. – М., 1990.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1998.

Литература

Основная

Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.

История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2000.

Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.

Исаев И.А. История политических и правовых учений России: Учебник. – М., 2003.

Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 2006.

Дополнительная

Бахрушин С.В. Московское восстание 1648 г. // Научные труды. – Т. 2. – М., 1954. – С. 46-92.

Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. – М., 1980.

Государственные учреждения в России XVI-XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Голиковой. – М., 1991.

Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. – Т. 1. – М.; Л., 1947.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.

Иванов С.С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. – М., 1960.

История государства и права СССР / Под ред. Ю.П.Ти­това. – М., 1996.

История государства и права / Под ред. О.И. Чистякова.
– М., 1998.

История государства и права / Под ред. С.А. Чибиряева.
– М., 1998.

Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. – М., 2001.

Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2005.

История России. С древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. член-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М., 1998.

Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.

Зимин Л.А. Холопы на Руси. – М., 1973. – С. 9-115.

Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2006.

Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2006.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права в России. – М., 1960.

Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1985.

Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. – Т. II. – М., 1982.

Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. – Л., 1969.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. – М., 1969. – С. 5-25, 44-60.

Скрынников Р.Т. Иван Грозный. – М., 1983.

Тихомиров М.Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в. // Российское государство XV-XVIII вв. – М., 1973.

Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в.

Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. – Ростов-н/Д., 2003.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. – М., 1976.

Раздел IV
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
В XVII-XVIII вв.

Просвещение — влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

Специфику содержания Просвещения более всего характери­зуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царства разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, востор­жествует гармонияинтересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришес­твие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных установлений, нра­вов, традиций. Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключи­тельно важная роль отводилась процессу политико-правового и эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина. В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих госу­дарств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами, перечисленные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран. В XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемые им в обществе идеи оказывали значительное вли­яние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов.

Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIIIвв. содержали абсолютистские тенденции, которые стимулировались стоящими перед государством задачами. Русская про­мышленность и торговля нуждались в протекционизме со сто­роны сильной верховной власти для своего дальнейшего пер­спективного роста. Данные тенденции получили свое выражение в политических сочинениях сторонников абсолютной монархии, которая, по их мнению, наилучшим образом могла обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.

Наши рекомендации