Территория и административное деление.
Социальная структура.
После того, как 1 сентября 1939 г, Германия напала на Польшу, у СССР появилась возможность вернуть области, потерянные в результате войны с Польшей в 1921 г. — Западную Украину и Западную Белоруссию. 17 сентября советские войска вошли в Польшу и остановились на «линии Керзона» — границе 1919 г.
В октябре 1939 г. там были созданы комитеты по организации выборов. На основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в октябре были избраны Народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии, которые провозгласили установление Советской власти и приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР в составе Украинской и Белорусской ССР. После прекращения войны с Финляндией отошедшая от нее территория была передана Карельской АССР, которая в марте 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР.
В конце 1939 г., в обстановке начавшейся второй мировой войны правительства Литвы, Латвии и Эстонии заключили с СССР договоры о взаимопомощи, согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу советских войск. Летом 1940 г. военные успехи Германии побудили прибалтийские правительства переориентироваться на Берлин и начать с немцами секретные переговоры. СССР, опираясь на поддержку левых сил и массовые демонстрации в столицах Литвы, Латвии и Эстонии, предъявил ультиматум, и правительства этих стран ушли в отставку. Были созданы народные демократические правительства, которые провели выборы в парламенты, на которых победили левые блоки («союзы трудового народа»), получившие более 90% голосов. 21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбой о вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. В августе 1940 г. эти республики были включены в состав Союза ССР.
В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (которая была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Северной Буковине была установлена Советская власть. Бессарабия была объединена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качестве союзной республики. С 1923 г. на территории РСФСР и СССР началась административная реформа. Ее суть состояла в полной замене старых губерний на советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями, которые к тому времени продолжали еще существовать. Новые области вместо уездов разделялись на округа, а последние делились вместо волостей на районы. Низшим звеном стали сельсоветы. Последним шагом этой реформы стало постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. о полной ликвидации губерний и создании областей и краев на оставшейся еще нерайонированной части страны. Фактически, административная реформа закончилась к началу 40-х годов.
Общая численность населения СССР накануне войны точно не известна. По оценкам специалистов она достигла 190-195 млн. человек.
В социально-классовом отношении общество было структурировано следующим образом:
рабочий класс составлял 34%; эта социальная группа существенно увеличивается (за 1929-1937 гг. с 9 до 24 млн. чел.) — в основном за счет выходцев из деревни;
колхозное крестьянство и кооперированные кустари — 47%; в целом, за 1929-1932 гг. численность крестьян сократилась на 1/3; крестьянство мигрирует в города, уклоняется от работы в колхозах. В 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, причем паспорта выдавались только горожанам, а начиная с 17 марта 1937 г. крестьянам запрещается покидать колхозы без подписанного администрацией трудового соглашения с будущим работодателем;
номенклатура (группа служащих и интеллигенции) — 16,5%; после террора 1936-1938 гг. номенклатура заполняется сталинскими выдвиженцами. Интеллигенция после выступлений Сталина и Жданова на XVIII съезде партии рассматривается как «дружественный» класс. Ее численность увеличивается (к 1939 г. — до 11 млн. чел.), но только 2 млн. из них имели законченное высшее или среднее специальное образование;
крестьяне-единоличники и некооперированные кустари — 2,5%.
Конституция 1936 г.
Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. В разработке проекта Конституции принимали участие М.И. Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.М. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Г.М. Кржижановский, М.Н. Тухачевский и др. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.
25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение поправок к проекту Конституции. Медкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. VIII съездом Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.
Конституция провозгласила победу социализма в СССР.
Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.
Глава II Конституции «Государственное устройство» закрепляла принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР подлежали: международные сношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР; утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов; управление банками, денежной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землепользования, просвещения и здравоохранения; законодательство о труде, судоустройстве и судопроизводстве, союзном гражданстве, браке и семье, уголовный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии.
Главы III — VIII Конституции закрепляли организацию, систему и порядок деятельности высших органов государственной власти. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат— Совета Союзов и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось от каждой союзной.республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).
Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах.
Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.
После принятия новой Конституции в стране прошли выборы. В декабре 1937 — выборы в Верховный Совет СССР. В январе 1938 г. — избран Президиум Верховного Совета (председатель М.И. Калинин); образовано союзное правительство (Совет Народных Комиссаров во главе с В.М. Молотовым) В конце 30-х гг. было создано около 20 новых союзных наркоматов, права союзных республик ограничивались.
Экономика.
Экономическую основу СССР, согласно Конституции СССР 1936 г., составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность закреплялась в двух формах — государственная и колхозно-кооперативная собственность. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, совхозы, МТС, коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах относились к государственной собственности. Вместе с тем, Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда. Хозяйственная жизнь страны определялась народнохозяйственными планами.
Оценивая экономику предвоенного периода, современные историки определяют ее как директивную. Она характеризуется:
фактически полным огосударствлением средств производства;
свернутостью товарно-денежных отношений;
деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись произволом администрации, а не на основе рыночного спроса и предложения);
предельно жесткой централизацией в управлении и минимальной хозяйственной самостоятельностью на местах;
административно-командным фондовым распределением ресурсов и готовой продукции.
Для директивной экономики характерно использование рычагов внеэкономического принуждения (законы о трудовой дисциплине, паспортный режим и т.д.). С конца 30-х гг. в экономике все большую роль играет труд заключенных — лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, почти 1/3 платины и древесины, строили города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет и т.д.), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), железные дороги (Тайшет-Лена-БАМ-Тында, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Известковая-Ургал).
Основные капиталовложения направляются в машиностроение, добывающую, химическую промышленность, производство электроэнергии.
Третий пятилетний план, утвержденный XVIII съездом партии, поставил задачу догнать и перегнать по уровню производства на душу населения развитые капиталистические страны, не уменьшая расходов на вооружение. Накануне войны основной упор был сделан на развитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство предприятий-дублеров. Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров не было введено в строй.
Большие средства тратились на развитие оборонной промышленности. Было свернуто производство техники для сельского хозяйства и гражданских целей, гражданское строительство и т.д. Тракторные заводы переключались на производство танков. В результате, в 1938-1940 гг. ежегодный прирост военной продукции составлял около 40%.
В полном объеме планы первых пятилеток не были выполнены, но определенные успехи достигнуты. В строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий (600-700 ежегодно); страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — пятое место).
Накануне войны была ужесточена аграрная политика. Началось ограничение личных подсобных хозяйств, переселение из центральных малоземельных районов на Дальний Восток и в Забайкалье (за 1939-1940 гг. переселено около 137 тыс. семей), борьба с хуторами (к началу войны уничтожено 816 тыс. хуторов), установлен обязательный минимум трудодней в году (от 60 в зерновых до 100 в хлопковых районах; не выработавшие обязательный минимум трудодней колхозники исключались из колхоза).
Готовность СССР к войне.
Обстановка предвоенной напряженности заставляла правительство не только увеличивать военные расходы и ужесточать аграрную политику.
1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому на действительную службу призывались мужчины, достигшие 19-летнего возраста, а окончившие среднюю школу — с 18 лет. Это позволило увеличить численность Красной Армии, которая к началу войны достигла 5,3 млн. чел. Завершился переход к единой, кадровой системе комплектования войск.
В 2,5 раза увеличилось число военных грузов, в 3 раза — сухопутных военных училищ и школ, в 5 раз — авиационных. В 1940 г. установлены звания генералов и адмиралов, отменен институт военных комиссаров (введен в 1937 г.), введено полное единоначалие. В 1940 г. уволен в отставку нарком обороны К.Е. Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко. Взгляды Ворошилова на стратегию и тактику сформировались в годы гражданской войны. В 1929 г. в СССР был сформирован опытный механизированный полк, развернутый в следующем году в механизированную бригаду. В 1932 г. на ее базе создается первый в мире механизированный корпус. Это соединение имело две механизированные и одну стрелково-пулеметную бригады, отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и насчитывало более 500 танков и 200 автомобилей. Но Ворошилов считал, что необходимо усиливать армию за счет кавалерийских дивизий — в 1938 г. количество их увеличено до 32, а в 1939 г. механизированные корпуса расформированы.
С этого времени возобновилось прерванное в 1937 г. формирование крупных бронетанковых соединений (9 — в конце 1940 г. и 20 — в марте 1941 г.), а в начале 1941 г. — формирование воздушно-десантных корпусов.
Разрабатывались новые виды вооружения. Накануне войны появились новые типы скоростных истребителей-бомбардировщиков (МИГ-3, ЯК-1, ЛАГГ-3, ПО-2, ИЛ-2), тяжелые танки KB и средние Т-34; завершилось конструирование первых образцов реактивных установок. Но в целом переоснащение армии новыми видами вооружения еще не произошло.
К середине июня 1941 г. только три корпуса были полностью оснащены боевой техникой и еще 5 укомплектованы наполовину. Современных танков было мало — 638 тяжелых KB и 1225 средних Т-34. Большая часть танков, в том числе и в западных военных округах, была устаревших конструкций — Т-26 и БТ-7. Новых самолетов в советской авиации было всего 17,3%.
В начале июня 1941 г. было начато выдвижение к западным границам войск из внутренних военных округов.
Большой урон боеспособности страны нанесли репрессии против командного состава армии, начатые в 1937 г. расстрелом маршала М.Н. Тухачевского. В ходе репрессий было уничтожено до 2/3 командного состава армии. Реабилитация нескольких тысяч репрессированных в 1939-1941 гг. не исправила положения.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(июнь 1941 — осень 1942 гг.)
План «Барбаросса». Расстановка и соотношение сил
Накануне войны.
5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР, подтвержденное 18 декабря «Директивой 21». К началу 1941 года был выработан подробный план военных действий «Барбаросса». Он был рассчитан на «молниеносную войну» и основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:
финляндская (командовали немецкий генерал фон Дитл и финский фельдмаршал Маннергейм) -— была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу;
«Север» (командующий — генерал-фельдмаршал В. Лееб; цель — уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты в Балтийском море и Ленинград) — на Ленинград;
«Центр» (под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Бока; цель — наступление на Минск, затем — на Смоленск и Москву) — на Москву;
«Юг» (ком. генерал-фельдмаршал Г. Рундштедт; цель — выйти на Днепр и развернуть наступление на юго-восток) — на оккупацию Украины.
Германия выдвинула против СССР до 5,5 миллионов солдат и офицеров, СССР мог противопоставить ей лишь 2,7 миллионов человек.