Всероссийское Демократическое совещание.

До создания нового правительства власть перешла к «Совету пяти» (Ди­ректории):

Министр-председатель Керенский,

Министр иностранных дел Терещенко,

Военный министр ген. А.И. Верховский,

Министр почт и телеграфов Никитин.

Для решения вопроса об организации государственной власти 14 сентября 1917 г. в Петрограде было созвано Всероссийское демократическое совещание. На нем присутствовали 1582 делегата. Было решено, что будущее правительство должно быть ответственным перед представитель­ным органом демократии — Предпарламентом, формируемым из числа де­путатов Демократического совещания.

25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство (в него вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 «трудовика», 1 «неза­висимый» и 2 военных специалиста):

Министр-председатель А.Ф. Керенский (24.7-25.10)

Военный министр А.И. Верховский (30.08- 20.10.1917)

Министр вероисповеданий А.А. Карташов (5.8- 25.10)

Министр внутренних дел A.M. Никитин (04.09-25.10)

Министр государственного призрения Н.М. Кишкин (25.9-25.10)

Министр земледелия С.Л. Маслов (3-25.10)

Министр иностранных дел М.И. Терещенко (5.5-25.10)

Министр народного просвещения С.С. Салазкин (8.9-25.10)

Министр почт и телеграфов A.M. Никитин (25.7-25.10)

Министр продовольствия С.Н. Прокопович (16.9 — 25.10)

Министр путей сообщения А.В. Ливеровский (25.9 — 25.10)

Министр торговли и промышленности А.И. Коновалов (25.9 — 25.10)

Министр труда К.А. Гвоздев (2.9-25.10)

Министр финансов М.В. Вернадский (2.9 — 25.10)

Министр юстиции П.Н. Малянтович (25.9-25.10)

Морской министр Д.Н. Вердеревский (30.8-25.10)

26 сентября правительство заявило о своем намерении стать «твердой властью».

2 октября Временное правительство утвердило положение о Предпарла­менте, получившем наименование Временного Совета Российской Респуб­лики (предс. Н.Д. Авксентьев, заместитель председателя. ВД. Набоков). 7 октября, в первый день работы Предпарламента 53 депутата — большевика во главе с Троцким демонстративно покинули зал Совета республики.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В ПЕТРОГРАДЕ. II СЪЕЗД СОВЕТОВ.

УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Углубление общенационального кризиса.

Причины революции.

Ситуацию, которая предшествовала октябрьской революции 1917 г. в России, многие историки оценивают как общенациональный кризис.

Идет дальнейшее обострение экономического кризиса. За 1917 г. объем промышленной продукции в целом сократился на треть, осенью закрылось свыше 800 предприятий. Не хватает топлива. Приходит в упадок железно­дорожный транспорт — в рабочем состоянии оставалось не более 2/3 ва­гонного и локомотивного парка. Ускоряются рост цен и темпы инфляции — покупательная способность рубля упала до 6-7 довоенных копеек, цены с июля по октябрь в среднем утроились. Переориентация промышленности на нужды войны, дефицит промышленных товаров, рост цен на них привели к разрыву экономических связей между городом и деревней, а это повлекло за собой обострение продовольственного кризиса. Подвоз зерна в Петро­град в сентябре сократился наполовину, на основные продукты продоволь­ствия, начиная с лета, постепенно вводятся карточки; в Москве и Петербур­ге рабочие получали по 200 грамм хлеба в день. При этом цены на хлеб только за осень 1917 г. поднялись в два раза.

Положение ухудшал финансовый кризис — государственный долг в ок­тябре 1917 г. достиг 50 млрд. руб., в том числе — 11 (по другим сведениям — 12 млрд.) — зарубежным государствам.

Экономический кризис способствовал росту социальной активности масс. Растет стачечное движение рабочих: в сентябре-октябре в стачках уча­ствовало 2,4 млн. человек. Большинство стачек носит политический харак­тер: появляются лозунги передачи предприятий трудящимся, а власти — Советам. Руководили стачками профсоюзы и фабзавкомы.

В основе крестьянского движения лежали требования раздела помещичь­ей земли, отмены частной собственности на землю и уравнительного распре­деления ее между трудящимися. За сентябрь-октябрь только в 26 губерниях Европейской России произошло свыше 3,5 тыс. крестьянских выступлений.

Корниловский мятеж способствовал деморализации армии. На фронте бы­ли отмечены случаи отказа выполнять приказы. Ставкой было зарегистриро­вано в октябре около 140 массовых случаев отказа выполнять приказы ко­мандования, в том числе боевые, а также многочисленные отказы от окопных работ и занятий. Массовый характер приобретают братания с противником под лозунгом «Братание ускорит мир!». Особенно широкий размах это дви­жение получило на Западном фронте. Растет дезертирство — к середине сен­тября, по сведениям военного министра А.И. Верховского, самовольно поки­нуло армию свыше 2 млн. человек. Солдаты требовали устранить высший командный состав, замешанный в корниловском выступлении, наладить про­довольственное снабжение. Главным было требование мира.

В этих условиях, очевидно, многое зависело от того, какая партия обла­дает наибольшим авторитетом в народе и может возглавить социальное движение.

Наши рекомендации