Воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика.

Драматические события XV-XVI вв. стимулировали развитие литерату­ры. Появляются новые жанры, изменяются уже существовавшие.

Летописание — после монголо-татарского нашествия приходит посте­пенно в упадок. Летописи XIV в. носят зачастую локальный характер. Мос­ковское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение об­щерусского летописания приходится на конец XIV — начало XV вв.: в 1408 г. составлен Первый общерусский свод; в Москве в начале XV в. составлена Троицкая летопись, погибшая в Москве во время пожара 1812 года.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при уча­стии митрополита Фотия, главная идея — союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.

В 1480 г. составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил и Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в.

В XVI веке официальный характер летописания усиливается. Включав­шиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются опре­деленной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается погодность изложения; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам, например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.

Самым официальным историческим произведением XVI в. была «Сте­пенная книга царского родословия». Это систематическое изложение рус­ской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ива­на Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).

Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (в основе две легенды, положенные в основу «Сказания»: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа; Владимир Мономах получил регалии от ви­зантийского императора Константина Мономаха) доказывали права Мос­ковских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержав­ную форму правления.

Хронографы (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории). Первый русский хронограф 1442 года составлен сер­бом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г.

Жанр воинской повести. В основе произведений этого жанра лежали кон­кретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести — светские произведения, близкие к устному твор­честву, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идео­логии («Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии от царя Тохтамыша»).

Житийная литература также несколько политизировалась. Церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Составлены «Житие митрополита Петра», житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели — Епифаний Премудрый, ми­трополит Киприан.

Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (путевой днев­ник тверского купца Афанасия Никитина, посвященный его путешествию в Персию, Индию, и другие страны Востока в 1466-1472 гг.), «Хожения» нов­городца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Большое значение имело предпринятое по инициативе и под руково­дством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Цель: собрать воедино «все книги четьи, яже в Русской земле обретаются». В результате был

создан грандиозный свод оригинальных и переводных литера­турных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их со­став был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

В публицистике XIV-XVI вв. выделяются несколько основных направлений. Вопросам становления государственности, полномочиям и образу царя, образу централизованного государства как такового были посвящены сочинения псковско­го старца Филофея (Москва — Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление — религиозные и еретические учения. Сохранилось значительное количество сочи­нений, как ортодоксальных авторов, так и еретиков.

Русская церковь в конце XV— начале XVI вв.

Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви — были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв.

В 1439-1441 г. митрополит Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церк­вями и, соответственно, признал верховную власть папы Римского. В 1441 г. Василий II приказал арестовать митрополита. В 1448 г. в Москве без санкции патриарха Константинопольского митрополитом был избран епи­скоп рязанский Иона. А вскоре после падения Константинополя под удара­ми османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси (около 1480 г. в архиерейскую присягу было даже включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епи-скопии); русская церковь стала автокефальной.

В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Ки­евскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Ук­раины с Россией.

В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей об­ратился с посланиями к Василию III, в которых развивал идею о Москве — «третьем Риме», мировом центре истинного православия.

В конце XIV — нач. XV в. во Пскове, Твери и Новгороде распространи­лась ересь стригольников[18]. Еретики выступали против высшего духовенства, ссылаясь на текст священного писания, в котором апостол Павел повелел «учить» и простому человеку, отрицали некоторые другие церковные каноны.

Конец XV вв. — время распространения в Новгороде ереси «жидовст-вующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом; другое название этой ереси — схариизм -— по имени основателя — выходца из Литвы, ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Кроме того, еретики отрицали догматы о Троице, о Божестве Иисуса Христа и ис­куплении и т.д. Первыми последователями Схарии стали священники Дио­нисий и Алексей, протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. В 1480 г. Новгород посетил великий князь. Дионисий и Алексей ему так по­нравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки великого князя Елены Волошанки, дьяка Фе­дора Курицына с братом Иваном Волковым. Однако, в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.

В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский)[19], считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сто­ронники Сорского получили название «нестяжателей»).

Нестяжателям противостояли Осифляне (иосифляне) — сторонники игу­мена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа[20], который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжа­тели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.

После 1508 г. Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Васи­лия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжате­лей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привиле­гий. В 20-е годы митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял иосифлянин Даниил.

Следующая попытка ограничения церковного землевладения была сде­лана при Елене Глинской (сужение податного и судебного иммунитета церкви, контроль над ростом монастырского землевладения), однако суще­ственным успехом эта попытка не увенчалась.

В 1551 г. по инициативе царя и патриарха состоялся Церковный собор, получивший название Стоглавого (т.к. его постановления состояли из ста глав). Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько ограни­чил церковное землевладение.

В 1589 г. при деятельном участии Бориса Годунова учреждено патриар­шество. Избран патриарх — Иов[21]. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов. Было составлено «Уложение о патриаршестве». Право поставления москов­ских патриархов было предоставлено собору епископов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Наши рекомендации