Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в.

Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru Федоровича»; грамоты, издаваемые самими царями, на­пример грамота Михаила Федоровича 1617 г.); политиче­ские произведения без авторства («О причинах гибели царств», или Описание вин или причин, которыми к поги­бели и к разорению всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца»; «Плач о пленении и конечном разорении Московского государ­ства»); политические учения Никона и Аввакума; политико-правовое учение Ю. Крижанича («Политика»). Основные темы политике-правового дискурса.

1. Поиск причин гибели («погибели» и «разорения) госу­
дарства. Тема не новая: еще Филофей в XVI в. говорил о
причинах гибели Первого и Второго Рима. Смута в рус­
ском государстве воспринималась как его гибель. Поэтому
интерес к пониманию причин кризиса государства.

В работе безымянного автора «О причинах гибели царств» назывались следующие причины:

• грехи правителей: «грехами и... жестокостью госуда­
рей и начальников оскверняемо и развращаемо бывает го­
сударство»; «никогда не были долговечны власть и могу­
щество мучителя, так как злодеяния и насилия будят в
подданных зависть и ненависть и порождают в людях думы
и помыслы о мести»; «те начальники, которые... жаждут
того, чтобы подданные скорее боялись их, чем любили,
идут к гибели точно слепые»; «нет ничего хуже, если все
одного боятся»;

• божья кара: «все царство переполняется злом и греха­
ми человеческими, за которые карает Бог».

2. Средства против гибели государства (этика госуда­
ря). В той же работе «О причинах гибели царств» приво­
дятся следующие рекомендации государям:

• «во всяком государстве властителям и начальникам
подобает жить честно и праведно, чтобы являлись они об­
разцом всех добродетелей, ибо каков будет царь, таковы
же, глядя на него, будут и подданные его»;

• необходимо избегать насилия и беззакония;

• законы (судебники) должны вводиться для блага всех
людей в государстве, а не для возвышения богатых и знат­
ных, либо для угнетения неимущих;

• целостность государства более зависит от неизменнос­
ти законов или судебников: всякое новое несет государству
больше потерь, чем прибыли, и «нововведения приводят к
смуте и мятежу в стране»;

А I

8,1. Политико-правовая идеология церковного раскола... 127

• власть должностных лиц (приказных людей) должна
осуществляться в «своих пределах и в соответствии с зако­
ном и чтобы приказные люди своей власти не превышали,
а пользовались ею лишь настолько, насколько это предус­
мотрено судебниками»;

• не жаждать богатства, не слушать льстецов, не прини­
мать решения во гневе;

• «праздность и лень — также убыток для государства,
когда должностные люди не исполняют своих обязаннос­
тей, возложенных на них Богом, из-за своей праздности и

лени».

3. Происхождение царской власти. Сохраняется тради­
ция толковать власть правителей как данную им от Бога.
Такая трактовка также не нова. В XVI в. Иван Грозный
считал себя Богом избранным русским царем и противопо­
ставлял себя избранному людьми польскому королю.

После избрания в 1613 г. Михаила Романова на Зем­ском соборе возникла проблема согласования идеи богодан-ности русского царя с фактом избрания. В «Утвержденной грамоте» эта проблема решалась следующим образом: «по праведному суду Божию сие избрание на тебе, великом го­сударе».

4. Соотношение церкви и государства. Православная цер­
ковь в России зависела от государства: с середины XVI в.
царь назначал митрополитов, с 1589 г. — и патриархов. Ре­
шение проблемы соотношения церкви и государства связа­
но с именами деятелей православной церкви патриарха
Никона и протопопа Аввакума.

8.1. Политико-правовая идеология церковного раскола. Никон, Аввакум

Никон,в миру Никита Минов, (1605-1681) — русский церковно-политический деятель, патриарх Русской право­славной церкви (с 1652 г.).

Биография. Никон родился в крестьянской семье в Мордовии. Получил" духовное образование в Макарьев-ском Желтоводском монастыре (Костромская губерния). Вначале был сельским священником, затем — священни­ком в Москве, позднее принял постриг и стал монахом в Соловецком монастыре. Будучи игуменом Кожеезерского монастыря, свел в Москве личное знакомство с царем

Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru 128 Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в.

Алексеем Михайловичем (1646). Царь пожелал видеть его архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, вко­тором находилась родовая усыпальница рода Романовых. В 1652 г. царь «уговорил долго отказывавшегося Никона принять сан патриарха... на всей его воле»1. В окружении царя (среди духовенства и дворянства) давно велись разго­воры о необходимости приведения русских церковных об­рядов и книг в соответствие с обрядами и богослужебными книгами современной греческой церкви. Патриарх Никон возглавил церковную реформу. Реформа привела не толь­ко к расколу Церкви, но и к разрыву Никона с царем.

В 1658 г. Никон уезжает из Москвы вПодмосковье, воснованный им Новоиерусалимский Воскресенский мона­стырь. В 1666 г. церковный Собор лишил Никона патриар­шего сана. Никон был заточен в Ферапонтов монастырь «как простой монах». Царь Алексей Михайлович не пере­ставал искать пути к примирению, и перед самой своей смертью хлопотал о восстановлении Никона в патриаршем звании. Звание было возвращено уже при царе Федоре (1681), но не застало Никона в живых — он умер, возвра­щаясь в Новый Иерусалим, 17 августа 1681 г.

Логическое основание политико-правового учения. Религиозно-обрядовое мировоззрение.

Основные работы: Письма царю Алексею Михайло­вичу; «Возражения или разорения смиреннаго Никона, божиею милостью патриарха противо на вопросы боярина С. Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы» (в 1666 г. этот боярин вел допрос Никона, задав ему в письменной форме 30 воп­росов).

Содержание политико-правового учения. Патриарх Никон, возглавив церковную реформу, понимал, что она, по сути, является реформой политической. Церковный Со­бор 1666 г., судивший Никона, поставил, в числе прочего, ему в вину то, что он «досаждал» государю: вмешивался в дела, которые его как патриарха совсем не касались.

Никон критиковал концепцию «Москва — Третий Рим», согласно которой царь объявлялся хранителем пра­вославия. Эта концепция предопределяла возвышение светской власти над властью церковной. Никон же был против такого понимания: «Ты говоришь, что римская сла-

Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в. - student2.ru 1 Е.Ф. Шмурло. Курс русской истории. СПб.: 2000. Т. 3, гл. 13.

Наши рекомендации