Методы волеизъявления в государственном и муниципальном управлении

Стимулирование используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в гаком направлении, которое субъект управления считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» руководства. Так, путем установления льгот стимулируется объединение крестьян в кооперативы любого уровня (это повышает производительность труда, обеспеченность населения товарами, да и государственным органам удобнее иметь дело с организациями, чем с распыленными мелкими хозяйствами). Формой стимулирования являются государственные награды, премии, присвоение почетных званий за успехи в труде.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную, но благожелательную позицию субъекта управления по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство, органы местного самоуправления не поощряют те или иные виды деятельности, но и не запрещают их – граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности.

Метод охраны используется, прежде всего, для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительной деятельностью занимается, прежде всего, специализированный аппарат (милиция, суды, прокуратура и др.), многие другие органы выполняют эту задачу попутно. Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз - внутренние войска, но охрана установленных конституцией, законом порядков - обязанность всех органов государственного и муниципального управления, должностных лиц.

Требование должного поведения выражает активную заинтересованность органов управления в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреждений, организаций, коллективов. В данном случае воля «управленцев» проявляется более отчетливо и в жестких формах.

Запреты действенная форма отрицательного отношения субъекта управления к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форме запретов государство, органы местного самоуправления исключают вредную, нежелательную для них, общества, человека деятельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаганда религиозной розни, в административном несанкционированные демонстрации, мешающие прохожим и движению транспорта, в уголовном – посягательства на жизнь человека, в земельном – изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском – торговля частных лиц ядами и т.д. Запреты связаны с наказаниями за их нарушение. УК РФ, КоАП РФ в большей части состоят из норм о запретах и наказаниях за их нарушения.

При нарушении закона (требований должного поведения, установленных государством, его органами, иными управляющими структурами) возможны различные виды ответственности (уголовная, административная, гражданская, иногда особо выделяют конституционную, материальную и другие виды). Предостережения об Ответственности содержатся во многих правовых актах. Конкретные формы ответственности многообразны: ограничение свободы правонарушителя, роспуск общественного объединения, систематически нарушающего свой устав, штраф, увольнение, понижение в должности, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Одна из наиболее острых форм ответственности – репрессия, связанная с прямым насилием. Незаконная демонстрация, если грубо нарушается общественный порядок, применяются насильственные действия, вандализм, может быть рассеяна с применением технических средств (например, водометов, слезоточивого газа).

Применяя те или иные методы государственного управления, соответствующие органы, должностные лица используют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: адресные задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д.

С методами и формами управленческой деятельности тесно связаны управленческие процедуры, а также конкретные методики, приемы и способы управления (выбор тех или иных из них связан с реальной ситуацией). Среди них — подготовка и принятие решения, координация управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности, организационные, регистрационные, разрешительные или учетно-уведомительные формы работы, консультативная и информационная деятельность. Все государственные и муниципальные органы в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной территории и т.д. Особые процедуры связаны с учетными, аналитическими, программными формами работы, а также с отчетностью. В некоторых государственных органах, их подразделениях, в муниципальной службе учет имеет очень важное значение (например, в отделах районных военных комиссариатов учет призывников в армию, в муниципальных образованиях – учет избирателей).


Наши рекомендации