Вооруженные силы играют значительную роль не только в структуре военной силы государства, но и в политической системе общества.

Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в мире, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершенствование боевого состава и качественного состояния своих вооруженных сил. Приняв на вооружение доктрины, нацеленные на достижение абсолютного военного превосходства, они обеспечивают перевооружение своих вооруженных сил новейшими системами оружия и боевой техники.

Одним из структурных элементов военной силы государства выступает военно-экономическая сила. Военно-экономическая сила является материальной основой военной силы государства. Другими словами, достижение целей насилия основывается на производстве вооружения и военной технике, а их производство, в свою очередь, основывается на производстве вообще, т. е. на экономической силе.

Военно-экономическая сила определяется, в первую очередь, комплексом военных предприятий и инфраструктуры. Она определяет возможности государства по обеспечению своих вооруженных сил оружием и военной техникой, а также способность страны влиять на другие государства путем продажи, поставок оружия, боевой техники, военной технологии. Военно-экономическая сила государства активно воздействует на мировой рынок оружия, экономику других стран и оказывает непосредственное влияние на отношения между государствами.

К числу структурных элементов военной силы государства относится военно-научная сила, которая определяет степень и интенсивность воздействия военно-научной мощи государства на другие страны, систему международных отношений. Опираясь на научную мощь государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений.

Развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны с целью усиления их политической зависимости от военной технологии старшего партнера.

Встав на путь импорта военной технологии, государство-импортер становиться зависимым от экспортера не только в военно-технической, но и в политической области.

Военно-научная сила государства не только обеспечивает своевременное пополнение военной силы новейшими средствами вооруженного насилия, но и рекомендациями по их наиболее эффективному применению. Заложенные в военные доктрины и военно-стратегические концепции, эти взгляды в немалой степени определяют интенсивность и степень воздействия военной мощи страны на систему международных отношений.

Важнейшим структурным элементом военной силы государства является моральная сила народа, воинов вооруженных сил.

Военная сила государства предстает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только, мощь его вооруженных сил, но и военной экономики, науки, морального духа народа и воинов вооруженных сил. Действие военной силы в форме вооруженного насилия возможно только в периоды политических кризисов, хотя остальные ее формы действия на систему международных отношений оказывают непрерывное воздействие насильственными методами принуждения и подавления. Определение конкретных форм и методов действия военной силы государства, а также объектов ее приложения – исключительная прерогатива политического руководства государства.

Военная сила государства, являясь средством достижения политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе войны путем уничтожения или подавления противника.

Учитывая концентрацию производства (в том числе и экологически опасного), плотность населения и разрушительные возможности ядерного, а в настоящее время и обычного оружия, можно сделать вывод, что война может привести к разрушению экономического потенциала государства и экологической катастрофе регионального и глобального масштаба.

Исходя из этого, наблюдается процесс трансформации функции достижения победы в войне для военной силы государств в функцию предупреждения и предотвращения войны. Военная сила государств, в данном случае, выступает уже не только как средство достижения политических целей государств, а также как гарант сохранения мира.

Важнейшей функцией военной силы государства в системе международных отношений была и остается функция создания выгодного с позиций политической элиты соотношения сил, как в глобальном, так и в региональном или двухстороннем масштабе. Государство, обладающее большей военной мощью, способно оказывать соответственно большее воздействие на внешнюю среду.

Одним из путей наращивания военной силы государства является создание совокупной военной силы как следствие образования различного рода военно-политических союзов, блоков, систем коллективной обороны. Государство, входящее в состав военно-политического союза (блока) и имеющее относительно небольшие возможности собственной военной силы, получает возможность ее наращивания за счет военной силы союзников.

При создании военно-политических блоков государства достигают приращения совокупной военной силы и за счет совместного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и различных совместных программ вооружений. В этих условиях союзники также становятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия и боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие прибыли военно-промышленного комплекса.

Формированию совокупной военной силы способствует также распределение зон ответственности различных стран – членов военно-политической группировки по различным регионам. Проводя свою гегемонистскую политику, США как центр мировой силы, стремятся обеспечить свое присутствие во всех уголках планеты, а там, где им не удается осуществить эффективного воздействия собственной военной силой, они прибегают к помощи союзников, выполняющих жандармские функции в соответствующих регионах.

Наши рекомендации