Тема IX. Законность в государственном и муниципальном управлении

29.Предпосылки возникновения административных правоотношений.

Возникновение административных правоотношений:

а. административно-правовая норма;

б. административнаяправосубъектность участников;

в. юридический факт.

Административно- правовая норма (необходима для возникновения правоотношения) · придаёт отношению правовой характер; · закрепляет меру возможного и должного поведения сторон, их права и обязанности; · обуславливает характер связи между субъектами; · предусматривает ответственность за невыполнение предписания; · определяет возможных участников административных правоотношений; · общее правило, непосредственно не создаёт правоотношения, не влечёт изменений и прекращения;
Административнаяпрвосубъектность (необходима для вступления в правоотношение) · позволяет участникам самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой; · позволяет участникам нести ответственность за свои действия; · определяет границы, в которых тот или иной субъект может вступать в отношения.  
Юридический факт(при нём наступает конкретное правоотношение) · предусмотрен нормой; · непосредственное основание возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения; · может быть событием или действием(правомерным, неправомерным), а также бездействие лиц, обязанных совершить действие; · в некоторых случаях – сроки, с наступлением, истечением которых возникает/прекращается правоотношение.

61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.----------------------------------------------------

64.Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.

Суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, связанные с защитой прав граждан:

а. влияют на законность деятельности ОИВ;

б. расширяется возможность обжалования.

КС – специфический образ защиты:

а) рассмотрение конституционности НПА, в том числе затрагивающих права и свободы человека;

б) рассмотрение конкретных дел.

Судебное обжалование – решений и действий органов государственной власти, МСУ, общественных объединений и должностных лиц.

Порядки обжалования

Общий · Для всех граждан. · Исковое производство – оспаривание решений учреждений, предприятий, организаций, их должностных лиц. · В рамках дел из публичных правоотношений: а) обжалование НПА; б) обжалование решений органов государственной власти и МСУ. · ОбжалованиеНПА: 1) только НПА, затрагивающие права и свободы; 2) рассмотрение заявления – месяц; 3) подача заявления не приостанавливает действие НПА; 4) суд: а) отказывает – признаёт акт непротиворечащим закону; б) признаёт акт недействующим – в случае противоречия (не преодолевается путём принятия акта снова). · Обжалование решений органов государственной власти и МСУ: 1) альтернативно – суд, государственный орган; 2) обжалование в административном порядке не исключает обжалования в судебном порядке; 3) заявление подаётся по месту жительства или по месту нахождения органа; 4) решения обжалуются в случае: 5) нарушения прав и свобод; 6) создания препятствий к осуществлению прав; 7) незаконного возложения обязанности; 8) срок – 3 месяца с момента, когда стало известно, не соотносится со сроком предварительного рассмотрения жалобы в административном порядке; 9) пропуск срока – не основание для отказа принятия заявления; 10) рассмотрение – 10 дней; 11) суд: а) обязывает орган устранить нарушения; б) отказывает. · КС – по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона.
Специальный · Связан с особенностью правового положения граждан, как лиц, выполняющих те или иные функции, являющихся участниками тех или иных правоотношений. · Иной порядок обжалования. · Может находится вне сферы АП. · Специальное право обжалования не поглощает общего.

Наши рекомендации