Воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика.
Драматические события XV-XVI вв. стимулировали развитие литературы. Появляются новые жанры, изменяются уже существовавшие.
Летописание — после монголо-татарского нашествия приходит постепенно в упадок. Летописи XIV в. носят зачастую локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV — начало XV вв.: в 1408 г. составлен Первый общерусский свод; в Москве в начале XV в. составлена Троицкая летопись, погибшая в Москве во время пожара 1812 года.
В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия, главная идея — союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.
В 1480 г. составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил и Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в.
В XVI веке официальный характер летописания усиливается. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается погодность изложения; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам, например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.
Самым официальным историческим произведением XVI в. была «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ивана Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).
Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (в основе две легенды, положенные в основу «Сказания»: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа; Владимир Мономах получил регалии от византийского императора Константина Мономаха) доказывали права Московских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержавную форму правления.
Хронографы (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории). Первый русский хронограф 1442 года составлен сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г.
Жанр воинской повести. В основе произведений этого жанра лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести — светские произведения, близкие к устному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии («Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии от царя Тохтамыша»).
Житийная литература также несколько политизировалась. Церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Составлены «Житие митрополита Петра», житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели — Епифаний Премудрый, митрополит Киприан.
Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина, посвященный его путешествию в Персию, Индию, и другие страны Востока в 1466-1472 гг.), «Хожения» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Большое значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Цель: собрать воедино «все книги четьи, яже в Русской земле обретаются». В результате был
создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.
В публицистике XIV-XVI вв. выделяются несколько основных направлений. Вопросам становления государственности, полномочиям и образу царя, образу централизованного государства как такового были посвящены сочинения псковского старца Филофея (Москва — Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление — религиозные и еретические учения. Сохранилось значительное количество сочинений, как ортодоксальных авторов, так и еретиков.
Русская церковь в конце XV— начале XVI вв.
Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви — были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв.
В 1439-1441 г. митрополит Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церквями и, соответственно, признал верховную власть папы Римского. В 1441 г. Василий II приказал арестовать митрополита. В 1448 г. в Москве без санкции патриарха Константинопольского митрополитом был избран епископ рязанский Иона. А вскоре после падения Константинополя под ударами османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси (около 1480 г. в архиерейскую присягу было даже включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епи-скопии); русская церковь стала автокефальной.
В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Киевскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Украины с Россией.
В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей обратился с посланиями к Василию III, в которых развивал идею о Москве — «третьем Риме», мировом центре истинного православия.
В конце XIV — нач. XV в. во Пскове, Твери и Новгороде распространилась ересь стригольников[18]. Еретики выступали против высшего духовенства, ссылаясь на текст священного писания, в котором апостол Павел повелел «учить» и простому человеку, отрицали некоторые другие церковные каноны.
Конец XV вв. — время распространения в Новгороде ереси «жидовст-вующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом; другое название этой ереси — схариизм -— по имени основателя — выходца из Литвы, ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Кроме того, еретики отрицали догматы о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении и т.д. Первыми последователями Схарии стали священники Дионисий и Алексей, протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. В 1480 г. Новгород посетил великий князь. Дионисий и Алексей ему так понравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки великого князя Елены Волошанки, дьяка Федора Курицына с братом Иваном Волковым. Однако, в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.
В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.
Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский)[19], считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название «нестяжателей»).
Нестяжателям противостояли Осифляне (иосифляне) — сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа[20], который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.
В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжатели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.
После 1508 г. Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. В 20-е годы митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял иосифлянин Даниил.
Следующая попытка ограничения церковного землевладения была сделана при Елене Глинской (сужение податного и судебного иммунитета церкви, контроль над ростом монастырского землевладения), однако существенным успехом эта попытка не увенчалась.
В 1551 г. по инициативе царя и патриарха состоялся Церковный собор, получивший название Стоглавого (т.к. его постановления состояли из ста глав). Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько ограничил церковное землевладение.
В 1589 г. при деятельном участии Бориса Годунова учреждено патриаршество. Избран патриарх — Иов[21]. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов. Было составлено «Уложение о патриаршестве». Право поставления московских патриархов было предоставлено собору епископов.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ