Тема 9. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII вв.
1. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).
2. Политическая концепция Филофея «Москва — третий Рим».
3. Политико-правовые воззрения Федора Карпова.
4. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского.
5. Политическая программа И.С. Пересветова.
5. Политические взгляды Ивана Грозного.
6. Политические воззрения А.М. Курбского.
7. Политическое учение Ивана Тимофеева.
Источники
Источники права: Учебн. пос. / Под ред. проф. Хачатурова Р.Л. – Тольятти, 1996-2006.
Памятники русского права. – Вып. 6. – М., 1975.
Российское законодательство X-XX вв. – М., 1985. – Т. 3.
Соборное Уложение 1649 г. – М., 1968.
Судебники X-XVI вв. – М.; Л., 1952.
История государства и права СССР: Хрестоматия. – М., 1990.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1998.
Литература
Основная
Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2000.
Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.
Исаев И.А. История политических и правовых учений России: Учебник. – М., 2003.
Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 2006.
Дополнительная
Бахрушин С.В. Московское восстание 1648 г. // Научные труды. – Т. 2. – М., 1954. – С. 46-92.
Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. – М., 1980.
Государственные учреждения в России XVI-XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Голиковой. – М., 1991.
Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. – Т. 1. – М.; Л., 1947.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.
Иванов С.С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. – М., 1960.
История государства и права СССР / Под ред. Ю.П.Титова. – М., 1996.
История государства и права / Под ред. О.И. Чистякова.
– М., 1998.
История государства и права / Под ред. С.А. Чибиряева.
– М., 1998.
Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. – М., 2001.
Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2005.
История России. С древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. член-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М., 1998.
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.
Зимин Л.А. Холопы на Руси. – М., 1973. – С. 9-115.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2006.
Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2006.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права в России. – М., 1960.
Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1985.
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. – Т. II. – М., 1982.
Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. – Л., 1969.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.
Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. – М., 1969. – С. 5-25, 44-60.
Скрынников Р.Т. Иван Грозный. – М., 1983.
Тихомиров М.Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в. // Российское государство XV-XVIII вв. – М., 1973.
Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в.
Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. – Ростов-н/Д., 2003.
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. – М., 1976.
Раздел IV
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
В XVII-XVIII вв.
Просвещение — влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царства разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармонияинтересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных установлений, нравов, традиций. Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политико-правового и эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина. В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами, перечисленные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран. В XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемые им в обществе идеи оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов.
Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIIIвв. содержали абсолютистские тенденции, которые стимулировались стоящими перед государством задачами. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти для своего дальнейшего перспективного роста. Данные тенденции получили свое выражение в политических сочинениях сторонников абсолютной монархии, которая, по их мнению, наилучшим образом могла обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.