Единство морали и многообразие нравов.

Своеобразие морали как действенного фактора жизни определяется тем, что она является точкой отчета ценностного мира. Это последняя, высшая инстанция в том, что касается норм, оценок, ценностных представлений, выражающих внутреннюю заданность смысл человеческой жизнедеятельности. Но силлогизм не может состоять из одной общей посылки. Для него нужна еще и малая посылка.

 

Функционирование морали в реальном опыте общественной жизни порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люди становятся в иерархические отношения, при которых одни управляют другими.
Структура нравов может быть подобна структуре морали. Нравы выступают как целостное образование, структура которого может включать в себя следующие основные элементы:

– систему ценностных ориентаций нравственного сознания субъекта нравов;

– систему его исходных моральных позиций, определяющих отношение субъекта нравов к конкретным сторонам или явлениям окружающего социума;

– механизм моральной оценки и самооценки субъекта нравов.

центральным элементом структуры нравов является общая ценностная ориентация нравственного сознания субъектов, что является устойчивым регулятором их поведения.

6. Проблема соотношения морали и политики: этические аспекты политической деятельности.
Мораль (лат. moralis – нравственный, от mos, множественное число mores – обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Одним из способов непосредственной детерминации действий человека является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовых действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции.

Политика (греч. politikó – государственные или общественные дела, от pólis – государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Содержание П., в конечном счёте, всегда определяется интересами класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.

В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона, считая, что народ будет избегать его, при этом, не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку – с добродетелью народ будет знать стыд.

Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности.

Общее в политике и морали. Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Их содержание обусловлено влияниями множества факторов, от исторических и социокультурных и до субъективных представлений и случаев.

2. Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации.

Различия и разногласия. Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.

1. Сфера нравственных отношений – это в основном взаимосвязь между отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в целом, отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Политические же отношения конкретно выражают групповые интересы. Мораль выражает духовные и личностные потребности общества, которые становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей.

2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы – правила поведения членов организации и т.д. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики.

3. Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Однако высокий уровень мотивации политического участия граждан достигается благодаря эффективности политики как социального института в решении актуальных проблем, поскольку она опирается на институты власти. Следовательно, несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют и взаимообеспечивают друг друга.

Основной источник противоречий политики и морали состоит в том, что один социокультурный тип политической воли сталкивается с другим типом нравственного императива; он заключается не только в их разном функциональном назначении, но и в том, что политическая жизнь складывается из столкновений разных идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций, инноваций.

7. Этика политических институтов и политических добродетелей как составляющие, политической этики. Основные проблемы современной политической этики.
Политическая этика, с одной стороны, как этика социальная, задаётся вопросами о благости законов, порядков, институтов, а с другой, - как этика индивидуальная, она задается вопросами о желаемом, нравственном качестве действующих лиц. То есть, она должна быть одновременно этикой институтов, и этикой добродетели. Институты и добродетель служат друг другу опорой: институты стабилизируют человеческое поведение извне, добродетель – изнутри.

Институты можно осваивать, осмысливать, использовать, эксплуатировать, даже злоупотреблять ими. Значение институтов не следует ни недооценивать, ни переоценивать. Они обеспечивают социальной жизни определённую стабильность и безопасность, действующим лицам – ориентацию. Поэтому они требуют бережного к себе отношения. В тоже время законы и институты не следует и переоценивать. Они, как уже говорилось, стабилизируют человеческое поведение, воздействуя на него извне. «Они хотя и выдвигают этические притязания, однако не властны над нравственном существом человека. Назначение права институтов обеспечивать необходимый для жизни в обществе минимум морали. Они призваны гарантировать в сообществе внутренний мир, но не должны притязать на моральное совершенствование людей, их перевоспитание, создание нового человека. Институты являются наилучшими, когда они не предполагают какой-то необыкновенной морали граждан, когда они напротив, позволяют людям бороться за свои интересы, пользоваться правами, и именно этим содействовать общему благу.

политическая этика, должна быть политической этикой добродетели. Это значит, что она должна задаваться вопросом о нравственных качествах, какие необходимы субъектам политического действия, чтобы соответствовать сущности политического

При всей ответственности институтов перед индивидом, (они обеспечивают ему возможность отстаивать свои интересы) сам индивид должен обладать нравственными качествами, способностями и готовностью даже в конкуренции по-доброму обходиться с другими. Речь идёт сейчас о тех нравственных задатках, каких требует от граждан и политиков совокупность институционных образований свободного строя, дабы она могла выполнять своё назначение. Речь идёт о фигуре политически мыслящего и действующего гражданина государства.

Добродетели нельзя теоретически научиться. Добродетель есть ставшее привычкой нравственное поведение; это – состояние деятельного человека, это благоприобретенное качество практического разума. Нравственно отвечающим добру, является поступок: а) проистекающий из глубокой внутренней убеждённости и соответствующий нравственным принципам и нормам; б) нравственно справедливый, то есть соответствующий данной ситуации и конкретному делу. Тут важно учитывать окружение и действовать в соответствии с ним: то есть чувством ответственности, задумываться над последствиями своих действий (равно бездействия). Это является весьма важным с точки зрения политической этики.

Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.

Итак, важнейшее требование депутатской этики быть самим собой, не выступать чужим рупором и особенно слепым орудием. «Депутат должен иметь и тем более высоко нести свои честь и достоинство, завоевывать авторитет и престиж в стране, регионе, округе эффективной работой, не заменять ее суетой и видимостью стараний, быть принципиальным и последовательным до конца».

Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требования следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он, как мы уже отметили, должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны.

От депутата надо ожидать уважительного отношения к людям, к своим избирателям, общественным организациям и движениям. Трудно понять тех, кто на стадии подготовки выборов многое обещает, а получив мандат, пренебрежительно относится к избирателям, отмахивается от их обращений и наказов. Кстати, нередко, что уже видно и по нашей парламентской практике, именно такие депутаты склонны лицемерить, в своих выступлениях ссылаться на «мнение избирателей», которого они не выясняли, на то, что они выступают «по поручению избирателей», и т.д. Этика депутатов предполагает отказ от спекуляций на данную тему, оперирование только действительно выявленным общественным мнением. Всякого рода пропагандистская шумиха, создающая видимость радения депутата об интересах избирателей, трудовых коллективов, общественных организаций, нежелательна.

8. Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.
Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требования следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он, как мы уже отметили, должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны.

От депутата надо ожидать уважительного отношения к людям, к своим избирателям, общественным организациям и движениям. Трудно понять тех, кто на стадии подготовки выборов многое обещает, а получив мандат, пренебрежительно относится к избирателям, отмахивается от их обращений и наказов. Кстати, нередко, что уже видно и по нашей парламентской практике, именно такие депутаты склонны лицемерить, в своих выступлениях ссылаться на «мнение избирателей», которого они не выясняли, на то, что они выступают «по поручению избирателей», и т.д. Этика депутатов предполагает отказ от спекуляций на данную тему, оперирование только действительно выявленным общественным мнением. Всякого рода пропагандистская шумиха, создающая видимость радения депутата об интересах избирателей, трудовых коллективов, общественных организаций, нежелательна.Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Общей причиной возникновения конфликтовявляется неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Субъектами политического конфликта могутбыть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности. Предметом:гос.власть,полит.статус социальных групп и т.д.

Особенности политического конфликта:

1) непосредственно или опосредованно затрагиваетинтересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности. Следовательно, политический конфликт — это всегда организованный, институциональный конфликт.

2) борьба за власть, властные полномочия. Власть в обществе — это одно из действенных средств и способов управления другими людьми и достижения своих целей.

3)К особенностям политического конфликта можно также отнести его ценностный аспект, который имеет идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан.

Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.В горизонтальных политических конфликтах борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.

9. Этика политического конфликта и компромисса. «Круглый стол» как основной институт консенсуса и компромисса: технология, принципы и нормы.
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; - соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; - обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника. Примирение на основе принуждения, в основе которого:- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;- изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;- уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага. Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса.Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

· относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

· отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

· Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.

· Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •

· Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.

· Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

Правила для участников круглого стола:

· участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

· не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

10. Этика и экономика: проблема обоснования предмета и сферы действия экономической этики.
Проблемы экономической этики как самостоятельной сферы научного знания еще не стали предметом специального исследования со стороны российских ученых и специалистов. На фоне достижений западной этической науки, уделяющей серьезное внимание этическому обоснованию хозяйственной и предпринимательской деятельности (например, пользующихся большой известностью исследований К. Хомана, Ф. Блюме-Дреза и др.), отечественные научные разработки в этой области выглядят весьма скромно. Появившиеся в последнее время научные публикации российских авторов, посвященные данной проблематике, по большей части сосредоточены на проблемах деловой предпринимательской этики, и их число крайне незначительно. Практически отсутствуют работы, исследующие роль и значение социальных институтов ("рамочных условий") в формировании нравственного порядка в обществе, в том числе в сфере экономических отношений, хотя именно это и составляет основной предмет современной экономической этики. Как считает большинство западных исследователей, причины многих негативных явлений в современном российском обществе, погружающемся в коррупцию, дезинтеграцию и пессимизм, следует искать не на уровне испорченных нравов и аморального поведения, а прежде всего в социальном порядке общества и системе его институтов, в пространстве социальной этики.

• Экономическая этика – вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений.

Это мнение разделяется рядом российских исследователей, изучающих современные тенденции отечественного бизнеса. Так, российские ученые Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов отмечают, что современное плачевное состояние этики бизнеса в России "не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российского предпринимательства и прежде всего со стороны государства, которое призвано создать целостную систему законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников". По мнению авторов, власть до конца не осознала, что экономическая реформа, которую она объявила и проводит, – это еще и реформа морали. Перед Россией, считают авторы, стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, "которое идет на сознательный риск, несет ответственность за принятие решений, а потом пользуется благами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром".

Экономическая этика наряду с этикой политической рассматривается в западной науке как составная часть более широкого понятия "социальная этика", основные положения которой были рассмотрены нами в параграфе 2.3. Ее содержание не следует сводить только к этике предпринимательской деятельности, деловой или предпринимательской этике.

Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экономической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений участников экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества. В отличие от индивидуальной этики она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка.

В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являлись теми двумя основными этическими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. В то же время развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышение уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, понимания общественного долга, чувства солидарности. Многое здесь, конечно, зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: "здоровая экономика – здоровые нравы".

11. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика.
Предметом административной этики как отрасли научных знаний являются: моральные нормы, принципы и идеалы, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии в государственном аппарате.

Административная этика – это вид профессиональной этики, наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления.

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека.

Функции административной этики – социально-нравственная ориентация, моральное регулирование, воспитание, по большому счету – обеспечение прочности, авторитета, исторической дееспособности государства и его структур.

Принять правильное и грамотное решение управленец может только в том случае, если будет опираться не только на профессиональные знания и опыт, но и на этические принципы и традиции, господствующие в обществе, государстве и в данном учреждении.

Прежде чем принять решение, необходимо просчитать его ближайшие и отдаленные последствия для имеющих к нему отношений людей, представить себе тяжесть нравственного бремени обязательств, которые возлагаются на исполнителя в результате принятия решения, оценить степень ответственности, в том числе и нравственной, за результаты принятого решения.

Мировой опыт показывает, что вместе с профессионализмом государственных служащих от них требуются такие моральные качества, как: честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, самодисциплина и нравственность. Административная этика представляет собой совокупность моральных ценностей, принципов, норм и представлений, которыми руководствуются руководители государственных органов и государственные служащие в своей профессиональной деятельности.

Для обеспечения соблюдения административной этики необходима система управления и контроля. Административная этика, прежде всего, через моральные аспекты, связанные с деятельностью государственного аппарата ищет ответ на вопросы: что является правильным или неправильным в поведении государственных служащих, каковы мотивы и условия их этического поведения и что необходимо делать для формирования у них высоких моральных принципов.

Административная этика должна рассматриваться как:

1. как эффективное и прозрачное управление при организации государственной службы, обеспечение прав и ответственности персонала, заполнение вакансий на честной конкурсной основе, продвижение на принципах учета заслуг;

2. как соблюдение конституционных норм и административных процедур;

3. как реализацию принципа иерархической подотчетности в управленческих структурах;

4. как взаимосвязь между внутренней ответственностью и внешней подотчетностью;

5. как конфликт интересов, когда возникает противоречие между профессиональным долгом и личными, групповыми интересами, корпоративных и общественных интересов.

Наши рекомендации