Вооружённые силы и спецслужбы
В армию Китайской Республики вербуются мужчины с 19-летнего возраста. Полный военный персонал — около 2 млн человек, из которых 22 тыс. находятся в регулярных военных частях.
Спецслужбы Китайской Республики включают в себя Бюро национальной безопасности (National Security Bureau — NSB), Бюро военной разведки, Бюро расследований Министерства юстиции (контрразведка) и ведомства, отвечающие за внутреннюю безопасность (береговая охрана, военная полиция). Ключевую роль в спецслужбах играет разведслужба — Бюро национальной безопасности (NSB), состоящее из 6 департаментов: международной разведки, разведки на территории материкового Китая, разведки внутренней безопасности, анализа национальной стратегической разведки, научно-технической разведки и телекоммуникационной безопасности, шифрования и криптографии. Численность штатных сотрудников NSB оценивается приблизительно в 1,5 тысячи человек (см. Спецслужбы Китайской Республики).
Внешняя политика и международные отношения[
История взаимоотношений США и Тайваня насчитывает более двухсот лет, практически с момента образования Соединённых Штатов Америки как самостоятельного государства. Однако геополитическую окраску эти отношения приобретают во второй половине двадцатого века в связи с событиями, касающимися прихода к власти коммунистической партии в Китае с сохранением оппозиционного правительства на Тайване. Эти события привели к формированию так называемой тайваньской проблемы, которая видоизменяется и эволюционирует на протяжении вот уже более шестидесяти лет, и ключевым фактором неразрешённости этого вопроса является американское вмешательство.
Главное опасение, которое вызывает тайваньский вопрос — это перспектива силового решения проблемы. В течение шестидесяти лет Китай и Тайвань наращивали свой военный потенциал, кроме того Тайвань заручился военной поддержкой такого сильного игрока, как США. Перспектива военного столкновения то назревала, то уходила на второй план в разные периоды времени, это напрямую зависело не только от политических шагов Пекина и Тайбэя, но и Вашингтона. В политической истории и международных отношениях Китайской Республики большую роль играет так называемая народная дипломатия. В 1990-е годы, и особенно после избрания президентом Чэнь Шуйбяня роль этой дипломатии заметно выросла. Концепция «народной дипломатии» подразумевает взаимный диалог и сотрудничество, вовлечение всего тайваньского народа в процесс международного общения в рамках межнациональных и межсоциальных связей. Это понятие также подразумевает демократизацию международной политики, включая принципы подотчётности и прозрачности, и более полное вовлечение широкой публики в этот процесс.
В настоящее время государственный суверенитет Китайской Республики признают 22 государства: Белиз, Буркина-Фасо, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Доминиканская Республика, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Панама, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы Острова, Свазиленд, Тувалу и Святой Престол. Китайская Республика осуществляет по сути дипломатические отношения через свои «экономические и культурные представительства» (фактически, посольства).
11 августа 2004 года Китайская Республика в двенадцатый раз подала заявку на вступление в ООН — по мнению властей Китайской Республики, это поможет разрешить её конфликт с КНР. Китайская Республика пытается повторно вступить в ООН с 1993 года, но каждый раз получает отказ — прежде всего из-за противодействия Китайской Народной Республики, которая считает Тайвань и прилегающие острова частью своей территории (это положение закреплено в Конституции КНР) и выступает против вступления Китайской Республики в ООН, полагая, что членство в этой международной организации фактически будет равносильно признанию Китайской Республики в качестве независимого государства. Ситуация вновь обострилась после того, как 14 марта 2005 года Национальное собрание КНР приняло закон о сохранении территориальной целостности Китая.
В 2005 году лидеры двух главных оппозиционных партий Китайской Республики (в том числе лидер Гоминьдана Лянь Чжань) посетили с визитом КНР, где встречались с председателем КНР Ху Цзиньтао. Официальный Пекин расценивает этот факт как большой успех и прогресс в деле решения тайваньского вопроса.
В 2007 году Китайская Республика подала заявку на вступление в ООН уже под названием «Тайвань», а не «Китайская Республика Тайвань», как раньше.
В 2008 году, при очередной подаче заявки на вступление в ООН, такие страны как Гаити, Панама, Доминиканская Республика, Парагвай и Гватемала отказались продвигать заявку Тайваня[5].
Формально Китайская Республика всё ещё предъявляет претензии на территорию российской Республики Тыва, которая принадлежала Империи Цин до её распада в 1911 году, и потерю которой Китайская Республика никогда не признавала.[источник не указан 305 дней] При этом 26 февраля 2002 года Китайская Республика признала независимость Монголии[3].
С 21 по 24 апреля 2009 года в Париже под руководством ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) прошла церемония открытия Всемирной цифровой библиотеки. Руководитель Государственной библиотеки Тайваня не был допущен на церемонию. Кроме того, древние рукописи и полотна, предоставленные Тайванем для размещения в архивах библиотеки, не были доступны на сайте библиотеки все четыре дня, которые длилась церемония открытия[6].
Экономика
Тайвань имеет развитую капиталистическую экономику, которая занимает 30-е место в мире по величине паритета покупательной способности (ППС), 18-е место по валовому внутреннему продукту (ВВП), по паритету покупательной способности на душу населения и 24-е по номинальному ВВП инвестиций и внешней торговли. В соответствии с этой тенденцией большинство крупных государственных банков и промышленных предприятий были приватизированы. При технократически ориентированном экономическом планировании[7] по законам военного времени до 1987 года реальный рост ВВП был в среднем около 8 % в течение последних трёх десятилетий. Темпы экспорта увеличились после Второй мировой войны, что обеспечило главный стимул для индустриализации. Инфляция и безработица низкая, сальдо торгового баланса является значительным, валютные резервы являются четвёртыми крупнейшими в мире. На сельское хозяйство приходится 3 % ВВП, по сравнению с 35 % в 1952 году, сектор услуг составляет 73 % экономики. Традиционные трудоёмкие отрасли неуклонно вытесняются более капиталоёмкими и наукоёмкими отраслями промышленности. Экономика Тайваня является важным компонентом в глобальной цепочке ценности электронной промышленности[8]. Радиодетали и персональные компьютеры — два основных продукта индустрии информационных технологий Тайваня[9]. Институт информационной индустрии Тайваня[10][11] признан на международном уровне[12] и отвечает за развитие отраслей информационных технологий и информационно-коммуникационных систем[13]. Исследовательский институт промышленных технологий[14] со своими глобальными партнёрами[15] является передовым научно-исследовательским центром прикладных технологий в экономике Тайваня. Генеральный директорат по бюджету, учёту и статистике[16] и Министерство экономики[17] обнародывают основные экономические показатели экономики Тайваня. Институт экономических исследований Чун-Хуа[18] обеспечивает экономический прогноз деятельности важнейших отраслей экономики Тайваня[19] и авторитетные исследования на двусторонних экономических отношений с АСЕАН через Тайваньский Центр исследований АСЕАН (TASC)[20][21]. Тайваньская фондовая биржа выполняет регулятивную функцию относительно местных промышленных компаний со взвешенным финансовым воздействием на индексы FTSE[22] и MSCI[23].
Тайваньские инвесторы и предприятия стали главными поставщиками инвестиций в Китае, Вьетнаме, Таиланде, Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Из-за консервативной и стабильной финансовой политики[24] Центрального банка Китайской Республики и предпринимательских мощностей Тайвань мало пострадал от азиатского финансового кризиса 1997—1999 годов по сравнению со многими странами региона. Два других крупных банка в стране: Банк Тайваня и Мега-Международный коммерческий банк. В отличие от соседних Японии и Южной Кореи, малый и средний бизнес составляют значительную долю общего объёма бизнеса на Тайване. Тайвань стал одной из новых индустриальных стран в результате десяти крупных строительных проектов 1970-х годов. Начиная с 1990 года, экономика Китайского Тайбэя приняла экономическую либерализацию с последовательными нормативно-правовыми реформами[25]. Экономика Тайваня характеризуется высокой концентрацией бакалей[26].
Тайвань является членом Азиатского банка развития (АБР), Всемирной торговой организации (ВТО), а также Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тайвань также имеет статус наблюдателя[27] в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под названием Китайский Тайбэй[28]. Тайвань является членом Международной торговой палаты, как Китайский Тайбэй[29]. Экономика Тайваня не стремится присоединиться к Транс-Тихоокеанскому Партнёрству ранее, чем в 2020 году по причине ряда экономических требований[30][31]. Пятёрку главных торговых партнёров Тайваня в 2010 году составили Китай, Япония, США, Европейский союз и Гонконг[32][33].
Культура и социальная сфера
Наука и образование
У системы образования Тайваня было три особенности, которые сыграли важную роль в его экономических успехах. Во-первых, инфраструктура базового образования к 1950 году уже была налажена, начальное образование имела большая часть населения. Во-вторых, в 1949—1950 годах имело место бегство высококвалифицированных рабочих — сторонников Гоминьдана из материкового Китая, которые заменили японских работников и способствовали развитию местной экономики. Самым важным было то, что систему образования планировалось развивать таким образом, чтобы точно соответствовать изменяющимся требованиям растущей экономики. Срок обязательного базового образования был увеличен с шести до девяти лет, программа среднего образования была в большей степени смещена в сторону технических специальностей, госзаказ выпускников университета был строго ограничен, и университетская программа была изменена, чтобы уделить больше внимания техническим дисциплинам. Высшее образование развивается непропорционально, причём за счёт частного капитала, благодаря чему данная сфера не является столь дорогостоящей для правительства[34].
Система образования на Тайване находится под контролем Министерства образования Китайской Республики. Система образования Тайваня выпускает учащихся с одним из самых высоких уровней подготовки, особенно в математике и естественных науках[35][36]. Система была подвергнута критике из-за оказания чрезмерного давления на студентов и пренебрежения творчеством в пользу механического запоминания. Последние образовательные реформы, направленные на устранение этой проблемы являются темой многочисленных дебатов на Тайване. Хотя нынешний закон предусматривает только девять лет обучения в школе, 95 % студентов идут в среднюю школу, ремесленное училище или колледж. Президент Ма Инцзю в январе 2011 года объявил, что правительство начнёт поэтапное внедрение двенадцатилетней программы обязательного образования к 2014 году[37].
Учебные заведения
• Национальный университет Тайваня
• Национальный Военно-Медицинский Центр
Здравоохранение
Здравоохранение на Тайване находится в ведении Департамента здравоохранения Исполнительного Юаня. Как и в других развитых странах, тайваньские граждане хорошо питаются, но сталкиваются с такими проблемами со здоровьем, как хроническое ожирение и болезни сердца[38]. В 2002 году на Тайване насчитывалось почти 1,6 врачей и 5,9 больничных коек на 1000 человек населения[38]. В 2002 году в стране было в общей сложности 36 больниц и 2601 клиника. Расходы на здравоохранение на душу населения составили US $ 752 в 2000 году[38], данные расходы составляли 5,8 % от валового внутреннего продукта в 2001 году; 64,9 % расходов были из общественных фондов[38], общая продолжительность жизни в 2013 году составила 79,71 лет[39].
Среди последних основных проблем здравоохранения называют вспышку тяжёлого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году, но позже остров был объявлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) безопасным[38].
Нынешняя система здравоохранения на Тайване, известная как Национальная медицинская страховка (NHI), была учреждена в 1995 году. За счёт средств NHI реализуется обязательный социальный план страхования, который обеспечивает централизованное выделение медицинских средств. Система обещает равный доступ к медицинской помощи для всех граждан, к концу 2004 года она охватила 99 % населения[40]. NHI в основном финансируется за счёт взносов, которые основаны на налоге на заработную плату и дополняются из наличных выплат и прямым государственным финансированием. На начальном этапе плата за услуги преобладала для государственных и частных поставщиков. Большинство провайдеров работают в частном секторе и образуют конкурентный рынок в сфере здравоохранения. Хотя многие поставщики медицинских услуг обманывают систему, предлагая ненужные услуги для большого числа пациентов, а затем получают выплаты от правительства. В условиях необходимости сдерживания расходов в 2002 году NHI изменила платёжную систему, введя вместо платы за услугу из глобального бюджета на своего рода перспективную систему оплаты[41].