Виды административно-правовых отношений
Виды административно-правовых отношений | |||
По управляющему воздействию субъекта отношений | |||
Основные | Непосредственно выражают формулу «субъект — объект», в которой проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Они возникают между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненными и т.д. | ||
Не основные | Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управляющее воздействие субъекта управления на объект. Неосновные отношения строятся по формуле «субъект — субъект» (например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их деятельность). | ||
По направлению деятельности | |||
Внешние | Направлены непосредственно на реализацию функции управления применительно к управляемым объектам. | ||
Внутриорганизационные | Связаны с формированием управленческих структур сверху донизу с определением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между ними. Такие отношения выражают интересы самоорганизации системы исполнительной власти и ее структурных подразделений. | ||
По характеру отношений, возникающих между субъектами административно-правовых отношений7 | |||
Горизонтальные8 | Возникают в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. | ||
Вертикальные | Возникают в случае, если одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления (например, между министерством и подведомственным ему предприятием). | ||
Субординационные | Базируются на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). | ||
Координационные | Используют властные полномочия для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. | ||
Реординационные | Обеспечивают обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (например, отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры). | ||
По целям | |||
Регулятивные | Регулируют нормальные экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи регулятивных отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций. | ||
Охранительные | Направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. | ||
По направлениям деятельности | |||
| |||
В зависимости от особенностей участников управленческих отношений10 | |||
| |||
По организационной направленности11 | |||
Организационно-управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти | Возникают в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. | ||
Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности | Опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности. | ||
Общегосударственные контрольно-организационные отношения | Возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам). | ||
Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения | Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления. | ||
1 Козлов Ю.М. определяет административно-правовое отношение как «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой». См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. - С. 80.
2 Согласно монистической концепции объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время в соответствии с плюралистической концепцией объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов. См.: Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2001. — С. 530.
3 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. — М., 1974; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М., 1976.
4 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. — М., 1961; Манохин В.М. Советская государственная служба. — М., 1966; Петров Г.И. Советское административное право. — М., 1961.
5 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М., 2000. - С. 48.
6 Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт.
7 Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные, координационные и реординационные, получившее широкое распространение в 80-е годы XX в. См. подробнее: Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. — М., 1987; Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985.
8 Д.Н. Бахрах отмечает, что горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах XX в. получили широкое распространение, появилась новая разновидность источников административного права — административный договор. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 47.
9 Стартов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. — Т. 1: История. Наука. Предмет. Субъекты. — М., 2002. — С. 415.
10 Данные отношения не могут возникать между гражданами и общественными объединениями.
11 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекции. – Саратов, 2001. – С. 38-52.