Функции политической системы
1) Функция мастной спецификации - это установление и детализация целей самой системы. 2) Функция интеграции различных политических элементов в целом. 3) Функция сохранения и адаптации политической системы. 4) Функция взаимосвязи и взаимодействия с экономической и социально- политической средой. 5) Функция поддержания постоянных сбалансированных отношений между политической системой и окружающим миром.
22.Формы государственного правления
Ф.п. – организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия м/д собой и населением.
1) монархия – форма правления, где источником власти является монарх. Она бывает:
а) абсолютная - от отца к сыну – Саудовская Аравия, Катар, Коман.
б) конституционная: - дуалистическая (дуа – двойственность, когда монарх имеет власть
законодательную и частично исполнительную; Марокко, Иордания)
парламентская ( в Европе почти 1/3 европейских государств, это Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания)
2) Республика – организация верховной государственной власти. власти, где источник власти – народ. Она бывает:
а) президентская – США, вице-президент – это глава правительства, но основные положения
задает президент.
б) теократическая - Ватикан (Тео - бог)
в) парламентская – Германия, ФРГ; президент не имеет права распустить парламент,
ограничена роль президента.
3) Смешанная республика – 1. президент, парламент (Россия) 2. Монарх, республика (Япония)
Разнообразные формы правления предусматриваются наличием такого механизма, как референдум – решение важнейших вопросов посредством всенародного голосования. Существует референдум для принятия законов, для их отмены, для конституционных поправок.
23.Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Цицерон)
Платон (427-397 гг. до н.э.)
Платон стремится утвердить идею незыблемости, общезначимости и государственных установлений. В своих произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в кот. занимает представление об идеальном государстве. Государство возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы. Идеальное государство – это сообщество граждан, кот делятся на 3 сословия: философы, воины и трудящиеся. Философам должна принадлежать власть, поскольку они обладают добродетелью мудрости и поэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Рабство у Платона как бы вынесено за скобки, как условие деятельности свободной части общества – граждан государства. Идеальная форма правления государством - аристократическая либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. Но есть еще 4 формы: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате она перерастает в олигархию – господство немногих богачей. Здесь гос-во раскалывается на 2 части: 1 –богатые, 2 – бедные. Между ними идет непрерывная борьба, она заканчивается перерастанием демократии – власти большинства. Здесь осуществляется власть демоса, черни, толпы. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в гос. делах. В условиях общественно беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия перерастает в тиранию.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Трактат «Политика» - главное произведение в области политики. Человек рождается политическим существом. Политика – это прежде всего сфера гос. отношений, а человек по самой своей природе – гражданин. Государство рассматривается им как высшая форма общения, общественных связей. Сущность гос-ва в политическом общении людей, соединившимся для достижения каких-либо целей. Формы правления делятся на правильные и неправильные. В основе классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильная – при ней преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие. Неправильная – при этой форме преследуются частные цели. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Самая наилучшая форма правления – полития. В этой форме правит большинство в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом, Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.
Цицерон.
Основное внимание он уделяет разработке проблемы правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающих в том числе и веление человеческой природы. Гос-во основано на разуме и справедливости, оно является делом народа и возникает в результате согласия в вопросе права и общности интересов. Причина образования гос-ва – забота людей об охране собственности. В основе права лежит требование не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. 3 формы гос. устройства: царская власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны, и в чистом виде не может быть принята. Наилучшее гос устройство – сочетание этих трех форм. На 1ом месте – верховная власть, затем доля власти первейшим гражданам и чтобы некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа. Задача гос власти – поддержание основного равновесия при сохранении господства аристократии.
Политическая мысль Средневековья (Христианские политические теории Августина и Фомы Аквинского)
Августин (354-430 гг.)
Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.
24.Политическое лидерство и его сущность
Полит. лидерство – это такое полит. отношение субъекта к сообществу, при кот. лидер наделен объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы, цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении, организовывать участие в нем всего сообщества и направляет его на достижение общих целей. Полит. лидерство – это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная с принятием властных решений.
Истоки: 1) психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Этот подход пытается объяснить феномен лидерства с позиции мотивации лидера и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Лидер отождествляется с Отцом. 2) Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения с социальными потребностями общества.
Функции: 1) диагностическая – лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. 2) директивная, т.е функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как следует предпринять и т.д. 3) мобилизующая, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. 4) коммуникативная – полит. лидер выступает как своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений людей. 5) интегративная – направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. 6) легимитизация строя – устанавливается культ личности, на основе которого принимаются усилия по обретению доверия граждан к установленному режиму (культ личности Ленина и Сталина) Различают формального и неформального руководителя. Формальный назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Это представитель административной власти. Лидерство – это не формальная должность, а общественный статус, лидер – это неформальный руководитель, это член группы (организации), которому эта группа делегировала больший объем прав, чем другим своим членам, и кот. в силу этого добровольно принял на себя значительно большую ответственность, чем этого требуют формальные предписания и нормы данной организации. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Полит. лидер по своему статусу – авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в полит. Процессе. Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
25.Критерии и механизмы современной демократии.
1.представительство интересов народа через его полномочных посредников
2.признание полит плюрализма. Выражается в наличии альтернативных полит институтов, в свободной конкуренции идей и мнений
3.участие граждан в реализации полит вопросов
-предоставление равного права на участие в полит жизни
-добровольность такого участия
-реальность, возможность участвовать в политике в самых разных формах (либо поддерживая власть либо нет)
4.осуществление просвященного выбора предполагает
-доступность каждому гражданину полной информации для осущ выбора
четкую, корректную формулировку предполагаемых альтернатив
5.взаимная ответственность элиты и народа.
Механизмы современной Д. Для реализации Д необходимо:
1.законодатнльное закрепление и юридич гарантии прав человека (права чел должны быть декларированы)
2.институт парламентаризма (орган работающий по принятию решений по принципу большинства)
3.свободные выборы
– периодичность, процедура выборов, сроки и форма выборов, выдвижение депутатов, голосование, подсчет голосов – все д.б. четко, закреплено законом.
-если избиратель голосует независимо необходимо предосталение, обобряет или нет его гос-во
-беспрепятственное выдвижение кандидатов в соответствии с конституцией
-обеспечение возможности конкуренции не только отдельных депутатов но и отдельных полит платформ за которыми стоят разл партии, разные обществ движения
4.многопартийность
5.легальная оппозиция (осн цель прийти к власти, а не свести счеты)
6.разделение властей (необх разработать систему сдерживания и противовесов между властями)
7.свобода СМИ
Условия существования Д:
1.наличие рыночных отношений (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках)
2.наличие гражданского общества – сферы внеполит отношений, защищенных от вмешат гос-ва
3.существование среднего класса (этот класс стремится к независ)
4.наличие опред уровня образованности. Он должен включать в себя не только необход уровень грамотности, но и наличие опред полит знаний
.Достоинства и недостатки демократии:
достоинства
1..наличие возможности свободного выбора
2..учет мнения большинства
3..отсутствие монополии на власть
4..уважение прав и свобод граждан
5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
недостатки
1.. опасность тирании большинства
2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3.. замедленный процесс принятия решений
4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)
27. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:
• совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право);
• право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право).
Объективное избирательное право — это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, губернатор, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Нормами избирательного права определяются как базовые принципы избирательной системы государства, так и порядок выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации, нормы представительства, порядок определения результатов голосования, статус и полномочия избирательных комиссий и пр.Нормы избирательного права обычно устанавливаются Конституцией и специальными законами о выборах. В отдельных государствах, например, во Франции, действуют специальные избирательные кодексы.
Субъективное избирательное право Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам.
В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в России, США, Великобритании, Германии, Италии лицо получает право голосовать по достижении возраста 18 лет, в Японии, Швейцарии, Финляндии — 20 лет, в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа — 16 лет. По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены.Данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
.Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.
Главное достоинство пропорциональной системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей.
29.ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Пполитический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. К примеру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления. Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов.
Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями. Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан. третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.
30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.
В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов; вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний; поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; участие как форма профессиональной деятельности политика.
Их соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об «активных» формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), «промежуточных» (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), «наблюдательной» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об «апатичном» отношении граждан к политике.
При всем многообразии форм и разновидностей политического участия очевидно, что все они различаются по масштабности, сфере социального распространения. Существенной характеристикой является степень интенсивности политического участия.
С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур). В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.
Полит деятельность – систематическое сознательное вмешательство от дельных индивидов или групп людей в систему обществ-полит отношений с целью приспособл ее к своим интересам, идеалам и ценностям Субъекты – участники полит акций, событий, действий.Объект –сис-ма соц-полит устройства общества. Мотивы – потребности и интересы. Типы полит действий: революции, восстания, реформы, перевороты.
политическое отчуждение.
Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения в качестве деятельности, не касающейся реальных проблем, человеческих интересов, контакт с политической властью выглядит как дело в основном крайне нежелательное, как, например, рекрутская служба, всякого рода повинности. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.
31.Понятие, признаки и структура гражданского общества.
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная:
1)сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации) во всех сферах жизнедеятельности общества;
2)совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных).
Гражданское общество может контролировать политическую жизнь, стремясь в той или иной форме интересоваться политикой, интегрироваться в политическую жизнь, тем самым её облагораживая, и судить по своим меркам и нормам, поддерживая политическую власть и укрепляя её.
Гражданское общество может контролировать политическую жизнь, стремясь в той или иной форме интересоваться политикой, интегрироваться в политическую жизнь, тем самым её облагораживая, и судить по своим меркам и нормам, поддерживая политическую власть и укрепляя её.
Структура гражданского общества.
Цели объединений в экономической сфере:
1) Защита интересов и прав, входящих в эти организации предприятий;
2) Всемерное содействие укреплению экономической позиций (на внутреннем и внешнем рынках) предприятий, входящих в организации;
3)Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции;
4)Проведение в рамках объединения хозяйственной и коммерческой деятельности (учреждение фондов);
5) Повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает: общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственных средств массовой информации.
Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Условия формирования гражданского общества:
1..Наличие многообразных форм собственности
2.. существование множества соц групп, интересов, запросов …
3.. наличие широкой сети добровольных объединений, движений
4.. наличие четкой и непротиворечивой системы законов
5.. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готовность взять полит ответственность)
31. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.
Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
— негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
— совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
— общественные объединения и организации;
— политические партии и движения;
— сфера воспитания и негосударственного образования;
— система негосударственных средств массовой информации;
— семья;
— церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— самоуправляемость;
— конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;
— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
— многоукладность экономики;
— легитимность и демократический характер власти;
— правовое государство;
— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.