Налоговое покрытие бюджетного дефицита.

Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а,следовательно, к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

Секвестрование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестрования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестрировать невозможно.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансированиеозначает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено.

Долговое финансированиеосуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило, от вышестоящих нижестоящим).

5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:

1) акции и доли участия в предприятиях,

2) земельные участки и объекты природопользования,

3) государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают, таким образом, инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники:

1. средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

2. бюджетные кредиты;

3. кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

4. иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

1) поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

2) поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) курсовая разница по средствам бюджета;

4) прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники:

1. средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценныхбумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

2. кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

3. кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

4. прочие источники внешнего финансирования.

Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

Наши рекомендации