Территория и административное деление.

Социальная структура.

После того, как 1 сентября 1939 г, Германия напала на Польшу, у СССР появилась возможность вернуть области, потерянные в результате войны с Польшей в 1921 г. — Западную Украину и Западную Белоруссию. 17 сентяб­ря советские войска вошли в Польшу и остановились на «линии Керзона» — границе 1919 г.

В октябре 1939 г. там были созданы комитеты по организации выборов. На основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании в октябре были избраны Народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии, которые провозгласили установление Со­ветской власти и приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР в составе Украинской и Белорусской ССР. После прекращения войны с Финляндией отошедшая от нее территория бы­ла передана Карельской АССР, которая в марте 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР.

В конце 1939 г., в обстановке начавшейся второй мировой войны прави­тельства Литвы, Латвии и Эстонии заключили с СССР договоры о взаимо­помощи, согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу со­ветских войск. Летом 1940 г. военные успехи Германии побудили прибалтийские правительства переориентироваться на Берлин и начать с немцами секретные переговоры. СССР, опираясь на поддержку левых сил и массовые демонстрации в столицах Литвы, Латвии и Эстонии, предъявил ультиматум, и правительства этих стран ушли в отставку. Были созданы на­родные демократические правительства, которые провели выборы в парла­менты, на которых победили левые блоки («союзы трудового народа»), по­лучившие более 90% голосов. 21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбой о вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. В августе 1940 г. эти республики были включены в состав Союза ССР.

В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (которая была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Север­ной Буковине была установлена Советская власть. Бессарабия была объеди­нена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качестве союзной республики. С 1923 г. на территории РСФСР и СССР началась административная ре­форма. Ее суть состояла в полной замене старых губерний на советские облас­ти, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями, которые к тому времени продолжали еще существовать. Новые области вместо уездов разделялись на округа, а последние делились вместо волостей на районы. Низшим зве­ном стали сельсоветы. Последним шагом этой реформы стало постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. о полной ликвидации губерний и созда­нии областей и краев на оставшейся еще нерайонированной части страны. Фак­тически, административная реформа закончилась к началу 40-х годов.

Общая численность населения СССР накануне войны точно не известна. По оценкам специалистов она достигла 190-195 млн. человек.

В социально-классовом отношении общество было структурировано следующим образом:

рабочий класс составлял 34%; эта социальная группа существенно уве­личивается (за 1929-1937 гг. с 9 до 24 млн. чел.) — в основном за счет вы­ходцев из деревни;

колхозное крестьянство и кооперированные кустари — 47%; в целом, за 1929-1932 гг. численность крестьян сократилась на 1/3; крестьянство мигри­рует в города, уклоняется от работы в колхозах. В 1932-1933 гг. вводится пас­портный режим, причем паспорта выдавались только горожанам, а начиная с 17 марта 1937 г. крестьянам запрещается покидать колхозы без подписанного администрацией трудового соглашения с будущим работодателем;

номенклатура (группа служащих и интеллигенции) — 16,5%; после тер­рора 1936-1938 гг. номенклатура заполняется сталинскими выдвиженцами. Интеллигенция после выступлений Сталина и Жданова на XVIII съезде партии рассматривается как «дружественный» класс. Ее численность уве­личивается (к 1939 г. — до 11 млн. чел.), но только 2 млн. из них имели за­конченное высшее или среднее специальное образование;

крестьяне-единоличники и некооперированные кустари — 2,5%.

Конституция 1936 г.

Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под пред­седательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. В разработке проекта Консти­туции принимали участие М.И. Калинин (заместитель председателя Конститу­ционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.М. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Г.М. Кржижановский, М.Н. Тухачевский и др. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и обсуж­дался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на пред­приятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало бо­лее половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуж­дение поправок к проекту Конституции. Медкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Сою­за). 5 декабря 1936 г. VIII съездом Советов СССР постатейным голосовани­ем, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.

Конституция провозгласила победу социализма в СССР.

Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения из­бирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Глава II Конституции «Государственное устройство» закрепляла прин­ципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР подлежали: международные сношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образова­ния новых краев, областей и автономных республик в составе союзных рес­публик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР; утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов; управление банками, денеж­ной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землеполь­зования, просвещения и здравоохранения; законодательство о труде, судо­устройстве и судопроизводстве, союзном гражданстве, браке и семье, уго­ловный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии.

Главы III — VIII Конституции закрепляли организацию, систему и по­рядок деятельности высших органов государственной власти. Высшим ор­ганом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат— Совета Союзов и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей из­биралось от каждой союзной.республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Вер­ховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).

Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил ре­ферендум по своей инициативе или по требованию одной из союзных рес­публик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Со­вета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с после­дующим утверждением Верховным Советом СССР; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную моби­лизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах.

Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообще­ния, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промыш­ленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.

После принятия новой Конституции в стране прошли выборы. В декабре 1937 — выборы в Верховный Совет СССР. В январе 1938 г. — избран Прези­диум Верховного Совета (председатель М.И. Калинин); образовано союзное правительство (Совет Народных Комиссаров во главе с В.М. Молотовым) В конце 30-х гг. было создано около 20 новых союзных наркоматов, права со­юзных республик ограничивались.

Экономика.

Экономическую основу СССР, согласно Конституции СССР 1936 г., со­ставляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собст­венность на орудия и средства производства. Социалистическая собствен­ность закреплялась в двух формах — государственная и колхозно-кооперативная собственность. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, бан­ки, средства связи, совхозы, МТС, коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах относились к государственной собственности. Вме­сте с тем, Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда. Хозяйст­венная жизнь страны определялась народнохозяйственными планами.

Оценивая экономику предвоенного периода, современные историки оп­ределяют ее как директивную. Она характеризуется:

фактически полным огосударствлением средств производства;

свернутостью товарно-денежных отношений;

деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись произволом администрации, а не на основе рыночного спроса и предложения);

предельно жесткой централизацией в управлении и минимальной хозяй­ственной самостоятельностью на местах;

административно-командным фондовым распределением ресурсов и го­товой продукции.

Для директивной экономики характерно использование рычагов внеэко­номического принуждения (законы о трудовой дисциплине, паспортный ре­жим и т.д.). С конца 30-х гг. в экономике все большую роль играет труд за­ключенных — лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, почти 1/3 платины и древесины, строи­ли города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет и т.д.), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), железные дороги (Тайшет-Лена-БАМ-Тында, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Известковая-Ургал).

Основные капиталовложения направляются в машиностроение, добы­вающую, химическую промышленность, производство электроэнергии.

Третий пятилетний план, утвержденный XVIII съездом партии, поставил задачу догнать и перегнать по уровню производства на душу населения развитые капиталистические страны, не уменьшая расходов на вооружение. Накану­не войны основной упор был сделан на развитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство предприятий-дублеров. Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров не было введено в строй.

Большие средства тратились на развитие оборонной промышленности. Было свернуто производство техники для сельского хозяйства и гражданских целей, гражданское строительство и т.д. Тракторные заводы переключались на производство танков. В результате, в 1938-1940 гг. ежегодный прирост во­енной продукции составлял около 40%.

В полном объеме планы первых пятилеток не были выполнены, но оп­ределенные успехи достигнуты. В строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий (600-700 ежегодно); страна обрела потенциал, который по от­раслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — пятое место).

Накануне войны была ужесточена аграрная политика. Началось ограниче­ние личных подсобных хозяйств, переселение из центральных малоземель­ных районов на Дальний Восток и в Забайкалье (за 1939-1940 гг. переселено около 137 тыс. семей), борьба с хуторами (к началу войны уничтожено 816 тыс. хуторов), установлен обязательный минимум трудодней в году (от 60 в зерновых до 100 в хлопковых районах; не выработавшие обязательный ми­нимум трудодней колхозники исключались из колхоза).

Готовность СССР к войне.

Обстановка предвоенной напряженности заставляла правительство не только увеличивать военные расходы и ужесточать аграрную политику.

1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому на действительную службу призыва­лись мужчины, достигшие 19-летнего возраста, а окончившие среднюю школу — с 18 лет. Это позволило увеличить численность Красной Армии, которая к началу войны достигла 5,3 млн. чел. Завершился переход к еди­ной, кадровой системе комплектования войск.

В 2,5 раза увеличилось число военных грузов, в 3 раза — сухопутных военных училищ и школ, в 5 раз — авиационных. В 1940 г. установлены звания генералов и адмиралов, отменен институт военных комиссаров (вве­ден в 1937 г.), введено полное единоначалие. В 1940 г. уволен в отставку нарком обороны К.Е. Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко. Взгляды Ворошилова на стратегию и тактику сформировались в годы граж­данской войны. В 1929 г. в СССР был сформирован опытный механизиро­ванный полк, развернутый в следующем году в механизированную бригаду. В 1932 г. на ее базе создается первый в мире механизированный корпус. Это соединение имело две механизированные и одну стрелково-пулеметную бригады, отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и насчитывало более 500 танков и 200 автомобилей. Но Ворошилов считал, что необходимо усиливать армию за счет кавалерийских дивизий — в 1938 г. количество их увеличено до 32, а в 1939 г. механизированные корпуса расформированы.

С этого времени возобновилось прерванное в 1937 г. формирование крупных бронетанковых соединений (9 — в конце 1940 г. и 20 — в марте 1941 г.), а в начале 1941 г. — формирование воздушно-десантных корпусов.

Разрабатывались новые виды вооружения. Накануне войны появились новые типы скоростных истребителей-бомбардировщиков (МИГ-3, ЯК-1, ЛАГГ-3, ПО-2, ИЛ-2), тяжелые танки KB и средние Т-34; завершилось кон­струирование первых образцов реактивных установок. Но в целом переос­нащение армии новыми видами вооружения еще не произошло.

К середине июня 1941 г. только три корпуса были полностью оснащены боевой техникой и еще 5 укомплектованы наполовину. Современных танков было мало — 638 тяжелых KB и 1225 средних Т-34. Большая часть танков, в том числе и в западных военных округах, была устаревших конструкций — Т-26 и БТ-7. Новых самолетов в советской авиации было всего 17,3%.

В начале июня 1941 г. было начато выдвижение к западным границам войск из внутренних военных округов.

Большой урон боеспособности страны нанесли репрессии против ко­мандного состава армии, начатые в 1937 г. расстрелом маршала М.Н. Тухачевского. В ходе репрессий было уничтожено до 2/3 командного состава армии. Реабилитация нескольких тысяч репрессированных в 1939-1941 гг. не исправила положения.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(июнь 1941 — осень 1942 гг.)

План «Барбаросса». Расстановка и соотношение сил

Накануне войны.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение начать вой­ну с СССР, подтвержденное 18 декабря «Директивой 21». К началу 1941 го­да был выработан подробный план военных действий «Барбаросса». Он был рассчитан на «молниеносную войну» и основывался на согласованных дей­ствиях четырех армейских групп:

финляндская (командовали немецкий генерал фон Дитл и финский фельд­маршал Маннергейм) -— была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу;

«Север» (командующий — генерал-фельдмаршал В. Лееб; цель — унич­тожить советские войска в Прибалтике, захватить порты в Балтийском море и Ленинград) — на Ленинград;

«Центр» (под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Бока; цель — наступление на Минск, затем — на Смоленск и Москву) — на Москву;

«Юг» (ком. генерал-фельдмаршал Г. Рундштедт; цель — выйти на Днепр и развернуть наступление на юго-восток) — на оккупацию Украины.

Германия выдвинула против СССР до 5,5 миллионов солдат и офице­ров, СССР мог противопоставить ей лишь 2,7 миллионов человек.

Наши рекомендации