Макроэкономическая сущность бюджетного дефицита

Введение

Актуальность темы исследования. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Это показатель негативных явлений в экономике, обусловливающие инфляцию денежной единицы. Причинами возникновения дефицита являются:

спад производства, снижение эффективности функционирования отдельных отраслей несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения большие военные расходы, другие объективные и субъективные факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

Бюджетный дефицит требует принятия энергичных мер государства по его ликвидации. Прежде всего это сокращение расходов бюджета, однако это путь достаточно сложен. Реальными и целесообразными изменения в налоговой и кредитной политике, которые привели бы к оживлению экономической жизни, прежде всего к росту производства и его эффективности. Иначе дефицит бюджета становится дополнительным наиболее несправедливым налогом с населения. Бюджетный дефицит - явление почти постоянное в экономике каждого государства, поэтому важное значение приобретают его размеры и методы ликвидации. Бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Однако сейчас в большинстве стран мира дефицит бюджета составляет от 15% до 2% валового внутреннего продукта при среднемировой его величине 4,5%. Существует тенденция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемирового измерении 4-5%. Следует отметить, что размер бюджетного дефицита, который превышает 5% валового внутреннего продукта, приводит к резкому снижению инвестиционной активности, перерастает в дальнейшем в разные формы кризисных явлений.

Таким образом, важность проблемы, вынесенная в заголовок курсовой работы, для полноценного и непрерывного развития экономики любой страны предопределяют актуальность исследования именно этой темы в современных условиях.

Объектом исследования курсовой работы является проблема изучения финансовых основ экономики Украины с точки зрения отношений на уровне бюджета государства.

Предметом исследования курсовой работы является бюджетный дефицит и методы его оптимизации.

Целью курсовой работы является теоретическое исследование проблемы бюджетного дефицита и методов его оптимизации.

Цель работы предполагает выполнение следующих задач:

-исследовать понятие бюджетного дефицита охарактеризовать влияние дефицита бюджета и государственного долга на национальную экономику исследовать методы оптимизации бюджетному дефициту.

Понятие бюджетного дефицита

Влияние дефицита бюджета и государственного долга национальную экономику

Методы оптимизации бюджетного дефицита

Заключение

Итак, дефицит бюджета - это сумма, на которую уровень расходов бюджета превышает уровень поступлений. Его покрывают путем образования государственного долга, а также в определенной степени с помощью других средств. Государственный долг состоит из средств, одолженных правительством для покрытия бюджетного дефицита, за исключением тех, что используются на возвращение долга. Если сумма поступлений больше избытком бюджета. Средства, образующие положительное сальдо, используют для уменьшения долга или для удовлетворения других потребностей. Итак, бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Это показатель негативных явлений в экономике, обусловливающие инфляцию денежной единицы. Причинами возникновения дефицита являются: спад производства, снижение эффективности функционирования отдельных отраслей; несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения, большие военные расходы, другие объективные и субъективные факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

Значительный уровень дефицита государственного бюджета и невзвешенная политика предоставления государственных гарантий субъектам хозяйствования по внешним заимствованиям стали основными факторами накопления и роста долговых обязательств государства и расходов на обслуживание долга. Эти факторы привели к возникновению долговой проблемы в бюджетно-финансовой системе Украины, а отсюда обязательства государства по погашению основной суммы государственного долга и его обслуживания и оставаться ключевой проблемой бюджетной политики на следующие несколько лет. В частности, наибольшие выплаты по погашению заимствований государства приходятся на 2003-2006 годы.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга в свою очередь требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит.

На объем бюджетного дефицита отражаются все изменения в величине государственного долга, в том числе обусловленные влиянием инфляции. Поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась в реальных, а не только в номинальных величинах.

Использование государственного кредита способствует решению текущих финансовых проблем государства, но значительные объемы его приводят к значительным размерам государственного долга, поэтому в последние годы в зарубежных государствах и в Украине наблюдается тенденция к уменьшению государственных заимствований.

Значительные объемы государственного долга, особенно внешнего, вызывают экономическую и политическую зависимость государства от своих кредиторов.

Введение

Актуальность темы исследования. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Это показатель негативных явлений в экономике, обусловливающие инфляцию денежной единицы. Причинами возникновения дефицита являются:

спад производства, снижение эффективности функционирования отдельных отраслей несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения большие военные расходы, другие объективные и субъективные факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

Бюджетный дефицит требует принятия энергичных мер государства по его ликвидации. Прежде всего это сокращение расходов бюджета, однако это путь достаточно сложен. Реальными и целесообразными изменения в налоговой и кредитной политике, которые привели бы к оживлению экономической жизни, прежде всего к росту производства и его эффективности. Иначе дефицит бюджета становится дополнительным наиболее несправедливым налогом с населения. Бюджетный дефицит - явление почти постоянное в экономике каждого государства, поэтому важное значение приобретают его размеры и методы ликвидации. Бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Однако сейчас в большинстве стран мира дефицит бюджета составляет от 15% до 2% валового внутреннего продукта при среднемировой его величине 4,5%. Существует тенденция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемирового измерении 4-5%. Следует отметить, что размер бюджетного дефицита, который превышает 5% валового внутреннего продукта, приводит к резкому снижению инвестиционной активности, перерастает в дальнейшем в разные формы кризисных явлений.

Таким образом, важность проблемы, вынесенная в заголовок курсовой работы, для полноценного и непрерывного развития экономики любой страны предопределяют актуальность исследования именно этой темы в современных условиях.

Объектом исследования курсовой работы является проблема изучения финансовых основ экономики Украины с точки зрения отношений на уровне бюджета государства.

Предметом исследования курсовой работы является бюджетный дефицит и методы его оптимизации.

Целью курсовой работы является теоретическое исследование проблемы бюджетного дефицита и методов его оптимизации.

Цель работы предполагает выполнение следующих задач:

-исследовать понятие бюджетного дефицита охарактеризовать влияние дефицита бюджета и государственного долга на национальную экономику исследовать методы оптимизации бюджетному дефициту.

Понятие бюджетного дефицита

Макроэкономическая сущность бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит - явление почти постоянное в экономике каждого государства, поэтому важное значение имеют его размеры и методы ликвидации. Для населения наличие дефицита имеет опосредованное значение, но само население государства путем уплаты налогов принимает непосредственное участие в возвращении привлеченных кредитных ресурсов. Бездефицитный бюджет является объективным требованием нормального экономического развития государства [].

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это меры правительства, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВВП путем изменения государственных расходов, системы налогообложения и подходов к формированию государственного бюджета в целом.

Государственные расходы представляют собой расходы, связанные с деятельностью государства. С помощью государства внедряется потребления так называемых общественных благ. Кроме этого, некоторые государственные расходы являются прямыми трансфертным платежам частному сектору (социальная помощь, пенсии, страхование по безработице), которые не увеличивают частного потребления, но изменяют его структуру. Таким образом, государственные расходы определяют относительные размеры частного и государственного секторов экономики, то есть относительные размеры частного и общественного потребления ВВП.

Совокупные государственные расходы делятся на четыре категории [13, 305]:

РЕ = СG + Тr + и · DG + IG

где СG - потребление в государственном секторе (заработная плата рабочим государ-ственного сектора, платежи за товары, закупаемые для текущего потребления)

Тr - трансферты частному сектору

и · DG - проценты по государственному долгу

IG - государственные инвестиции.

Три первые категории расходов образуют текущие расходы государства (СG, Тr, и · DG), последняя категория - государственные капитальные расходы (IG).

Совокупные государственные расходы являются составной частью совокупного спроса, они влияют и на частный спрос, и на совокупное предложение в экономике. Изменение структуры расходов путем выборочного сокращения отдельных категорий расходов не только приводит к сокращению совокупного спроса, но и влияет на другие характеристики экономической системы, например, на распределение доходов и размещение ресурсов. Причем изменение различных компонентов структуры государственных расходов имеет различные последствия для экономики. Так, сокращение государственных расходов на субсидирование производства способствует эффективному распределению ресурсов в экономике, поскольку благодаря этому преодолевается искажение цен. Сокращение расходов на социальные трансферты, например, путем увеличения пенсионного возраста, может привести к росту безработицы.

Увеличение государственных расходов изменяет структуру совокупного спроса, но его уровень не обязательно меняется на ту же величину. Все зависит от степени, которым государственные расходы замещают частные расходы. Это замещение имеет две формы. Если происходит "прямое вытеснение", когда государственные расходы равноценно заменяют частные (например, расходы на образование), то совокупные расходы растут почти так, как и государственные. Но государственный сектор вступает в конкуренцию с частным за привлечение ограниченных финансовых ресурсов, особенно когда государственные расходы финансируются за счет повышения налогов или займов. Тогда рост государственных расходов повышает процентные ставки, и происходит "финансовое вытеснения" частного сектора государственным, в том числе вытеснение частных капиталовложений.

Поскольку государственные расходы влияют на уровень цен, размещения ресурсов, распределение доходов, занятость и производство, они являются важным инструментом краткосрочной макроэкономической политики.

Государство финансирует свои расходы прежде всего за счет налоговых поступлений. Как известно, налоги - это часть дохода, уплачивается фирмами и домохозяйствами в размере, установленном законом. В узком смысле к налогам относятся фискальные изъятия, образующие доход государственного бюджета. В широком понятии под налогами понимают все фискальные изъятия, установленные государством, в том числе отчисления в целевые внебюджетные фонды (например, взносы в государственный пенсионный фонд).

Налоги влияют на экономику через используемый доход экономических агентов и изменение относительных цен. В зависимости от системы налогообложения, влияние налоговой политики на макроэкономические переменные может проявляться по-разному. В целом снижение налогов стимулирует рост частных расходов и совокупного предложения. Рост налогов, наоборот, приводит к их сокращению.

Уровень налогообложения (налоговое бремя) в экономике измеряется отношением общей суммы фискальных изъятий к сумме доходов фирм и домохозяйств (ставка суммарного налогообложения доходов, или средняя ставка налога). Степень фактического налогового бремени на частный сектор определяется чистыми налоговыми поступлениями, которые образуются разницей между величиной общих налоговых поступлений в государственный бюджет и суммой трансфертов государства частному сектору

Если ставка налогообложения равна нулю, то государство не получает налогов. Повышение ставки налога от 0% до определенного уровня т сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет. Но дальнейшее увеличение налоговой нагрузки путем повышения суммарной ставки налогов подавляет производство и вызывает сокращение совокупных доходов и расходов - источники налогов, или налоговой базы. Повышение ставки налога (от т до 100%) сопровождается сокращением налоговых поступлений в бюджет. Суммарная ставка налогообложения на уровне 100% означает, что государство пытается изъять у экономических агентов весь полученный ими доход. При таких условиях открыта частная экономическая деятельность теряет смысл и прекращается, экономика становится "теневой", а государство остается без доходов.

Налоги, государственные закупки, трансферты и ссуды используются государством для поддержки деловой активности и распределения финансовых ресурсов таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и социальную справедливость. Но основная макроэкономическая функция государства заключается в стабилизации экономики. Фискальная политика, охватывающая увеличение государственных расходов и сокращение налогов с целью расширения совокупного спроса в экономике в период циклического спада, называется стимулирующим бюджетно-налоговой политики. Стабилизация экономики в условиях инфляционного избыточного совокупного спроса, который возникает вследствие циклического подъема, обеспечивается с помощью ограничительной фискальной политики, а именно: сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

Применение различных инструментов фискальной политики (изменение государственных расходов или уровня налоговых ставок) имеет разный макроэкономическое влияние на совокупный спрос. Мультипликативный эффект расширения совокупного спроса вследствие снижения налогов стимулирует экономику меньшей степени, чем одинаковое по размеру с

Наши рекомендации