Тема 22. Политические и правовые идеи ХХ в.
Аналитическая юриспруденция. Позитивистский нормативизм Кельзена. Прагматический позитивизм. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Социологическая юриспруденция. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Политико-правовая идеология национал-социализма. Возрожденное естественное право. Интегративная юриспруденция. Теории элит, бюрократии и технократии.
Тематический план курса
истории политических и правовых учений
(очная форма обучения)
Разделы и темы занятий | Всего часов | Аудиторные | Самост. подг. | ||
Лекции | Семинары | Итого | |||
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Предмет науки истории политических и правовых учений и ее место в системе юридических и исторических дисциплин. Методология истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Основные методы познания. Периодизация истории политических и правовых учений. | – | – | |||
Раздел I ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО МИРА | |||||
Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока. У истоков политико-правовой мысли. Политическая и правовая мысль Древней Индии. Политико-правовая мысль Древнего Китая. | – | – | – | ||
Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции. Общая характеристика. Политико-правовая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.). Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли (V – первая половина IV в. до н.э.). Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). | 8,5 | 0,5 | |||
Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Общая характеристика. Учение Цицерона о государстве и праве. Политико-правовые воззрения римских стоиков. Учение римских юристов о праве. Политико-правовые взгляды Августина. | 6,5 | 0,5 | |||
Раздел II ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА | 7,5 | – | 1,5 | ||
Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе Основные черты западноевропейской политико-правовой мысли. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Средневековые ереси. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Средневековая юридическая мысль. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Тема 6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли. Проблемы государства и политики. Политическое учение Ибн Халдуна. Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Тема 7. Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIV вв. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати». Политическая программа Владимира Мономаха. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Раздел III ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В XV-XVII вв. | |||||
Тема 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. Введение. Новая наука о политике. Н. Макиавелли. Политические и правовые идеи Реформации. Боден и его учение о государстве. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI-XVII вв. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII вв. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Политическая концепция Филофея «Москва — третий Рим». Политико-правовые воззрения Федора Карпова. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского. Политическая программа И.С. Пересветова. Политические взгляды Ивана Грозного. Политические воззрения А.М. Курбского. Политическое учение Ивана Тимофеева. | 4,5 | 0,5 | |||
Тема 10. Политические и правовые учения в Голландии в XVII вв. Учение Гроция о государстве и праве. Политическое и правовое учение Спинозы. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Тема 11. Политические и правовые ученияв Англии в XVII в. Основные направления английской политической и правовой мысли. Политико-правовое учение Гоббса. Учение Локка о государстве и праве. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Раздел IV ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В XVII-XVIII вв. | |||||
Тема 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения. Политические и правовые взгляды Вольтера. Политико-правовое учение Монтескье. Политико-правовое учение Руссо.Политико-правовые идеи якобинцев. Политико-правовая идеология французского социализма. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в. | 6,5 | 0,5 | |||
Тема 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв. Идеология просвещенного абсолютизма. Симеон Полоцкий. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политические взгляды В.Н.Татищева. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого. Политические воззрения Я.Козельского. Политико-правовое учение А.Н. Радищева. | 6,5 | 0,5 | |||
Раздел V ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В XVIII-XIX вв. | |||||
Тема 14. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII-ХIХ вв. Становление американской политико-правовой мысли. Политические взгляды Б. Франклина. Политико-правовые идеи Т. Пейна. Политические взгляды Т. Джефферсона. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона. Политические идеи Дж Адамса. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона. Политические взгляды Дж. Маршалла. Политические идеи Дж. Калхуна. Политические взгляды В. Вильсона. Учение Холмса о праве. | 4,5 | – | 0,5 | ||
Тема 15. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Учение И. Канта о государстве и праве. Политико-правовая теория И.Г. Фихте. Историческая школа права. Учение Гегеля о государстве и праве. | 6,5 | 0,5 | |||
Тема 16. Политическая и правовая мысль в России в первой половине ХIХ в. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Политические идеи Н.М Карамзина. Политические программы декабристов. Политические идеи П.Я. Чаадаева. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников. | 6,5 | 0,5 | |||
Тема 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине ХIХ в. Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли. Английский либерализм. Французский либерализм. Немецкий либерализм. Политико-правовые воззрения идеологов социализма. Политические взгляды О. Конта. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Раздел VI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX вв. | 20,5 | 2,5 | |||
Тема 18. Политико-правовое учение марксизма. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права. Государство и право как надстроечные явления. Классовый характер государства и права. Социалистическая революция и диктатура пролетариата. Судьбы государства и права в коммунистической формации. | 2,5 | – | 0,5 | ||
Тема 19. Европейская политико-правовая мысль. Учение Р. Иеринга о праве и государстве. Социологическая теория государства. Л. Гумплович. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер. Учение Дж. Остина о праве. Политические идеи Г. Спенсера. Политико-правовое учение Ф. Ницше. | 0,5 | ||||
Тема 20. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. Реформаторы. Радикалы. Либералы. Б. Н. Чичерин. Консерваторы. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева. Политико-правовые идеи начала XXв. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины XXв. (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин). Правоведы русского зарубежья. | 4,5 | – | 0,5 | ||
Тема 21. Политико-правовая идеология большевизма. Политическое учение В.И. Ленина. Политические идеи Н.И. Бухарина. Политические взгляды И.В. Сталина. Правопонимание советского времени. | 4,5 | – | 0,5 | ||
Тема 22. Политические и правовые идеи ХХ в. Аналитическая юриспруденция. Позитивистский нормативизм Кельзена. Прагматический позитивизм. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Социологическая юриспруденция. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Политико-правовая идеология национал-социализма. Возрожденное естественное право. Интегративная юриспруденция. Теории элит, бюрократии и технократии. | 4,5 | – | 0,5 | ||
ВСЕГО: |
Тематический план курса
истории политических и правовых учений
(заочная форма обучения)
Разделы и темы занятий | Всего часов | Аудиторные | Самост. подготовка | ||
Лекции | Семинары | Итого | |||
Седьмой семестр | |||||
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений Предмет науки истории политических и правовых учений и ее место в системе юридических и исторических дисциплин. Методология истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Основные методы познания. Периодизация истории политических и правовых учений. | – | – | – | ||
Раздел I ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО МИРА | |||||
Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока. У истоков политико-правовой мысли. Политическая и правовая мысль Древней Индии. Политико-правовая мысль Древнего Китая. | – | – | – | ||
Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции. Общая характеристика. Политико-правовая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.). Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли (V – первая половина IV в. до н.э.). Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). | |||||
Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Общая характеристика. Учение Цицерона о государстве и праве. Политико-правовые воззрения римских стоиков. Учение римских юристов о праве. Политико-правовые взгляды Августина. | – | ||||
Раздел II ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА | – | ||||
Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе. Основные черты западноевропейской политико-правовой мысли. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Средневековые ереси. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Средневековая юридическая мысль. | – | ||||
Тема 6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли. Проблемы государства и политики. Политическое учение Ибн Халдуна. Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины. | – | ||||
Тема 7. Развитие русской политической и правовой мыслив XI-XIV вв. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати». Политическая программа Владимира Мономаха. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. | – | ||||
Раздел III ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В XV-XVII вв. | – | ||||
Тема 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. Введение. Новая наука о политике. Н. Макиавелли. Политические и правовые идеи Реформации. Боден и его учение о государстве. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI-XVII вв. | – | – | – | ||
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII вв. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политико-правовые воззрения Федора Карпова. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского. Политическая программа И.С. Пересветова. Политические взгляды Ивана Грозного. Политические воззрения А.М. Курбского. Политическое учение Ивана Тимофеева. | – | ||||
Тема 10. Политические и правовые учения в Голландии в XVII вв. Учение Гроция о государстве и праве. Политическое и правовое учение Спинозы. | – | ||||
Итого за семестр: | |||||
Восьмой семестр | |||||
Раздел IV ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В XVII-XVIII вв. | – | ||||
Тема 11. Политические и правовые ученияв Англии в XVII в. Основные направления английской политической и правовой мысли. Политико-правовое учение Гоббса. Учение Локка о государстве и праве. | – | ||||
Тема 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения. Политические и правовые взгляды Вольтера. Политико-правовое учение Монтескье. Политико-правовое учение Руссо.Политико-правовые идеи якобинцев. Политико-правовая идеология французского социализма. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в. | – | ||||
Тема 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв. Идеология просвещенного абсолютизма. Симеон Полоцкий. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политические взгляды В.Н.Татищева. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого. Политические воззрения Я.Козельского. Политико-правовое учение А.Н. Радищева. | – | ||||
Раздел V ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В XVIII-XIX вв. | – | ||||
Тема 14. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII-ХIХ вв. Становление американской политико-правовой мысли. Политические взгляды Б. Франклина. Политико-правовые идеи Т. Пейна. Политические взгляды Т. Джефферсона. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона. Политические идеи Дж Адамса. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона. Политические взгляды Дж. Маршалла. Политические идеи Дж. Калхуна. Политические взгляды В. Вильсона. Учение Холмса о праве. | – | – | – | ||
Тема 15. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Учение И. Канта о государстве и праве. Политико-правовая теория И.Г. Фихте. Историческая школа права. Учение Гегеля о государстве и праве. | – | ||||
Тема 16. Политическая и правовая мысль в России в первой половине ХIХ в. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Политические идеи Н.М. Карамзина. Политические программы декабристов. Политические идеи П.Я. Чаадаева. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников. | – | – | – | ||
Тема 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине ХIХ в. Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли. Английский либерализм. Французский либерализм. Немецкий либерализм. Политико-правовые воззрения идеологов социализма. Политические взгляды О. Конта. | – | – | – | ||
Раздел VI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX вв. | – | – | – |
Тема 18. Политико-правовое учение марксизма. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права. Государство и право как надстроечные явления. Классовый характер государства и права. Социалистическая революция и диктатура пролетариата. Судьбы государства и права в коммунистической формации. | – | – | – | ||
Тема 19. Европейская политико-правовая мысль. Учение Р. Иеринга о праве и государстве. Социологическая теория государства. Л. Гумплович. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер. Учение Дж. Остина о праве. Политические идеи Г. Спенсера. Политико-правовое учение Ф. Ницше. | – | – | – | ||
Тема 20. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. Реформаторы. Радикалы. Либералы. Б.Н. Чичерин. Консерваторы. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева. Политико-правовые идеи начала XXв. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины XXв. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). Правоведы русского зарубежья. | – | – | – | ||
Тема 21. Политико-правовая идеология большевизма. Политическое учение В.И. Ленина. Политические идеи Н.И. Бухарина. Политические взгляды И.В. Сталина. Правопонимание советского времени. | – | – | – | ||
Тема 22. Политические и правовые идеи ХХ в. Аналитическая юриспруденция. Позитивистский нормативизм Кельзена. Прагматический позитивизм. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Социологическая юриспруденция. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Политико-правовая идеология национал-социализма. Возрожденное естественное право. Интегративная юриспруденция. Теории элит, бюрократии и технократии. | – | – | – | ||
Итого за семестр: | |||||
ВСЕГО: |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия являются одной из форм проверки знаний студентов и одновременно предназначены для более глубокого и широкого изучения материала, получаемого на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературой и источниками. На семинарах студент должен ориентироваться в многообразии проблем по курсу политических и правовых учений и выработать в себе умение находить и систематизировать главные положения того или иного вопроса. Здесь обучаемый получает практику логического мышления, грамотного и аргументированного изложения своих мыслей, учится вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
В данном пособии охвачена тематика главных проблем истории политических и правовых учений в рамках изучаемого предмета и перечислена соответствующая литература и источники, позволяющие достаточно качественно подготовится к занятиям.
В ходе подготовки к семинару студент должен четко уяснить себе место того или иного учения в эволюции мировой и отечественной правовой мысли, понять связь между ними и уяснить роль правовой доктрины в процессе социального регулирования.
Работу над каждой темой следует начинать с тщательного изучения плана семинара и списка рекомендованной литературы и источников, затем необходимо обратиться к материалам лекции и учебников, так как они составляют основную теоретическую базу процесса обучения. Однако ограничиваться только этим нельзя. Полноценные ответы на вопросы семинарских занятий можно подготовить лишь на основе анализа источников и изучения специальной литературы. Делать это надо планово, целенаправленно, с достаточно глубоким усвоением изучаемого материала, которое позволило бы надежно аргументировать каждое семинарское выступление. После этого желательно прочитать дополнительную литературу, указанную в списке.
Ответы на вопросы семинаров рекомендуется кратко записывать в отдельной тетради. Листы тетради желательно поделить пополам, чтобы в ходе семинара вносить в свои записи поправки и дополнения. Такая тетрадь является надежным подспорьем студенту для подготовки к зачетам и экзаменам.
Предлагаемые планы изучения тем являются обязательными, однако они не должны сковывать инициативы студента. Если при чтении источников и литературы возникнут дополнительные вопросы, студент может их сформулировать и, по согласованию с преподавателем, вынести на семинарское обсуждение. Возможно также и выступление с кратким – на 10-15 минут – докладом по какой-либо проблеме.
В данном пособии темы разбиты по периодам исторического развития политико-правовой мысли. За основу периодизации взят как формационный, так и устоявшийся во всем мире подход, отвечающий цивилизованному, историко-правовому и культурному критерию. В соответствии с этим все темы семинаров разбиты по периодам: Древний Восток; Античность; Средние века; Новое время; Новейшее время.
Кроме планов семинаров в пособии имеются вопросы, которые необходимо изучить при подготовке к экзамену.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Первый семестр
Раздел I
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
ДРЕВНЕГО МИРА
Древняя Греция.Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества – родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.
В этих условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления — аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т.е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса). В результате этой борьбы к VI-V вв. до н.э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте и т.д. Нередко в тех или иных полисах (характерный пример – Сиракузы в V в. до н.э.) на более или менее длительное время устанавливалась тирания. Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI) вв. связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно – знаменитых «семи мудрецов») и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). Второй период (V – первая половина IV в. до н.э.) – это время рационализации политико-правовой мысли, нашедшей свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV-II в. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. Это была не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только свободных людей, полноправных членов полисного коллектива, граждан полиса.
Политика и связанные с нею практические и духовные занятия выступают здесь как дело свободы и сфера усилий свободных людей, а труд (и прежде всего труд физический) как удел рабов. Вся производственно-трудовая сфера, как и сфера семьи, находится, по тогдашним представлениям, в принципе вне сферы свободы и, следовательно, вне политики, отношений свободы. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов – это отношения господства и подчинения. С этим связано и традиционное противопоставление эллинской полисной (политической) формы жизни деспотическому правлению «варваров».
В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.В эпоху эллинизма, в условиях потери древнегреческими полисами своей независимости и переоценки прежних ценностей, безусловная ценность нравственного целого, полиса и коллективной полисной жизни ставится под сомнение с позиций индивидуалистической этики, духовной свободы отдельного человека, его моральной автономии (эпикуреизм, стоицизм). С этих позиций критикуется и в принципе отвергается прежнее деление людей на свободных и рабов. Свобода трактуется здесь не как социально-политическое, а как духовное явление, и на этой основе провозглашается великий принцип всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву.
Древний Рим.История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время его существования. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения – патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.
Существенную роль в истории Древнего Рима сыграла борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями, т.е. с собственно «римским народом», члены которого монополизировали в своих руках политические и гражданские права. Эта борьба привела к реформам Сервия Туллия, шестого римского царя. В результате данной реформы плебеи были включены в состав римского народа».
Плебеи добились учреждения должности плебейского (народного) трибуна с широкими полномочиями. В 367 г. до н.э. был принят закон, согласно которому один из двух ежегодно избиравшихся народным собранием консулов (высших магистратов римской республики) должен был быть плебеем.
Видными идеологами плебеев были братья Тиберий и Гай Гракхи, которые, будучи избраны народными трибунами, решительно выступили за ограничение крупного землевладения и конфискацию излишков. В политическом плане движение братьев Гракхов было направлено на ослабление роли олигархии в государственной жизни Рима и усиление роли народа. Это отвечало интересам демократического развития общества и государства. В середине V в. до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, и в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательном и особенно с реформами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении знаменитых Законов XII таблиц.
В целом древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей. Так идеи Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Лукрецием Каром (99-55 гг. до н.э.) в его известной поэме «О природе вещей». В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, формах государства, о «смешанной» форме правления и т. д.
Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а развивали их с учетом специфических социально-политических задач римской действительности. Например, идея взаимосвязи политики и права нашла свое дальнейшее развитие и новое выражение в сочинениях Цицерона. Представлениягреческих стоиков о свободном индивиде были использованы римскими авторами в концепции юридического лица как правовой личности, персоны.
Римские юристы тщательно разработали целый комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права). Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от древнегреческой, социально-историческую и политико-правовую реальность, в обстановке которой они жили и действовали (достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти – к принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната и т.д.).
В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. Ранние христиане отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
В «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсисе»), написанном в 68-69 гг., предрекается гибель Риму, «великой блуднице»; «яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее». Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в «Евангелии от Луки»: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь... Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Резкие выпады против богатых содержатся и в «Соборном послании апостола Иакова».
В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в «Деяниях святых апостолов», никто не имел своего имущества, «но все у них было общее», а средства для жизни члены общины делили между всеми «смотря по нужде каждого».
В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые требования звучат в таких положениях, как: каждый получает свою награду по своему труду»; «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному «закону свободы», характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали (в общем контексте устремлений, идей и ценностей своей новой религии) основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости — воздаяние равным за равное. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: «Каким судом судите, таким будете судимы»; «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам».
Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства.
Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.
Уже апостол Павел подчеркивал в своем «Послании к римлянам»: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». Павел отмечал, что «начальник есть Божий слуга», поэтому «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».