Вопрос 6. Специфика социального пространства и времени (их проявление в той сфере человеческого мира, которая является предметом изучения данной науки

Связаны с особенностями существования всего сущего – связаны с пространственно-врменными характеристиками сущего.

Мир вещей – это мир конституируемый пространством. Декарт, различая две субстанции (мыслящую и телесную), говорит, что телесная связана с пространством. У вещи можно отнять любые свойства, кроме одного – занимать место в пространстве. Даже если вещь свести к точке (как в механике), то пространство все равно занято (точкой). Это и есть особенность материальной вещи. Для обозначения этого свойства материальной вещи Декарт ввел понятие «координаты» (система координат), основатель аналитической геометрии.

В геометрическом пространстве все направления пространства равнозначны, поэтому пространство изоморфно и изотропно и все точки пространства равны. Нет привилегированных направлений и нет привилегированных точек.

Для организма существуют различия в пространстве. Эти различия выявляются границами существования организма. Есть благоприятные пространства, и есть неблагоприятные. И тогда появляется понятие для пространства - «среда». Ареал существования вида животных – это не просто расположение живых существо относительно друг друга и других тел, а место взаимодействия организма с окружением, в ходе которого формируется экосистема, в которой каждый организм выполняет опр.функцию и придает стабильность системе. Пространство жизни организуется обметом веществ между организмом и окружением, поэтому оно всегда определенно, имеет пределы, границы. Мерой этого пространства выступает способность организма к выживанию.

Эта дифференцированность пространства и появление в нем разнообразия усиливается при переходе к человеческому миру. В социальной действительности пространство не только выступает как благоприятная среда для жизнедеятельности человека, оно наполнено смыслом и становится гетерогенным, неоднородным. Он также связан физическим пространством (пространство нашей планеты), но это пространство приобретает разный смысл. Человек организуется пространство и модифицирует его. Благодаря этому в человеческом пространстве появляются привилегированные точки, направления (например, пространство аудитории ориентировано на кафедру лектора доску, поэтому расположение вещей и людей в данном пространстве определено привилигированным положением этой точки. В конце концов, в чел.пространстве всегда есть различение точек «здесь» и «там», который имеют разный смысл для действующего человека и организуют его пространство. Появление привилегированных точек и является тем моментом, который вносит человеческое действие в организацию пространства. Обретение социальным пространством своей определенности связано с локализацией мира значений. Произошедшее в глубокой древности разделение мира на две «среды обитания» - на мир обыденный (profanum) и мир священный (sacrum) отнесло к последнему наиболее значимые ценности чел.жизни и придало ему статус высшего мира. Мир сакрального – не от мира сего. Хотя высший мир локализуется за пределами этого мира, но он имеет свое представительство и в этом мире – жертвенники, святилища, захоронения умерших предков.

Особенностью социального пространства является наличие в нем глубины, укрытого, внутреннего. Внутреннее требует особого отношения – отношения постижения и понимания. Когда человек действует с вещами, он устанавливает между ними пространственные отношения, в результате чего возникают различные вещные ассоциации (квартира, город), но возникающие в этих ассоциациях расположения вещей друг относительно друга определяются не вещами, а прежде всего направленностью, целью действия человека. Цель и есть внутреннее основание, смысл пространственных отношений вещее в социальной действительности, она требует понимания в сознании человека. Дом как жилице – организованное человеком пространство, в котором четко разделяются внешнее и внутреннее пространства. Внутреннее пространство укрыто от посторонних глаз, допуск в него требует разрешения. Дом – хранение смысла, отсюда начинается путь жизни человека, и здесь закладываются основы распознавания всех других смыслов.

Это действие членит пространство, появляются разные типы пространства, в которых существует и действует человек:

- пространство вещей – цивилизационное пространство. Цив-я- особая ист.форма орг-и общ.жизни, проявляет себя в способе упорядочения вещной среды, созданной и используемой человеком, а также в способе вещного оформления общ.отношений людей. Цивилизация по исходному смыслу – организованное человеком пространство (цивитас – город). Когда человек начал строить города, появляется особое состояние его жизни – цивилизация. Аграрная и технич.цивилизация отличаются той предметной средой, которую они создают и в которой протекает общ.жизнь. Цивилизация – это всегда набор вещей, но не только, еще и действия, которые совершаются в физическом пространстве. Цив-я обнаруживает себя в характере и содержании общ.деят-ти чел-ка, но в любом случае для всех феноменов цив-и важно ихпроявление в мат.-структурных особенностях вещно-предметной среды. Шпенглер: различая, культуру и цив-ю определил последнюю как окоченевшую культуру. Эразм Ротердамский – работа посвящена правилами действия человека, там употребляется слово «цивитас» (как столовыми приборами пользоваться, вести себя за столом – зримо воспринимаемые действия человека). Цивилизация городская – деревенская, оседлая – кочевая. Конечно, цивилизация не сводится к вещам и предметным действиями человека, но она конституируется ими.

Собственно социальное пространство.Пространство общения, которое проявляется в способах действия человека относительно другого человека, его жестах, поступках. Это поведенческое пространство, пространство общения людей. Поведение всегда выражается в определенных телесных движениях, которые, располагая тело и его части в физ.пространстве, определяют положение человека не относительно каких-то физ.точек, а относительно других людей. В отношении этого человека я могу это делать, в отношении другого – не могу, хотя они находятся в одном пространстве, т.к. есть социальная позиция человека. Подданный склоняется перед государем. Это позиционное различение людей есть социальное пространство. Оно организуется системой социальных групп, существующих в обществе. Общественный статус - точка социального пространства, характеризующаяся присущими ей обязанностями и правами.

Сорокин: есть социальные координаты – те группы, с которыми человек связан. Отсюда идея социального перемещения – мобильности.

Это социальное пространство тоже как-то модифицирует физическое пространство, потому что позиции обладают способностью располагаться в определенных местах. Привилегированные классы не живут в подвалах, занимают привилегированные районы (бельэтаж - ,elle etage), способность преодолевать физ.расстояние для представителей разных классов также различается. Организованность социального пространства демонстрирует социальные позиции людей.

Культурное пространство. Это пространство значений и тех смыслов, которые входят в культуру. Здесь также существует проявление отношений смыслов и значений в пространственных отношениях. В т.ч. и в физическом пространстве. Культурное пространство обнаруживает себя в границе. Граница – форма существования культурного пространства. Поэтому культурное пространство оказывается пространством различия или различАния (Деррида), т.е. такой сферой в которое каждое образование получает свое собственное определение через отсылания, через связи, определяющие сходство и отличие данного значения. Например, Черный квадрат Малевича не может быть понят без помещения его в целую систему ассоциаций, в которой появляются и различные технические конструкции типа башни Эйфеля, социальные катаклизмы анчала 20 века, изменения представлений о мире благодаря Эйнштейну и Фрейду. Дифференцируя значения, пространство культуры конституирует области культурных значений, которые опзволяют человеку ориентироваться в культуре и определять свою позицию. Такими областями выступают значения «своего-чужого», «священного-обыденного», свободы-зависимости, исходного-производного. Имея дело с опр.значениями и осваивая их, индивид одновременно позиционирует себя по отношению ко другим культ.значениям.

Высшие ценности, низменные побуждения… - пространственные характеристики, которые применяем к непространственным вещам. Эта значимость каких-то культурных артефактов – проявляется в том, какое место они занимают в культурно-организованном пространстве. В музее есть наиболее значимые места (выделяются освещением) – там вывешены наиболее значимые артефакты, совсем не значимые – в запасниках. Границей культурного пространства выступает язык. Для того, чтобы включиться в научную деятельность, надо знать язык науки.

Началом существования человеческого мира было разграничение значимого и незначимого. Поэтому исходным пунктом человеческого существования было появление границы значимого и незначимого. Такой границей была граница сакрального и профанного. Когда человек положил камень и сказал, что это не камень, а алтарь, он объявил о существовании пункта значения. Это разграничение сакрального и профанного является знаковым моментом появления человеческого мира. Нет ни одной культуры, где бы не было этого различия. Эллиади (Илиада??? Эллада???): появление идеи сакрального является и свидетельством появление религиозного человека. Конев: это свидетельство появление и человека (культурного). Кант: Бог – это необходимый постулат практического разума. Достоевский: без Бога нет морали. Потому что для человека важно различение Да/нет, только так появляется смысл. Это исходные понятия для культуры, это то, что можно назвать априорными культурными представлениями. Нет и не может быть культуры без этого различения значимого – незначимого, сакрального и профанного.

Мир особого пространства (мир не от мира сего) он становится высшим миром, с которым человек должен считаться. Долгое время история существовала, потому что было начало высшего мира.

Четвертый тип социального пространства– пространство сверхъестественного мира.Любое человеческое действие по этим пространственным направлениям себя реализует.

Следующее значимое отличие человеческое мира – связано с его отношением ко времени.

Время – форма существования всякого сущего. Всякое сущее связано со временем и пространством, но тип связи будет различным. Если связь с пространством для вещи конститутивна, то с временем – факультативна. Это, конечно, условно (для микромира время значимо). Для вещи время скорее разрушительно (т.е. время все же влияет на вещи, они изменяются со временем, но не это изменение делает вещь вещью). Поэтому классическая наука Галилея и Ньютона рассматривала время как абсолютно независимую от вещного мира форму существования тел, а не как атрибут, свойство какой-то субстанции. Время было лишь мерой движения, величина измерения, абстракция длительности.

А для живых организмов – это конститутивный элемент. Жизнь непосредственно связано со временем (начала, жизнь, прекращение жизни). Время членит жизнь, деятельность на периоды. Время встроено в структуру организма: всякий организм обладает инстинктом самосохранения – дления своего существования, избегает опасности. Всякий организм обладает способностью продлевания своего существования. Это тоже встроено в его структуру. Инстинкт продления рода – также временной инстинкт. Здесь время перестает быть длительностью, оно оказывается определенной жизнью. А жизнь – это такая связь различных элементов, которая позволяет ей сохранять себя, постоянно восполняя теряемые элементы такими же. Обмен и связь вещество, обеспечивающие жизнь, и есть то, что дает длительность, т.к. именно соединение и разъединение элементов конституируют последовательность состояний. Поэтому время жизни – не последовательность безразличных организму моментов (секунд, часов, лет), а состояние связанности веществ, способных обновляться. Действия организма имеют начало и конец, поэтому время жизни организма проявляет себя в определенных состоянихя, которые сменяют друг друга, образуя ритм жизни.

Для человеческого мира время еще более значимо, чем просто для организма. Время – есть пространство социальной жизни (Маркс). Человеческий мир – это реализация времени в действиях человека. Именно человек и его действие структурируют время, появляются в длительности разные смыслы, которые зафиксированы в разных ипостасях времени. Любое социальное явление есть объявление времени, оно порождено им и живет им. Время конституирует саму социальность как особую реальность, реальность осмысленного действия. Смысл существует через отнесение, а отнесение включает в себя два момента – то, что наличествует здесь, и то, что объявляется благодаря отнесению. Этот переход (от ткани к государству = флаг) есть воплощение времени, объявление самого времени ибо здесь связывается воедино в настоящем то, что было (ткань) и то, что должно быть (гос-во).

Событие – клеточка социальной жизни, любой фрагмент социальной действительности может быть представлен как событие или связь событий. Любая деятельность человека – событие, входящее в мир со своим содержанием и смыслом. Событие как феномен включает в себя два начала: 1) событие – всегда свершение, оно совершается, т.е. возникает, появляется во времени и тем самым открывает сущ-е времени; 2) событие есть нечто единое и цельное, завершенное в себе образование, это множ-ть данная как единство и целостность. Это и делает его феноменом времени: множество различного м.б. единством только тогда, когда все его элементы даны сразу, в одном, когда они одновременны. Событие – это состояния, стояние в определенности, сохранение определенного смысла, который и существует в связях отнесениях. Порождая событие, деятельность человека придает времени как длительности опр-ть и выделяет его ипостаси. Бытие совершаемого события открывает время как настоящее время.

Прошлое, настоящее, будущее – результат человеческой деятельности. Именно в действии человека проявляется различение длительности этих состояний –настоящего, прошлого, будущего.

Физическое представление о времени связано с представлением в виде стрелы, поэтому настоящее неуловимо. Настоящее – не мгновение, постоянно возникающее и тут же исчезающее в прошлом, не точка, бегущая по стреле времени. Настоящее и есть действительно существующее время. Нет другого времени кроме настоящего. Это состояние действия, когда у действия цель не реализовалась. Это состояние действия между постановкой цели и ее достижением. Это то, что действительно есть в акте деяния. Настоящее длится, пока событие сохраняет свою определенность. Это время совершения деят-ти. Чел-к м.б. связан с разными настоящими: сейчас лекция, сейчас я студент (это сейчас много дольше), сейчас наша страна переживает сложное время.

В языке это фиксируется непосредственно. В русском языке слово «настоящее» - два смысла: 1) это то, что сейчас протекает; 2) это действительное, реальное. Язык схватывает сущность настоящего, которое только и является подлинным временем.Поэтому человек связан с разным настоящим, пока совершается какое-то действие.

И прошлое, и будущее существуют относительно настоящего. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Прошлое как его нижний горизонт, будущее – как верхний горизонт. Прошлое – это всегда реконструкция, рассказ, наррация. Будущее – это попытка перебросить что-то из настоящего. Связь прошедшего и будущего, которая организуется деятельностью, и есть связь времени – настоящее время. Организация времени действием человека рождает различие настоящего, прошлого, будущего.

Наряду с этими тремя ипостасями времени, рождается 4-я ипостась – вечность. Обычно вечность противопоставляется времени, т.к. она несоизмерима со временем своей бесконечной длительностью, либо потому что в ней ничего не происходит или все уже произошло. Вечность может опр-ся количественно (доведения идеи дления до предела). Вечность может опр-ся качественно, здесь важно сущностное отличие вечности от длительности, от дления как такового. Вечность не длится, а несет в себе саму значимость времени для человека. Это есть вечное настоящее. Стремление к вечности – стремление к высшему состоянию. Идея вечности – это тоже время. Это идея, в которой выражена ценность времени для человека, для человеческого деяния (для настоящего). Вечность – это такое время, в котором сосредоточено ценности человеческого существования, человеческих действий. Относительно вечности оцениваются поступки человеческие и ситуации.

Есть еще один способ реализации времени (ипостась) – миг, вдруг. Это состояние времени оказывается таким состоянием, в котором прорывается вечность, в котором прорывается действительность, кардинально меняющая течение человеческой жизни. Особенно любил это состояние Достоевский. Любимое слово – «вдруг».

Эти разные способы членения длительности, которая является психологическим пониманием времени, эта способность к членению - особенность человеческого существования. Успех конкретной человеческой жизни – результата его умения членения времени, умения пользоваться временем (моментом, мигом). Этому надо учить. До этого нужно доходить интуитивно, как Фауст у Гете (Мефистофель подавал эти моменты). Только когда Фауст стал сам трудиться, создавать ситуации своей жизни, он понял, в чем суть прекрасного мгновения.

Значимый момент относительно модернизации России. Два любимых момента в истории России – смута и модернизация. Петр – как создание империи. Главный - чиновник. Система образования построена для подготовки чиновника. Советская модернизация – связана с индустриализацией. Главный – инженер. Сейчас – инновация. Главное – уметь пользоваться моментом. Творческая личность для этого не подходит. Главное – умение изобретение воплощать в действительность (тот, кто воплощает – главный). Это менеджер (организатор). Дягилев (пример такого человека): собрать творческих людей и что-то сделать, сделать значимой социальной фигурой. Стасов («могучая кучка», передвижники).

Ценность – объективация времени. Человека различает наличные средства и основания деятельности по их отношению к времени. Всякая деятельность обращается к 3 типам ресурсов: 1) ресурсам, хранящимся в мемориалах; 2) ресурсам, представленным в идеалах; 3) ресурсам, данным в капиталах. Мемориал открывает для деят-ти прошлое – традиции. Ценность мемориала опр-ся вложенным в него опытом прошлых поколений. Идеалы открывают для деят-ти будущее – это проекты общ.преобразований, различные утопии. Ценность идеалов открывается перспективой будущего. Общ-ва, ориент.на идеалы – об-ва революц.типа, для которых настоящее всегда не устроено, и все помыслы его членов устремлены к будущему. Капитал открывает для деят-ти настоящее – это материальны, дух.и чел ресурсы. Термин капитал здесь обозначает все основания деят-ти, которыми деятель может сам-но расп-ся. Ресурсы мемориала или идеала могут становиться капиталом, когда они переходят в полное польование деятеля, подчиняясь его устремлениям. Наиболее очевидно это в понятии стоимости. Стоимость товара – время, затраченное на его производство. Ценности культуры. Артефакт культуры тем более ценен, чем он старше. Писатель умерший более значим, чем писатель живущий (это видно, в том числе, и на примере размера статьи о писателях).

Т.о. время в чел.дейст-ти выступает, прежде всего, как состояние дейтельности, период сохранение данного состояния. Поэтому соц.время – всегда интервал, период соц.жизни, отрезок инд.жизни. всякое состояние им.свои границы, поэтому соц.время – не поток, не абстрактная длительность, а время начала и конца. Ритм, организуемый сменой состояний, вырастает в календари. Первые календари отражали аграр.деят-ть чел-ка. Потом за основу стали брать чередование небесных явлений. Восход и движение солнца, луны, планет говорили о благоприят. Или нет в периодах в жизни человека. Чел-к индуст.и постинд. Общ-ва, считающий время с пом.механич.или электронных часов, потерял представление о времени как о содержательном времени, оно стало движением стрелок

Мир особым образом организует пространство и время действия, в котором оно реализуется. Благодаря действию время приобретает свои характеристики. Пространство и время всегда находятся к корреляции, в единстве. Время и пространство теории относительности Эйнштейна в социальной действительности не осознавалось как некое единство, но реализовывалось. М.М.Бахтин вводит особый термин для этого единства пространства и времени в социальной человеческой жизни – хронотоп. Он говорит о хронотопе в литературном произведении, показывая, что там особым образом конституируется время и пространство. Но мы можем сказать, что хронотоп существует и как социальное единение времени и пространства, ибо для любого социального действия пространство и время выступают как некоторые (не только необходимые формы существования) формы организации действий и жизни. Например, «время праздника» подразумевает особые способы организации пространства – украшаются улицы, вывешиваются гирлянды и пр. Это всегда время особым образом организованного пространства. Хронотоп – это проникновение пространства и времени друг в друга благодаря деятельности человека, которая осуществляется в пространстве человека и в этом времени. Когда мы осуществляем какие-то социальные действия, мы должны учитывать хронотоп. Именно с этим связано понимание того, что всякое социальное действие конкретно. Оно всегда проявляется как определенное событие, которое имеет свое лицо, свое время свершения и пространство, в котором оно организовано.

Наши рекомендации