Курс на новую экономическую политику.

Новая экономическая политика осуществлялась с марта 1921 года до 1929 года.

Неоднозначно понимание НЭПа было у тех, кто его проводил. По мне­нию Ленина, например, сущность НЭПа заключалась в налаживании союза рабочих и крестьян. Бухарин видел в НЭПе социалистическую диктатуру, "опирающуюся на социалистические производственные отношения в круп­ной промышленности и регулирующую широкую мелкобуржуазную орга­низацию хозяйства. Значительная часть большевиков воспринимала НЭП как поражение, уступку капитализму, капитуляцию перед буржуазией.

Современные исследователи считают, что сущность НЭПа заключается в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохра­нении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата.

Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления эко­номического союза рабочих и крестьян, стратегической целью — построе­ние социализма.

Основные элементы этой политики: подоходный прогрессивный налог с крестьянства (1921 — 1922 годы — продналог), свобода торговли, разреше­ние аренды небольших частных предприятий, найму рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, платность всех услуг, пе­ревод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость.

Первым шагом к введению НЭПа стало решение о замене продразверстки натуральным налогом (8 марта 1921 года на X съезде РКП(б)).

Преобразования в области промышленности

И финансов.

Основные принципы организации промышленности в условиях НЭПа, намеченные в общих чертах в решениях X Партконференции, были более детально разработаны в постановлении пленума ЦК партии 9 августа 1921 г. 12 августа 1921 г. были утверждены «Основные положения к вос­становлению крупной промышленности, поднятию и развитию производст­ва», знаменовавшие собой начало перевода промышленности на основы хозрасчета. Была определена очередность восстановления отраслей про­мышленности — и на первом месте оказалась легкая промышленность, ко­торая должна была увеличить производство предметов широкого потребле­ния. В этой отрасли расчет делался на развитие частной инициативы.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мел­кие и отчасти средние предприятия (с мая 1921 года). В июле начинается де национализация предприятий, где по найму работало менее 21 человека. К се­редине 20-х гг. капиталистический сектор в экономике производил до 27 % всей продукции. При этом в отношении к частным предприятиям существо­вала определенная двойственность. Разрешая брать в аренду предприятия легкой промышленности, правительство, в то же время, всячески подчерки­вало опасность демонополизации отдельных отраслей. «Отпуская» частные предприятия, партия как бы стремится отмежеваться от них — в 1921 г. при­нимается несколько постановлений о недопустимости участия членов партии в организации и деятельности артелей на правах владельцев и арендаторов.

Была сделана попытка привлечь иностранный капитал — в 1920 году был принят закон о концессиях. Создаются специальные акционерные предпри­ятия — русские, иностранные, смешанные. В 1923 году имелось 24 смешан­ных общества. В отличие от концессий в них участвовал и капитал советского государства. Однако в 1921 г. было заключено всего 4 концессионных дого­вора и создано 17 смешанных обществ с участием иностранного капитала. Одно из самых серьезных — между правительством РСФСР и Большим Се­верным телеграфным обществом на эксплуатацию подводных телеграфных линий между Россией, Данией, Японией, Китаем, Швецией и Финляндией; в 1922 г. открылась первая международная авиалиния Москва-Кенигсберг. Вы­делялись также шведские фирмы «СКФ» (изготовление подшипников), «Га­зоаккумулятор» и «АСЕА» (электромеханическое оборудование), германская фирма «Крупп» (металлообработка), смешанное русско-американское акцио­нерное общество «Рагаз» (газовая сварка). В целом удельный вес концессий к концу 20-х гг. не превышал в индустриальных отраслях 1,2%, в производстве предметов потребления — 0,3%. Причина заключалась не только в нереши­тельности иностранных предпринимателей, не слишком доверявших совет­скому правительству, но и в позиции самих большевиков. Переговоры о кон­цессиях с иностранными предпринимателями расценивались как «капитуляция перед буржуазией». Некоторые предложения Откланялись (на­пример, в конце 1922 г. было отклонено предложение Уркарта), досрочно расторгались уже достигнутые соглашения.

Оживление мелкой промышленности создавало предпосылки для воз­рождения крупной индустрии. XI Партконференция провозгласила основ­ной задачей хозяйственного строительства всестороннее укрепление и раз­витие крупной государственной промышленности. Одной из первоочередных проблем было восстановление Донбасса. Некоторые успе­хи в этой области, без сомнения, были достигнуты — если в 1920 г. добыча донецкого угля была 4460,8 тыс. т., то в 1921 г. она достигла 5740 тыс. т. Другой крупной стройкой этих лет был Бакинский нефтяной район. Однако главное место в топливном балансе страны все еще занимали дрова.

Все же, несмотря на некоторые сдвиги в области промышленности, в целом сохранялся дефицит промышленных товаров и высокие цены на них.

Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали во­просы заготовки сырья и реализации готовой продукции. В то же время, пе­реход от «военного коммунизма» к НЭПу совершался в значительной мере методами «военного коммунизма»: группировка предприятий, разбивка их на тресты, распределение средств между трестами носили во многом бюро­кратический характер. Тресты создавались путем спешной ликвидации главков, нередко действующие предприятия объединялись с бездействую-щими, оборотных средств не хватало, да и те во многом представляли собой неликвиды. На рынке нередко устанавливались убыточные цены. В то же время вследствие значительной дефицитности бюджета государство отчуж­дало продукцию трестов не только ниже себестоимости, но и бесплатно.

Изменилось не только управление промышленностью, но и принципы ор­ганизации производства. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества и качества произведенной продукции. Внедрялся принцип ин- дивидуальной и коллективной материальной заинтересованности, вводились поощрения за экономию рабочего времени, топлива, сырья, за совершенство­вание производства. Для стимулирования работы руководителей предприятий ихозяйственных организаций начала применяться премиальная система. В первый год НЭПа использовались различные переходные меры к новой сис­теме заработной платы: коллективное снабжение, натуральное премирование; впоследствии решающее значение приобрела денежная оплата труда. К 1922 году в основном была отменена карточная система. В октябре 1921 года восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых това­риществ. В конце 1922 года с выпуска советского червонца начиналась де­нежная реформа. С того времени по март 1924 года в обращении одновре­менно был устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен шел в соотношении 1 червонец на 60 тысяч совзнаков (курс менялся в зависимо- сти от покупательной способности последних). К февралю 1924 года остав­шиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения.

Замысел авторов реформы (Г.Я. Сокольников и Л.Н. Юровский) был рас­считан на только на обеспечение внутреннего оборота твердой и устойчивой валютой, но и на отказ от экономической замкнутости, на выход на мировой рынок в качестве равноправного партнера, располагающего фактически кон­вертируемой валютой. Отсюда и принципиальное требование ориентации но­вой валюты не на довоенный золотой рубль с его исторической покупатель­ной способностью тех лет (1913), как предлагал А.Е. Преображенский, не на товарный рубль — на чем настаивал С.Г. Струмилин, а на тот «золотой рубль», который бы соотносился, с курсом золота и иностранных валют. (Оппоненты реформы отрицали необходимость установления связи червонца с курсами иностранных валют, поскольку советская экономика была факти­чески изолирована от мировой).

В результате реформы червонец превратился в наиболее дорогую валю­ту на мировом рынке.

Внедрялись в НЭПовскую экономику и элементы долгосрочного планирования. Первый такой план был подготовлен Государственной комиссией по электрифика­ции России (ГОЭЛРО) и одобрен на VIII съезде Советов в декабре 1920 года. В феврале 1921 года была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан). возглавил ее Г.М. Кржижановский. В Госплан входили крупные специалисты по важнейшим отраслям хозяйства, деятели науки и техники: И.Г.Александров. И.М. Губкин, Д.Н. Прянишников, С.Г. Струмилин, М.А. Шателен и др.

Наши рекомендации