В социальной защите населения
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. В мировой практике их история формирования началась с 1750 г., когда в Вавилоне создавались оды справедливости, первые гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему и заботе о бедных.
В библейские времена социальная работа выражалась как благотворительность, как религиозный долг человека. Впоследствии благотворительность приобрела три формы:
1) милостыня - подаяние нуждающимся гражданам;
2) общественное призрение - предоставление нуждающимся приюта и проживания;
3) попечительство - защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей и недееспособных совершеннолетних граждан.
На основе благотворительности была создана государственная система социальной защиты населения. В конце XIX века в Европе и США начали открываться первые школы по подготовке социальных работников. В Амстердаме в 1899 г. открылся институт подготовки социальных работников. В России становления социальной работы происходило с 1980 г., когда социальные работники начали обслуживание пожилых людей на дому.
В 1991 г. профессия специалист по социальной работе была внесена в квалификационный справочник.В настоящее время функционирует Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"[15];
Роль социальной работы в социальной защите населения заключается в её основном содержании:
- оказывать помощь инвалидам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;
- содействовать устранению или смягчению возникших затруднений путем поддерживающих, реабилитационных и защитных технологий;
- защищать лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых и иных жизненных обстоятельствах в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
- способность более широкому использованию каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты;
- планировать организацию предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем;
- осуществлять адресную дифференцированную поддержку и защиту отдельных групп населения (детей, многодетных семей, пожилых, инвалидов, бездомных и др.).
Методы социальной работы в социальной защите населения:
а) методы формирования сознания личности;
- организационные (распорядительные, координационные, медико-инструктивные, технические);
- педагогические.
б) организация познавательной, практической деятельности и поведения индивида:
- консультационные (социальное, групповые, индивидуальные; а также беседы, лекции, встречи);
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-экономические;
- правовые.
Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами.
Социальные службы- это государственные муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляемые социальной работой.Цель деятельности: проведение в политике государства, направленное на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванные формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются:
- учреждения и организации;
- трудовые и учебные коллективы этой системы;
- отношения между людьми.
Субъектами являются: органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (Министерства, Комитеты, Департаменты, Управления, Отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).
Основная функция социальной защиты населения - совершенствование деятельности её различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленной цели.
Основные уровни органов социальной защиты населения:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- корпоративный;
- негосударственные благотворительные общественные организации.
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная экспертиза;
- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
- социальная помощь семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения;
- внешнеэкономическое международное сотрудничество;
- разработка положений по основам социальной политики;
- анализ и прогноз уровня жизни населения;
- разработка социальных нормативов и рекомендаций по подготовке региональных программ.
Региональный уровень:
- обеспечение производственно-экономических задач;
- плановая и финансово-экономическая деятельность;
- создание различных фондов социальной помощи;
- решение экономических проблем.
К муниципальным социальным службам относятся: учреждения и предприятия социального обслуживания, дислоцированные на территории городских округов и муниципальных районов, но находящееся в ведении Республики Марий Эл.
Функции трудового коллектива:
- производственно-экономическая;
- управленческая;
- социальная;
- воспитательная.
Формы социальной защиты на уровне трудового коллектива:
1) отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты работников и пенсионеров;
2) социальные функции:
- совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
- развитие социальной структуры коллектива;
- улучшение отношений внутри коллектива;
- организация помощи в семейной жизни;
- проведение досуга;
- соблюдение принципа социальной справедливости.
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями и частными лицами.
Их функции:
- социально-медицинская помощь одиноким, престарелым и немощным;
- социальная реабилитация инвалидов;
- правовая помощь социально-нуждающимся категориям населения.
Оценка деятельности всех видов социальных служб заключается в уровне социальной защищенности - это результат деятельности целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, обеспечивающих населению определенный минимальный уровень социальной безопасности и жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ