В социальной защите населения

Для оказания содействия людям, нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

Благотворительность - целенаправленное внимание к людям, не способным в силу осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне.

Формы благотворительности: милостыня, общественное призрение, попечительство.

Милостыня — это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам.

Общественное призрение — предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Попечительство- защита личных и имущественных прав и интересов лиц из числа не­совершеннолетних детей и недееспособных совершеннолетних граждан.

Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанным в 1899 г. в Амстердаме.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на поддержании реабилитации и устойчивой социальной интеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты насе­ления, в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистиче­ских и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Внашей стране оформление социальной работы как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому.

Основные направления социальной работы:

Социальный надзор(контроль) и профилактика — форма практических дей­ствий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных лично­стей.

--Субъекты социального надзора -- законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);

--объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной за­щите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюде­ние установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специ­альные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного по­ведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, прости­тутки и т.п.).

Социальная реабилитация— система медицинских, психологических, пе­дагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здо­ровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоя­тельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция— процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция— процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультур­ном пространстве.

Субъекты социальной реабилитации:

• дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жес­токому обращению, оставшиеся без надзора, беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, дети-инвалиды, дети из числа беженцев, дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;

• женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;

• лица, занимающиеся проституцией;

• лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;

• лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ИТУ и специальных лечебных учреждениях;

• лица пожилого и старческого возрастов;

• инвалиды;

• беженцы, вынужденные мигранты;

• лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;

• лица — участники боевых действий;

• лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;

• безработные;

• лица без определенного места жительства.

Комплексные технологии социальной реабилитации включают:

социальную адаптацию — процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;

социально-бытовую адаптацию — процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;

социально-средовую ориентацию — процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функций индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;

социально-психологическую адаптацию — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, т.е. способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодей­ствии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и/или больших группах);

социальные услуги (медико-социальные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-бытовые, социально-экономические, социаль­но-трудовые), включающие медицинскую помощь, воспитание и обучение, профессиональное консультирование и образование, трудовое устройство, ме­дико-социальный уход, социально-бытовое обслуживание на дому, в специальных центрах и стационарных учреждениях, психологическую, психиатрическую, наркологическую поддержку и др.

Решение проблем, связанных с социальным обеспечением, в том числе с социальным обслуживанием населения, включает:

1. назначение и выплату пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.);

2. содержание и обслуживание детей-сирот, престарелых и инвалидов в специ­альных учреждениях и в случае нуждаемости на дому;

3. профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

4. протезно-ортопедическую помощь, медико-социальную экспертизу и реабили­тацию инвалидов, предоставление льгот и преимуществ отдельным социально уязвимым слоям населения.

Основное содержание социальной работы:

1. оказывать помощь индивидам и группам для осознания и устранения затруд­нений личного, социального, экологического и духовного характера, неблаго­приятно влияющих на них;

2. содействовать устранению или смягчению возникших затруднений путем под­держивающих, реабилитационных, защитных технологий;

3. защищать лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, матери­альных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах в со­ответствии с законом, прибегая к использованию власти и необходимых орга­низационных, материальных, технических и иных ресурсов;

4. способствовать более широкому использованию каждой личностью собствен­ных возможностей для социальной самозащиты;

5. планировать организацию предоставления услуг, предупреждающих возник­новение и содействующих разрешению социальных проблем;

Методы социальной работы:

• организационные-распорядительные, координационные, методико-инструктивные, технические и др.;

• педагогические — методы формирования сознания личности, организации познавательной, практической деятельности и поведения индивида;

• консультирование социальное;

• социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические, правовые.

Субъект социальной работы — лицо, в отношении которого осуществляется социальная работа.

Объекты социальной работы:

1) в широком смысле — социальные отношения, в рамках которых возникают сложные жизненные ситуации для отдельных личностей и групп населения;

2) отдельные категории населения (выше о них мы уже говорили);

3) социальные учреждения и предприятия.

Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами.

Социальные службы —государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Беларуси, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в Беларуси функционируют следующие социальные службы:

• пенсионного обеспечения;

• социально-бытового обслуживания;

• материальной помощи; социального обслуживания на дому;

• специализированного стационарного социального обслуживания;

• протезирования и протезостроения;

• технических средств реабилитации;

• специального транспортного обслуживания;

• медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

• медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;

• детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

• специальные профессиональные образовательные учреждения;

• поддержки семьи, женщин и детей;

• реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

• по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию);

• другие.

Наши рекомендации