Раскол как проявление социального протеста.

Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое сидение1668-1676.

После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи отказались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был на­значен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться при­знания новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппо­зицию, он поспешно вернулся в Москву.

После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сер­гий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и пере­бить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в монастырь был направ­лен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не покорились и на этот раз — Иосифа на архимандритское место не возвели, и книг не приняли. Царю были от­правлены две челобитные: «Соловецкая челобитная», изобличавшая ереси новой веры, и вторая, с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное вой­ско (около тысячи человек) с предписанием взять монастырь блокадой.

К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Ра­зина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную соци­альную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бель­цами», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогали осажденным.

В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрель­цам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из его защитников перебиты (из 500 человек в живых осталось 60).

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

Особенности культуры XVII в.

XVII в. завершает период средневековья, примерно со II половины века начи­нается развитие Новой культуры, отмеченной все большим обмирщением, утверждением светского начала, определенным сближением с Западной Европой.

Большое влияние на развитие культуры XVII в. оказали события обще­ственно-политической жизни (Смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике).

Просвещение.

Важным показателем и одновременно условием развития культуры являет­ся просвещение. Грамотность распространялась' преимущественно в городах и среди мужского населения (24% посадского населения), Это было связано с оживлением торгово-промышленной жизни, усложнением системы государст­венного аппарата (в Москве 1600 дьяков служили в приказах). В XVII в. суще­ствовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: Букварь В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), «Грамматика» М, Смотрицкого 1648 г., «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 г. Но в основном обучение грамоте происходило по Псалтырю и другим религиозным текстам.

Потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Исполь­зовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учителя. В 1649 г. открылась школа Ф. Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском мона­стыре. Здесь преподавались греческий, латинский языки, философия, ритори­ка. В 1640-е гг. была также открыта школа Епифания Славинецкого в Чудо-вом монастыре, в 1665 г. — школа Семиона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (Семион Полоцкий — выходец из Белоруссии, обученный русской грамматике, латыни). В 1681 г. по инициативе патриарха открыта Типограф­ская школа, которую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил.

В 1682 г. в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды. В 1686 г. было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, в котором открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. Целью Академии была подго­товка грамотного духовенства и приказной администрации. В ней препода­вались и духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика, философия и> богословие, славянский, греческий, польский и латинский языки. Однако, после ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь, академия постепенно пришла в упадок.

Наука.

В науке шло дальнейшее накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического ос­мысления, системы.

Большое распространение получили переводные компилятивные трактаты на различные темы, однако переводчики нередко пренебрегали теоретической частью, обращая внимание лишь на практические рекомендации и, кроме того, механически сводили сведения, почерпнутые из различных источников, допол­няя их вполне оригинальным авторским текстом. Из сочинений такого рода можно назвать «Книгу сошного письма», содержащую сведения по геометрии, применению геометрических знаний при измерении земельных площадей и , т.д., «Устав ратных, пушечных и др. дел, касающихся до воинской науки» Они-сима Михайлова (1621 г.). Широкое распространение получили различные «Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Бенедиктова (фармакология), «О строении тела человеческого» — перевод Епифания Славинецкого.

XVII век — век великих географических открытий. В 1675-1678 г. совер­шил научную экспедицию в Китай О.Н.Спафарий. По материалам экспеди­ции было составлено «Описание первыя части Вселенный, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 г. голландец Исбрант Идее совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и Петра Алек­сеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, от­крыл Яну и Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и об­следовал его побережье между р. Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (при­ток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследо­ван в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стадухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь.

Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI-XVII вв. (по одним сведениям — при Иване Грозном, по другим — при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 — «Чертеж Сибирской земли».

Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Суще­ствуют многочисленные списки различных исторических сочинений — Ска­зания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведе­ние, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, — «Синопсис» Иннокентия Гизеля — появилось в 1678 г.

Литература и общественная мысль.

Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи — «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, централь­ная фигура Сибирских летописей — Ермак Тимофеевич.

Сквозной темой значительного количества литературных произведений стало осмысление событий смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летопи­си»); обоснование принципов абсолютизма (Юрий Крижанич «Думы политич­ны», «Политка», Симеон Полоцкий).; проблемы, связанные с экономической жизнью страны (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын, А. Ордин-Нащекин и др.). К этому времени относится выдвижение идеи самодержавия для блага подданных (Ю. Крижанич). Те же мысли, что и Ю. Крижанич, высказывал С. Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, цен­ность человека видел,не в его происхождении, а в моральных качествах, знани­ях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном аб­солютизме». Рядом авторов (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государ­ства, предлагаются проекты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преобразований — А. Ордин-Нащокин — автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части админи­стративных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений.

Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык Становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лек­сики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литера­турных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных обра­зов. Появляются новые жанры:

демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Каля-зинская челобитная» и др.);

жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой — сын Ульяны, муромский дворя­нин Дружина Осорьин);

автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, осве­щающее события церковного раскола середины XVII в.);

бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральной становится тема столкнове­ния двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.

Широкое распространение получила переводная художественная лите­ратура: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей...».

В XVII в появляется силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге по­следнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Си­меон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого — Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

Архитектура.

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа:

1) первая треть XVII в. Общий характер архитектуры этого периода мало от­личается от архитектуры XVI в. Продолжается строительство шатровых храмов. В 20-х годах проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появление неболь­ших по объему бесстолпных каменных храмов. Но внешняя отделка этих храмов напоминает традиционные крестово-куполные постройки. Постройки этого периода: Церковь Покрова в Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церквям Го-дуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля. Из архитекторов, работав­ших над реставрацией и достройкой Кремля можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова.

2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается формирование Московского стиля или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живопис­ная асимметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, которая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, от­каз от вертикализма, характерного для шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной осью постройки). В последних постройках шатрового стиля появляется два или даже три шатра одинаковых по высоте. Типичным для Московского стиля становятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, набор­ные кирпичные наличники окон, использование поливных изразцов для де­кора, в том числе, и фасада и т.д. Постройки этого периода: Церковь Рожде­ства Богородицы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685).

Характерной особенностью этого этапа является строительство посад­ских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увековечили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скри­пни), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.

3) конец XVII в. Происходит отход от старых приемов, утверждение зодчества Нового времени, победа светского начала. Постройки этого периода: Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитектор Старцев, Ковлев).

Появляется новый стиль — «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарыш­киных). Основные черты этого стиля — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сло­жились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая при­менение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образ­цы — церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов).

Примеры гражданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова.

Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Мо­нетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретен­ские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701).

Изобразительное искусство.

В живописи рубежа XVI-XVII вв. сложились два художественных направ­ления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них харак­терны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чирин, Никита, Наза-рий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусст­ва; характерная особенность — очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.

Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззре­ний. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на ико-нопйсание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконо­писной традицией, основное внимание направлено на художественную, эс­тетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова — «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взгля­дов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.

Происходят значительные изменения и во фресковой .живописи. Изо­бражения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повсе­дневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода — Ярослав­ские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.

Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев).

В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.

Церковный раскол.

Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились от­ражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной сто­роны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоя­тельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения[31].

Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком вы­соконравственное поведение стало постоянным предметом сатиры XVII в. Не­довольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись «беспоповские» ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочислен­ных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и па­ствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных ие­рархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства — оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не «боем», а об­личениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. кружки «ревнителей благочестия», которые боролись за очищение церкви «от скверны». Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули буду­щий патриарх Никон (в тот момент — архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сбли­зившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необхо­димости церковных преобразований — было издано несколько указов, исправ­ляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.

В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославян­скими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено кре­ститься тремя; слово «алилуия» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д.. «Ревнители благочестия» попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного че­ловека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапон­тов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки «градских властей», и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие «ревнители благочестия» были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена прак­тика суда светского учреждения над духовенством.

Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовен­ства и замедлили процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

Правление царевны Софьи.

После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682) оста­лось два брата — Иван Алексеевич (сын Алексея Михайловича и Марии Ми-лославской) и Петр Алексеевич (сын второй жены Алексея Михайловича — Натальи Нарышкиной).

15 мая 1682 г. в Москве начался бунт — собравшиеся со всех приказов московских стрельцы двинулись к царскому дворцу, по пути убив князей Юрия и. Михаила Долгоруковых, Ивана Языкова, Артамона Матвеева и братьев Натальи Кирилловны — Ивана и Афанасия Нарышкиных, разгро­мили Стрелецкий и Холопий приказы.

В результате 23 мая были «выкрикнуты» на царство, а 25 июня — венчаны Петр Алексеевич и Иван Алексеевич (первый — малолетний, второй — слабоум­ный). Поэтому власть фактически оказалась в руках царевны Софьи и поддержи­вавших ее Василия Голицына, Ивана Милославского и др. Однако через некото­рое время Софье и обоим царям пришлось покинуть Москву и остановиться в Троице-Сергиевом монастыре, поскольку восстание не прекращалось. Власть в Москве захватил князь Иван Андреевич Хованский. И только после казни Хован­ского (21 сентября 1682 г.) Софья, Наталья Кирилловна, Петр и Иван возвраща­ются в Москву. Началось семилетнее правление царевны Софьи (1682-1689).

Историки по-разному оценивают этот период. Значительная часть счи­тает, что, хотя сама Софья была весьма умна, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи, каких-либо радикальных преобразований ни она, ни ее окружение не хотели. Другие, напротив, полагают, что, поскольку Софья во многом опиралась на В.В. Голицина, ее правление было попыткой реали­зации его программы.

Прежде всего, следуег отметить усиление органов дословного представитель­ства в центре и на местах: Голицын руководил в 1681-1682 гг. двумя комиссиями Земского собора, в 1684 г. восстановил ранее упраздненный институт губных старост. Одновременно шло укрепление центрального госаппарата: дела, касаю­щиеся определенных сфер экономики и политики, были переведены в ведение нескольких отдельных приказов. Административная политика сопровождалась укреплением финансовой системы: в 1679 г. был введен новый налог — стрелец­кие деньги, — шедший на содержание армии.

Расширяются контакты с Западом и борьба за южные плодородные зем­ли: Голицын расширил связи России с Европой, доброжелательно относил­ся к иноземцам и около 15 лет участвовал в борьбе против Крыма. Активная внешняя политика была бы невозможна без военных реформ: Голицын за­ботился о создании регулярных полков. С улучшением боеспособности ар­мии была связана борьба за отмену местничества: Голицын добился отмены местничества в 1682 г.

Компромисс с церковью позволил расширить просветительскую дея­тельность: была основана Славяно-греко-латинская академия. Сильвестр Медведев участвовал в создании первой светской типографии и боролся за создание университета.

Между тем, Петр достиг совершеннолетия и женился (в январе 1689 г.) на боярской дочери Евдокии Лопухиной.

Софья попыталась воспользоваться помощью стрельцов и отстранить Петра от престола.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. было распространено подметное письмо, в котором говорилось, что потешные полки идут на Москву прибить Со­фью, царя Ивана и их ближних людей. Кремль занял отряд стрельцов, за­перли все ворота. Еще один отряд собрали на Лубянке. Той же ночью двое стрельцов прибыли в Преображенское и предупредили Петра о готовящем­ся перевороте. Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда же отправля­ется Наталья Кирилловна, Преображенский и Семеновский полки, а также верный Петру стрелецкий полк Сухарева.

13 августа Софья посылает в Троицкий монастырь боярина Ивана Трое­курова, а позднее — патриарха Иоакима, чтобы они уговорили Петра вер­нуться в Москву. Однако Петр не вернулся, а гонцы Софьи остались с ним, 27 августа начался переход стрельцов из Москвы в лагерь Петра.

29 августа Софья сама отправляется в Троицкий монастырь, но в десяти верстах от монастыря ее встречает Троекуров и велит ехать обратно.

Только в начале сентября Петр вернулся в Москву. Начальник Стрелецко­го приказа Шекловитов и другие сподвижники Софьи казнены, Голицын с сыном и женой сосланы, а сама Софья заключена в Новодевичий монастырь.

Правление Софьи на этом заканчивается, однако реальная власть сосредо­точивается в руках Петра и Льва Кирилловичей Нарышкиных. Положение на­чинает меняться только после смерти Натальи Кирилловны (25 января 1694 г).

Со смертью царя Ивана V Алексеевича (29 января 1696 г.) установилось единовластие Петра.

В марте 1698 г., во время пребывания Петра I в Англии, четыре стрелец­ких полка двинулись из Азова на Москву. В Москве по рукам ходили пись­ма от имени царевны Софьи, призывавшей своих сторонников на защиту трона и алтаря против государя мятежного и нечестивого. В конце июня повстанцы были разбиты и казнены.

25 августа Петр возвращается в Москву и следствие возобновляется. Софья, после допросов и пыток, пострижена в монахини под именем Сусанны и заключена в узкую келью Новодевичьего монастыря (умерла в 1704 г.), ее сестра пострижена под именем Маргариты в Успенском соборе; Евдокия Федоровна Лопухина пострижена в монахини под именем Елены в Суздальский Покровский женский монастырь.

Указом 11 сентября 1698 г. стрелецкие полки распущены, а 30 сентября 1698 г. в Москве начались казни стрельцов. Петр сам участвовал в казнях и того же требовал от своих приближенных. Несколько десятков стрельцов бы­ли повешены на Девичьем поле, около монастыря, а также у стрелецких изб.

После подавления стрелецкого восстания Петр приступает к целому ря­ду преобразований.

Некоторые историки считают, что Петр I проводил преобразования на протя­жении всего своего правления, что специального плана проведения реформ не было. Существует точка зрения, что реформы Петра выросли под воздействием военных потребностей России. Другие же исследователи, напротив, считают, что проведение реформ было спровоцировано не только посещением Европы (ука­завшим основные направления преобразований), но и стрелецким бунтом, до не­которой степени предопределившим методы проведения реформ. Эти исследова­тели склонны считать проведение реформ планомерным и логичным.

Наши рекомендации