Всероссийское военно-патриотическое

ВСЕРОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЮНАРМИЯ"

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

Летней военно-патриотической спортивно-оздоровительной

Лагерной смены

«ЮнармеецБелгородской области»

всероссийское военно-патриотическое - student2.ru

Г. Белгород

Г.

составитель:

Королёв Эдуард Викторович

Программа

по организации отдыха, оздоровлению и воспитанию детей во время летних каникул - «Летняя военно-патриотическая спортивно-оздоровительная

лагерная смена «Юнармеец Белгородской области»

Паспорт программы

Наименование программы Программа по организации отдыха, оздоровлению и воспитанию детей и подростков реализуемая в рамках «Летняя военно-патриотическая спортивно-оздоровительнаялагерная смена «Юнармеец Белгородской области»
Основания для разработки программы -повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; - все большее распространение в области информации казачьей направленности. - проблема формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма. - модернизация старых форм работы и введением новых тесно связанных с воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению; - необходимость использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Нормативная база · Конвенция о правах ребенка. · Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы" · Семейный кодекс РФ · Положение о лагере дневного пребывания · Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания · Правила по технике безопасности, пожарной безопасности · Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере · Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий · Должностные инструкции работников · Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра · Заявления от родителей · Правила регистрации детей при поступлении · Актприемкилагеря · План работы
Цели · Совершенствование системы военно-патриотического воспитания, закрепление практических и теоретических навыков, учащихся и воспитанников, полученных на занятиях по ОВС, кружках и секциях по военно-патриотическому направлению. · Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребёнка, его самопознания и самореализации, условий, сочетающих развитие ребёнка, укрепление его здоровья и организацию досуга во время летних каникул. · Оздоровление подростков и воспитанников через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в военно-спортивном лагере. · Развитие чувства любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской ответственности и сопричастности к развитию своей «малой родины». · Привитие уважения к старшим поколениям через ознакомление с историей, культурой и традициями Российской Федерации и Белгородской области.
Основные направления программы · оздоровление детей; · военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения; · формирование духовно-нравственной и эстетической культуры; · развитие творческих способностей детей; · трудовое воспитание.
Основные направления деятельности лагеря · военно-патриотическое; · спортивно-оздоровительное; · психолого-педагогическое; · художественно-эстетическое; · экологическое; · трудовое; · развитие детского самоуправления.
Задачи · Воспитание гражданственности, патриотизма; · Формирование у детей по­знавательного интереса к истории и традициям, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края; · Совершенствование физического и психологиче­ского здоровья учащихся.Создание теплой комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей созданию детьми ценности и целостности собственной личности, осознанию своей роли в коллективе, формирование навыков общения и эмпатии; · Совершенствование системы здоровье сберегающих технологий обученияи формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью; · Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка участников смены; · Профилактика среди подростков и воспитанников правонарушений и преступлений; · Творческий рост каждого ребенка через удовлетворение личностных потребностей в сфере художественного творчества, познание различных сфер эстетической деятельности, расширения креативного пространства смены, включение участников в различные виды деятельности; · Возрождение лучших традиций нравственного и патриотического воспитания.
Сроки реализации 2017-2018г.  
Оценочные показатели: · Укрепление физического и психологического здоровья детей, приобретение детьми навыков здорового образа жизни. · Увеличение количества подростков, желающих заниматься военно-прикладными видами спорта, воспитание патриотов своего Отечества. · Расширение кругозора детей в области истории родного края, его традиций и обычаев. · Развитие самостоятельности, умения и стремления работать в коллективе.
Основные исполнители: РШ Всероссийского военно-патриотическогообщественного движения "Юнармия"Белгородской области;  
Ожидаемые результаты 1. Воспитание чувства патриотизма. 2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. 3. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря. 4. Укрепление здоровья воспитанников, через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр ипроведение мероприятий на свежем воздухе. 5.Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом. 6.Воспитание уважения к родной природе. 7.Развитие творческой активности каждого ребенка. 8. Укрепление связей между разновозрастными группами детей. 9. Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере. 10. Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями. 11. Привитие навыков самообслуживания.
Управление и контроль за исполнением программы Департамент образования Белгородской области; Военный комиссариат Белгородской области (по согласованию); Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Белгородской области (далее – Региональное отделение ДОСААФ России Белгородской области) (по согласованию);
Разработчики программы Королёв Эдуард Викторович – Начальник регионального штаба ВВПОД «Юнармия»Белгородской области  
Объём и источникифинансирования - фонд социального страхования; - местный бюджет; - родители.




Пояснительная записка

Необходимость совершенствования работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи требует поиска новых моделей, методов и форм работы с молодежью, прежде всего, допризывного возраста. Необходима такая организация работы, которая обеспечивает физическую подготовку молодых людей, дает специальную теоретическую и практическую военно-прикладную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и создает условия дляпатриотического и гражданского воспитания молодежи.

«Летняя военно-патриотическая спортивно-оздоровительная лагерная смена «Юнармеец Белгородской области» дневного/круглосуточного пребывания - это успешная совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Участники смены имеют возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенному направлению деятельности, продемонстрировать свои способности и талант. Ведущее значение в программе уделяется формированию у детей, подростков гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия, морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях. Укреплению здоровья, закаливанию организма детей. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Поэтому, система работы в лагере предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, спортивное и трудовое воспитание. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного оздоровительного лагеря.

«Юнармеец Белгородской области»
Образовательный блок   Начальная военная подготовка в рамках учебно-полевых сборов  
Блок дополнительного образования   Основы военного этикета Краеведение  
Культурно-массовая деятельность  
Физкультурно-оздоровительная /Трудовая деятельность  

Концепция программы

Гуманистические идеи проекта связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности детей, постоянно подпитывать их познавательные интересы, и самое главное – способствовать полноценному личностному развитию в рамках военно-патриотического воспитания.

Реальное воплощение в жизнь этих целей возможно только на пути создания адекватных им условий отдыха в лагере. Незаменимым помощником в создании развивающей, комфортной для ребёнка среды может стать игра, включение её элементов во все сферы жизни лагеря.

Мы даем возможность ребятам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения.

Проведение смены в условиях военно-патриотического спортивно-оздоровительного лагеря обеспечивает удовлетворение одной из важнейших потребностей ребёнка – потребности в эмоциональной поддержке, дружеском участии: отряды – это взвода, участники – это солдаты, которым присваиваются «звания по службе».

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены. В лагере отдыхают около 100человек.Основной состав лагеря – это учащиеся в возрасте 9–15 лет.

Содержание программы

Вся деятельность программы лагеря делится на 5основных блока тесно взаимосвязанные между собой:

1. Образовательный блок или деятельность лагеря представляют собой учебные занятия с учащимися и воспитанниками лагеря по программе по «Основам военной службы» с проведением практических и контрольных занятий по вышеуказанной программе.

2. Цель занятий: закрепление знаний и навыков, полученных учащимися школ, воспитанниками в ходе учебного года по «основам военной службы». Встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, суда. Комиссии по делам несовершеннолетних, врачами- специалистами. Ветеранами ВОВ, участниками локальных войн, экскурсии по воинским частям с целью ознакомления быта военнослужащих, военной техники, оружия, посещение музеев боевой славы и т.д.

3. Физкультурно- оздоровительная деятельность лагеря состоит из ежедневного проведения в лагере соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися и воспитанниками лагеря и сдачи ими контрольных нормативов по физподготовке. Проведение внутри лагерной спартакиады по различным видам спорта, а также военно-прикладным видам спорта.

4. Культурно – досуговая деятельность лагеря: для учащихся и воспитанников во время проведения лагеря проводятся различные мероприятия военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также просмотр кино и видеофильмов вышеуказанной тематики.

5. Хозяйственно- трудовая деятельность строится на принципах содержания территории лагеря, жилых помещений, спортивных сооружений, бытовых помещений в образцовом порядке.

Для подготовки и проведения палаточного лагеря создаётся оргкомитет. В который входят представители:

Департамент образования Белгородской области;

Военный комиссариат Белгородской области (по согласованию);

Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Белгородской области (далее – Региональное отделение ДОСААФ России Белгородской области) (по согласованию);

и др.

Описание программы

Жизнь «Летняя военно-патриотическая спортивно-оздоровительная лагерная смена «Юнармеец Белгородской области» строится как сюжетно-ролевая игра.

Способ создания игровой ситуации – погружение в атмосферу необычного путешествия, куда входит:

- Разработка необходимой символики.

- Создание Совета Юнармейцев (модель детского самоуправления).

- Ведение полевых заметок и т.д.

Художественное оформление смены

1. Информационный блок – стенд.

2. Режим дня.

3. График работы кружков, секций, студий.

4. Маршрут смены (план смены).

5. Совет самоуправления.

6. Путевые/полевые заметки (отчёт отрядов о проведённой работе).

7. Стенды: «Дорога глазами детей», «Правила пожарной безопасности».

8. Оформление отрядов.

9. Название отрядов.

10. Девиз, эмблема, песня, другие символы.

11. Органы самоуправления (актив отряда).

12. Прочая информация, необходимая для деятельности.

ПОДПРОГАММА «МЫ БУДЕМ ЖИТЬ НА ЯРКОЙ ПЛАНЕТЕ»

Программа по формированию у детей экологической культуры и навыков бережного отношения к окружающему миру.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования у школьников экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

· Повышение интереса детей к изучению окружающего мира, природы Нижегородского края.

· Развитие творческих способностей детей, а именно, воображения, изобретательности.

· Воспитание здорового образа жизни, осознание детьми личной значимости в жизни планеты.

ПОДПРОГРАММА «ДОРОГА СОЛНЦА, СВЕТА И ДОБРА!»

Программа по формированию духовно-нравственной и эстетической культуры у детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания школьников как носителей культуры.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

· Приобщение детей к культурным ценностям.

· Создание условий для развития творческих способностей детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИГР.

1. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.

2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и длительным неподвижным сидением за столом.

3. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть на месте», эти игры способствуют развитию функции торможения.

4. Детей необходимо учить играть, не нарушая правил.

5. Заканчивая игру, необходимо отметить лучших, инициативных игроков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ИГР.

· Сюжетно-ролевые.

· Подвижные.

МЕСТО ВЗВОДНОГО (ВОЖАТОГО). Участвует в игре вместе со всеми.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

1. Начальник лагеря

2. Старший вожатый

3. Педагоги-организаторы: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию работы взводов и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, планируют и анализируют деятельность взводов.

4. Спецкадры (мед.работник, физрук, муз. работник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогического руководства работой органов самоуправления (совет здоровья – физрук), для организации досуговых мероприятий.

5. Педагоги дополнительного образования отвечают за содержание деятельности, художественно-эстетический уровень мероприятий по программе, результативность работы объединений и привлечение ребят к их деятельности, участвуют в подготовке общелагерных мероприятий, организации концертной деятельности, организуют консультативную работу и практическую помощь взводным, подготавливают творческие отчёты, мастерские, сценические площадки, «круглые столы».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети могут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить своё здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своём здоровье.

Целенаправленная эколого-краеведческая и военно-патриотическая работа расширит знания детей о мире.

Участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствуют развитию индивидуальных и творческих способностей детей. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе.

Таким образом, ожидаемые результаты работы лагеря следующие:

1. Организационные:

ü успешная реализация сюжетно-игровой модели смены (умение детей самостоятельно организовать и провести различные игры),

ü подведение итогов реализации программы (умение воспитанников самостоятельно провести линейку, посвящённую праздничному закрытию лагеря)

2. Методические:

ü творческий рост коллективов – участников смены (участие детей, отдыхающих в лагере, в органах детского совета самоуправления в течение следующего учебного года)

ü знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности;

ü налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества между коллективами детей (мониторинг уровня участия коллективов в КТД)

3. Воспитательные:

ü личностное и духовное развитие участников смены (соблюдение правил этикета каждым ребёнком),

ü физическое оздоровление (соблюдение санитарно-гигиенических правил является естественной необходимостью для каждого ребёнка, уменьшение уровня заболеваемости воспитанников),

ü получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества (представление работ на выставки детского творчества, мониторинг участия каждого ребёнка в индивидуальной и творческой деятельности)

ü знакомство участников смены с культурно-историческими ценностями.

Оздоровление детей

1. Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка детей.

2. Формирование умений и навыков заботы о своём здоровье.

- утренняя зарядка,

- спортивные игры, соревнования,

- закаливание,

- беседы по ПДД, пожарной безопасности,

- минутки здоровья.

Трудовое воспитание

1. Формирование навыков самообслуживания

2. Воспитание трудолюбия.

- трудовой час – ежедневно,

- дежурство в игровой, столовой, спальне,

- операция «Чистый двор» - еженедельно

В рамках реализации проекта выделяют следующие этапы работы лагерной смены:

1. Организационный этап:

· Распределение детей по отрядам.

· Осмотр детей медработником.

2. Адаптационный этап:

· Открытие смены

· Знакомство детей друг с другом и с правилами жизни в лагере.

· Выборы в Советы самоуправления и самоуправления.

· Разработка и изготовление отрядной символики.

· Изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей.

· Адаптация детей к режиму работы лагеря.

3. Основной этап:

· Составление отрядных планов.

· Работа творческих мастерских.

· Подготовка и проведение мероприятий по плану.

· Ведение заметок и оформление коллективных дел.

4. Заключительный этап:

· Подведение итогов работы.

· Награждение детей.

· Закрытие смены.

ПЛАН - СЕТКА РАБОТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВСЕРОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЮНАРМИЯ"

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

Наши рекомендации